Быстро растет число предприятий по техобслуживанию автомобилей н их оснащенность. В текущем пятилетни на развитие автосервиса будет затрачено более полумиллиарда рублей и построено свыше четырехсот новых станций обслуживания, оборудованных по последнему слову техники. Наступило время совершенствовать не только техническую» но к организационную сторону дела. Утверждено типовое для системы автосервиса положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Оно разработано филиалом Центрального научно-исследовательского автомобильного к автомоторного института и Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта. Редакция журнала «За рулем» попросила двух из авторов этого основополагающего документа, директора филиала НАМИ Ю. Н. ФРОЛОВА и заведующего лабораторией технического обслуживания легковых автомобилей филиала НАМИ Е. И. КРИВЕНКО, прокомментировать принятое положение, рассказать, что нового вносит оно в практику работы предприятий автосервиса, в его взаимоотношения с заказчиками. Вот важнейшие положения нового документа. Основой технического обслуживания является обязательное выполнение в порядке планово-предупредительном контрольно-осмотровых работ и проведение на их основе регулировочных и ремонтных операций. Такой принцип не только непременное условие для поддержания автомобиля в технически исправном состоянии и его безаварийной эксплуатации. Все вти работы требуют точных приборов, специального оборудования и знаний. К тому же без определенной системы нельзя спланировать и обеспечить ритмичность работы СТО, а в этом прежде всего заинтересован сам автолюбитель. Конечно, ежедневный уход за машиной большинство владельцев будут выполнять самостоятельно, но для первого и второго технического обслуживания лучше обращаться на СТО и делать его здесь в полном объеме, не сокращая число операций, выверенных годами. Расчеты показывают, что на обслуживание и текущий ремонт своих машин автолюбителям придется расходовать в среднем от 120 до 200 рублей в год, в зависимости от модели автомобиля и срока его службы. Причем затраты труда, времени и средств на обслуживание автомобилей новых моделей постепенно уменьшаются. В нынешней пятилетке они снизятся почти на треть благодаря применению «вечных» смазок,. саморегулирующихся тормозов. электронных систем зажигания и других усовершенствований. Но все эти преимущества надежнее всего реализуются, если машина будет находиться под опекой специалистов СТО. Практика работы станций обслуживания и авторемонтных заводов показала большое профилактическое значение планового технического обслуживания. На основе этого разработан регламент и для личных машин. Первое техническое обслуживание (ТО-1) — после пробега 1500—3000 километров (в зависимости от модели автомобиля), но ие реже двух раз в год. Его назначение — снизить интенсивность износа сопряженных деталей машины путем своевременного выполнения крепежных, регулировочных, электротехнических, шинных и смазочных работ. В число операций входит мойка автомобиля и уборка салона. Второе техническое обслуживание рекомендуется после пробега 7—12 тыаяч километров. Как видите, здесь тоже не ставят владельца машины в какие» то жесткие рамки. Важно проводить3*.ЕДИНЫЙ РЕГЛАМЕНТ АВТОСЕРВИСАкой большой и разнообразный набор на каждой маленькой станции трудно и нецелесообразно. Владелец машины имеет право выборочного проведения отдельных видов работ по техническому обслуживанию автомобиля. Ему предоставлено самому решать, какие контрольно-диагностические, крепежные, смазочные и другие виды работ при техническом обслуживании он считает целесообразным произвести, от каких услуг отказаться. Однако, как уже говорилось, в интересах самого заказчика не сокращать число операций, предусмотренных при ТО-1 и ТО-2. Станции технического обслуживания несут ответственность за качество выполняемых работ. Положение возлагает на СТО полную ответственность за качество выполняемых работ и сохранность принятых автомобилей. Если все же машина отказала по вине станции, она обязана бесплатно и вне очереди устранить обнаружившуюся неисправность. Претензии на качество технического обслуживания будут приняты в течение двух суток, а на качество текущего ремонта — трех суток после сдачи машины заказчику. Пока это довольно сжатые сроки, впрочем вполне достаточные, чтобы в процессе эксплуатации проверить техническое состояние автомобиля, В дальнейшем они будут увеличены. При капитальной окраске кузова претензии на качество работы могут быть предъявлены в течение трех месяцев. При замене агрегатов новыми или капитально отремонтированными их безотказная работа гарантируется в течение сроков, установленных заводамипоставщиками. Утверждены нормы пробега автомобилей и работы основных агрегатов после капитального ремонта. Нормы эти весьма велики. Например, автомобиль «Москвич-412» до следующего капитального ремонта должен пройти 125 тысяч километров, а ГАЗ-24 — 250 тысяч. Утвержденное «Положение» вошло в силу. Однако следует иметь в виду, что техническая оснащенность и производственные возможности многих старых станций технического обслуживания пока не позволяют осуществить в полной мере все, что предусмотрено этим документом. В полном объеме автосервис будет обеспечен на новых типовых СТО, а на действующих — по мере ввода дополнительных мощностей и усовершенствования централизованной системы снабжения запасными частями.ТО-2 не реже одного раза в год, лучше перед ежегодным техосмотром. Второму обслуживанию предшествуют поэлементная углубленная диагностика всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля, определяющая их состояние, характер и причины неисправностей, необходимость их ремонта или замены. Плановое обслуживание позволит организовать равномерную, без сезонных пиков, работу предприятий автосервиса, сократит сроки выполнения заказов и избавит автолюбителей от длительного ожидания очереди. Определение технического состояния легковых автомобилей и установление объема ремонтных работ осуществляется при помощи диагностирования. Все современные станции технического обслуживания оснащаются диагностическим оборудованием: испытательными стендами, точной электронной аппаратурой, набор которой может варьироваться в зависимости от мощности станции. Специальное оборудование позволит без разборки агрегатов и узлов автомобиля точно и объективно определять их состояние, обнаруживать скрытые дефекты, начинающиеся неисправности и разладки регулировок. Другими путями выявить все это бывает очень трудно или невозможно. Диагностика позволит своевременно установить необходимость ремонта, и, кроме того, вручаемая владельцу автомобиля беспристрастная карта с перечнем обнаруженных дефектов не вызовет у него сомнений в том, достаточно ли внимательно исследована его машина и не приписали ли ему лишнего. Капитальный ремонт производится по потребности индивидуальным или обезличенным методами: индивидуальным — с использованием оборотных агрегатов — на станциях технического обслуживания, обезличенным — на специализированных авторемонтных предприятиях. Если заказчик согласен, подлежащие капитальному ремонту агрегаты могут быть заменены имеющимися в оборотном фонде или получаемыми от авторемонтных предприятий. Конечно, возможности для капитального ремонта не на всех станциях одинаковы. На многопостовых крупных СТО в оборотном фонде полагается иметь большой набор агрегатов, узлов, приборов и механизмов для замены, вплоть до кузовов в сборе. Держать та-15