36
37
Советским гонщикам хорошо знакомы Мотоциклы «Чезет-980». которые состоят «на вооружении» многих спортивных клубов. рии, Бельгии, США и других стран. Чтобы удовлетворить спрос экспортного рынка, предприятию пришлось резко увеличить выпуск кроссовых машин. Если в 1970 году из ворот завода в г. Страконице их вышло 2000, то в 1971 году — уже 5000. В нынешнем году намечено изготовить более 8000 кроссовых «чезетов» разных моделей. Сегодня предприятие выпускает машины трех международных 3 классов: 125. 250 и 500 СМ . Эти модели имеют соответственно заводские индексы: «984», «980» и «981». Все они довольно сходны по конструкции, а две последних даже трудно различить на первый взгляд. Все три мотоцикла снабжены одноцилиндровыми двухтактными моторами. У алюминиевого цилиндра с чугунной гильзой трехканальная продувка, одно выпускное окно. В большой и малой головках шатуна — игольчатые подшипники. Зажигание — от магдино с двумя свечами на цилиндр. Через две косозубые шестерни и многодисковое сухое сцепление крутящий момент передается на коробку передач. Силовой агрегат смонтирован в одинарной замкнутой трубчатой раме. которая раздваивается под двигателем и ниже седла. Передние колеса оснащенына всех трех моделях шинами размером 2.75 — 21, а задние — покрышками 4,00 — 18 (у модели «984» — 3,50-18). В прошлом году на ярмарке в Брно завод «Чезет» демонстрировал две разновидности моделей «980» и «981», которые назвал «Эндуро». Они предназначены для кроссов на длинные дистанции, какие проводятся часто в США. В отличие от основных моделей на «Чезет-эндуро» предусмотрена пятиступенчатая коробка передач, обычная система освещения и более эффективный глушитель шуМодели Параметры «984» Диаметр цилиндра и ход поршня, мм Рабочий объем, емз Степень сжатия Мощность, л. с. Число об/мин Число передач Диаметр тормозного барабана (спереди и сзади), мм Сухой вес. кг «980» «981» 55X52 70x64 82X72 123 13.0 19 7800 5 160 180^ 95 247 10,5 29 0900 4 180 180 103 383 10,5 42 6800 4 180 180 106КРОССОВЫЕ «ЧЕЗЕТЫ»ШШ'-wПроизводственная программа чехословацкого завода «Чезет» наряду с дорожными мотоциклами классов 125 и3 175 см включает и спортивные, предназначенные для кроссов. Эти машины пользуются самой широкой известностью. На них выступают многие гонщики Советского Союза, ГДР, ПНР. Авст-КОРОТКО• • •Автомобильный завод ФСО в ЖеранИ (под Варшавой) недавно отметил 20-летие. В конце 1951 года с его конвейера сошли первые «варшавы», по конструкции однотипные с нашей «Победой». Тогда здесь было занято 1500 человек. Сегодня ФСО значительно разросся — на нем работают 17 тысяч человек. 165 предприятий поставляют заводу по кооперации детали иузлы . Продукция ФСО — «Польский ФИАТ» 125П — экспортируется _в_ 26 стран. В начале этого года с конвейера сошел стотысячный 125П. До конца года запланировано выпустить 59 тысяч автомобилей.ПРЕДСТАВЛЯЕТ «МОГЮРТ»На третьей Московской специализированной выставке гаражного оборудования и приборов производства ВНР наше внешнеторговое объединение «Могюрт» представило автомобилистам столицы более семидесяти видов продукции. В основном Это были различные установки и комплексы Для диагностики неисправностей электрооборудования, системы питания н автомобиля в целом, Все — от автоматизированной МОЙки' ушки до стенда с беговыми барабанами, характеризующего состояние машины п целом, — мы показывали в рабочем состоянии, «на ходу». Это позволило специалистам автотранспорта лучше оценить удобство пользования и надежность, производительность и эстетику различных стендов, зарядных агрегатов, инфракрасных излучателей для су шки окрашенных кузовов, подъемнике! различной мощности и других ЭКспона тов. Большой интерес вызнали типо вые проекты-макеты станций техниче ского обслуживания и бензозаправочных колонок в сочетании с небольшими магазином запасных частей и материалов, мойкой и пунктом технического обслу живания на один-дна поста. Народной Венгрии отводится значительное место в производстве различного гаражного оборудования для стран членов СЭВ. Уже в текущем году советские предприятия автотранспорта полу чат его на сумму 3,5 миллиона рублей. НАДЬ БЕЛА. первый секретарь торгпредства ВНЕ конце минувшего года со сборочного конвейера в г. Питешти (Румыния) сошла 50-тысячная легковая машина марки «Дания». Производство автомобилей на этом предприятии начато четыре года назад по лицензии фирмы «Рено». В Брно (ЧССР) исследовательским ин ­ ститутом электричесних машин совместно с кафедрой автомобилей одного из учебных институтов построен и испытан опытный образец грузового электромобиля для обслуживания магазинов. На машине установлен блок аккумулятор. ных батарей емкостью 300 ампер-часов. Собственный вес элентромобиля грузоподъемностью 1т — 2100 нг. Грузовик может развивать скорость до 40 км'час и имеет запас хода 60 км .•••••Станок для сборки и демонтажа шин грузовых автомобилей.Стенд для проверки электрооборудовя ния и карбюраторов.•В начале этого года в традиционном Брюссельском автомобильном салоне фирма «Сналдия — Волга» демонстрировала легковой автомобиль «Волга» ГАЗ-24 с дизельным двигателем «Пежоинденор» (2112 емз, 60 л. с ) . Специалисты этой фирмы, которая занимается продажей в Бельгии советских автомобилей, считают такую машину выгодной для использования з качестве танси.••Итоги 1971 года были встречены с радостью воротилами крупнейшегов мире автомобильного концерна «Дженерал Моторс». Из общего числа - 8,5 миллиона легковых автомобилей, произведенных «большой тройкой», 62 процента составила продукция его заводов. Доля главнейших конкурентов , фирм «Форд» и «Крайслер», сократилась соответственно до 25,6 и 12,4 процента.••• ма выпуска. Скорость машины с 250 icy бовым мотором составляет 140 км/час, а с 400-кубоиым — 155 км/час. Для заводских гонщиков, выступающих в таких ответственных соревнованиях. как чемпионат мира. «Чезет» на базе серийных кроссовых мотоциклов, данные которых приведены в таблице, делает несколько специальных машин. Они мощнее, легче, быстроходнее, чем серийные образцы, но значительно дороже. «Чезет» модели «084» (125 см ). Его вы пуск начат в 1970 году.3Такой «Чезет» класса 250 см' снабжает С транзисторным зажиганием, карбюраЯ тором с центральной поплавковой камерой, пятиступенчатой коробкой передач. Мощность двигателя поднята до 37 л. с. при 7000 об/мин, а вес снижен до 95 кг. 3 3 Мотоцикл класса 500 см (как и 250 см ) имеет титановые перья передней вилки и дюралюминиевые обода колес, что позволило снизить его вес до 103 кг. Мощность двигателя — около 44 л. с. Двигатель «Чезет 981»МИРЕд fМОТОКОРОТКО• • •На легковых автомобилях «Шкода» моделей «100» и «110» образца 1972 года устанавливаются вентиляционные лючки на задних стойках нузооа, усовершенствованная пробка бензобака в правом крыле , зеркало заднего вида супругим корпусом.•••Исследования, проведенные вАнглии , поназали, что ущерб, к оторый несут индивидуальные владельцы легковых ав томобилей из-за интенсивного ржавления кузовов, составляет 250 миллионов фунтов стерлингов в год. Эта сумма равноценна стоимости 250 тысяч новых автомобилей типа «Остин-макси» или ФИАТ-124. Для борьбы с коррозией ежегодно каждый автолюбитель должен тратить около 20 фунтов (то есть почти 2 — 3 процента стоимости нового автомобиля) на приобретение защитных средств.•••НОВЫЙ ЭКСПОНАТСозданный в 1951 году музей фирмы «Даймлер-Бенц» в Штутгарте — один из лучших автомобильных музеев. В его залах собраны автомобили марок «Даймлер», «Гаггенау», «Мерседес», «Бенц» и «Мерседес-Бенц», выпускавшиеся за последние 80 лет. Экспозиция пользуется большой популярностью. Только в 1971 году здесь побывало 153 700 посетителей из 123 стран. Недавно коллекция музея пополнилась еще одним интересным экспонатом — пожарным автомобилем, построенным в 1907 году заводом «ДаймлерМариенфельде».Концерн ФИАТ начал строительство девяти новых предприятий на юге Италии и острове Сицилии. Их сооружение намечено завершить в 1973 году. Южная группа заводов ФИАТ должна вып ускать ежегодно по 300 тысяч легковых автомобилей.•••Для чемпионата мира 1972 года по кольцевым мотогонкам итальянская фирма «МВ-Агуста» подготовила две новые модели (классов 350 и 500 см") с шестиц илиндровыми двигателями. Их мощность составляет соответственно 70 л. с при 17 500 обмини 90 л. с. при 16 000 об мин . М ашиныснабжены электронной системой зажигания , шести ступенчатыми коробками передач и весят по 150 кг .•••Я понский завод «Хонда» вышел на первое место в мире по годовому производству мотоциклов. 8 1971 году им выпущено 1,3 миллиона машин всех классов (от 50 до 750 см ).ДИЗЕЛИ НА ЛЕГКОВЫХ МАШИНАХНа территории Западной Европы нет богатых запасов нефти, а бензин из импортного сырья сравнительно дорог. В этих условиях выгоднее использовать на автомобильном транспорте дизельное топливо. Не случайно подавляющая часть грузовиков и автобусов а ФРГ и Франции оборудована дизелями. На легковых автомобилях двигатели с воспламенением от сжатия распространены менее широко. Однако заводы «Даймлер-Бенц» и «Пежо» на протяжении десятков лет оснащают ими отдельные модели. Ежегодно свыше 100 тысяч «мерседес-бенцев» (треть всех легковых автомобилей. выпускаемых фирмой) снабжаются дизелями. В производственной программе «Пежо» доля дизельных моделей меньше — около 10 процентов. Достоинство таких машин в экономичности. Работая на более дешевом, по сравнению с высокооктановым бензином, горючем, они к тому же расходуют меньше топлива, чем их карбюраторные «двойники». Правда, при одинаковом рабочем объеме дизель уступает карбюраторному двигателю по мощности процентов на 25—35 и заметно тяжелее его. Дизельный легковой автомобиль тихоходнее и уступает своим аналогам в приемистости (см. таблицу). Поскольку дизель снабжается аппаратурой для впрыска, имеющей прецизионные детали, а детали его кривошипно-шатунного механизма должны быть прочнее и, следовательно, тяжелее, чем у карбюраторного двигателя, то И цена легкового автомобиля с дизелем в среднем на 10 — 20 процентов выше, чем у той же модели с карбюраторным двигателем. Все перечисленные выше «плюсы и минусы» обусловливают вполне определен ное назначение легковых автомобилей с дизелями — это преимущественно работа в качестве такси. Внешне дизельные варианты не отличаются от базовых моделей. Лишь характерный звук выхлопа выдает их. «Пежо-204 дизель» 1255 (ИЗО) 40 (55) 5000 (5750) 7.3 (9,0) 22,3 (8,8) 1010 (935) 39 (20) 122 (141) 7.0 (9,5)Параметры Рабочий объем , с м3 Мощность, л. с. Число об/мин Крутящий момент, кгм Степень сжатия Собственный вес, кг Разгон с места до 100 км/час, сек. Скорость, км/час Расход топлива, л/100 км Примечание. В скобках бюраторными двигателями.«Мерседес-Бен Ц-220Д» 2197 60 4200 12,8 21.0 1410 29 134 10,5 (2197) (105) (5000) (18,2) (9.0) (1360) (14) (168) (14.0)приведены данные по моделям «204» и «220» с кар^37