^АВТОГОНКИВ нынешнем году чемпионат мира по кольцевым гонкам на автомобилях формулы 1 начался рано. Поэтому все заводы завершили комплектование своих команд уже в январе. Большинство из них постаралось найти богатых покровителей, которые в обмен на финансирование команды и содержание профессиональных гонщиков экстра-класса превращают гоночные автомобили в свои рекламные вывески. Таков закон буржуазного мира: кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Одиннадцать заводов и мастерских выставляют свои машины на чемпионат мира. Ниже мы приводим перечень команд и их состав. В скобках после марки машины стоит наименование субсидирующих фирм. БРМ (сигареты «Марлборо»); П. Гетин, X. Гэнли, Р. Виссель. «Брэбхэм» (бензин «Эссо»): К. Рейтманн, Г. Хилл. «Коинью» — новая марка, которая еще не нашла гонщиков. «Лотос» (сигареты «Гольд Лиф», бензин «Шелл»): Э. Фиттипальди, Д. Уолкер, Э. Триммер. «МакЛарен» (парфюмерия «Ярдли», бензин «Галф»): Д. Хьюм, П. Ревсон. «Марч» (химические товары СТП): Р. Петерссон, Н. Лауда. «Матра» (автомобили «Крайслер-СИМКА»): К. Амон. «Сертисс» (растворимый кофе «Брук Бонд», бензин «Бритиш Петролеум»): Т. Шенкен, М. Хэйлвуд, А. де Адамич. «Тайрелл» (бензин «Эльф», двигатели «Форд-Косворт»): Д. Стюарт, Ф. Север. «Тенно» (финансовое объединение «Мартини»): Н. Галли, Д. Белл. «Феррари» (автомобили ФИАТ): Ж. Икс, К. Регаццони, М. Андретти. Кроме перечисленных гонщиков ряд спортсменов будет стартовать на машинах, принадлежащих частным лицам: А. Соле-Руа, Г. Марко и Г. ван Леннеп — на БРМ, а Р. Штоммелен и А. Пескароло — на «Марч». Чемпионат мира этого года открылся гонками на Большой приз Буэнос-Айреса в Аргентине. Под аплодисменты 100 тысяч зрителей старт соревнованиям дал аргентинец почетный судья X. Фанхио, в прошлом пятикратный чемпион мира. Результаты первого этапа (из 15): 1. Стюарт (Шотландия): 2. Хьюм (Новая Зеландия); 3. Икс (Бельгия); 4. Регаццони (Швейцария); 5. Шенкен (Австралия); 6. Петерссон (Швеция). Итоги этапа вновь потонули в рекламе бензина и масла «Эльф», моторов «Форд», свечей «Отолайт», словом, продукции тех, кто финансировал владельца! «гоночной конюшни» Кена Тайрелла и его вассалов — конструктора Дерека Гарднера и гонщика Джека Стюарта. Трехкратный чемпион мира не строит иллюзий относительно легкости успеха. Он хорошо знает, как выглядит оборотная сторона медали. Недаром он заявил в Вене, что Международная автомобильная федерация должна как можно скорее разработать комплекс мероприятий по обеспечению необходимой безопасности для гонщика в случае аварии. «Эту задачу, — сказал Стюарт, — надо решать на таком же уровне, как делают в авиации». Программа чемпионата мира по кольцевым автогонкам на машинах формулы 1 по решению ФИА сокращена в нынешнем году с 15 до 13 этапов. Соревнования в Онтарио (США) и Зандвоорте (Голландия) отменены, причем на последней трассе — под нажимом гонщиков, резко критиковавших обеспечение ее безопасности в ходе состязаний. Второй этап чемпионата, проходивший на весьма сложной трассе Кялами в АфМОТОСПОРТУнеров. Что ж, благодарная задача. Но уже начальные строки того же введения насторожили. Оказывается, в программу начального обучения автор включил гонки по гаревой и ледяной дорожкам .(этото для владельцев личных мотоциклов!), а мотомногоборье, к ак слишном сложное соревнование, вообще не рассматривает. Между тем стоит заглянуть в правила мотоциклетных соревнований, и можно легко убедиться в обратном, например в том, что к участию в трековых гонках допускаются спортсмены не ниже 2-го разряда (значит, не новички!), тогда_ как в многоборье, и особенно в простейших однодневных и двухдневных состязаниях. таких жестких требований не существует. Неоправданно большое место в книге (третья часть всего объема) отведено мотоболу. Но эта игра также не входит в программу начального обучения мотоциклистов и, конечно, не пригодна для владельцев личных машин. Если прибавить еще пространные описания трековых гонок, то становится ясно: обещание — помочь новичкам — осталось невыполненным. А вот дальше — еще хуже. Читаешь книгу и убеждаешься в том, что ее автор совершенно не знаком с современными мотосоревнованиями. Чего только стоит повествование о мотокроссе! Оказывается, для подготовки кроссмена «выбирают самые плохие дороги, а то и вообще бездорожье», на трассах, по мнению Я. Попова, встречаются глубокие колеи, выбоины, ухабы, пни, ветки, бревна, заболоченные участки. «В таких местах,— говорится дальше, — ни в коем случае нельзя превышать скорость движения (!) — это наверняка приведет к потере равновесия». Чего только не встретишь в этом разделе! И советы по преодолению «дороги из бревен гати», и по обгону соперника в населенных пунктах. Мы с удивлением узнали, что у кроссового мотоцикла есть багажник, на который иногда рекомендуют садиться на самых трудных участках трассы пассажиру (!), что «преодолевая водную преграду с илистым дном, необходимо определить его глубину, вязкость дна», а ноги надо «поднять с подножек, чтобы не намочить их». И такое — почти в каждом абзаце. Впрочем, пора открыть секрет: многие из этих советов почерпнуты из нниги Г. И. Кукушкина «Обучение и тренировка мотоспортсмена», вышедшей в издательстве «Физкультура и спорт» в 1951 году. Не учел только Я. Попов, что иным за это время стал мотокросс, и советы, бывшие правильными 20 лет назад, ныне могут вызвать в лучшем случае недоумение. Недостаток места не позволяет нам более подробно рецензировать данный труд. Скажем только, что большая часть разделов вызывает сомнение своей целесообразностью, многие советы просто надуманны. К тому же книга написана неряшливо, а порой и неграмотно. Как, например, понять такую фразу: «пыль и дым от впереди идущих мотоциклов затрудняют обгон, создают дополнительный рисн и стремление малоопытных гонщиков войти в головную группу»? Для создания литературы, способной дать необходимые знания начинающим спортсменам, нужно находить авторитетных специалистов. Что же касается Я. Попова, то, насколько нам известно, он уже много лет тренерской работой не занимается. Вот почему его книга, изданная, кстати, тиражом 66 тысяч экземпляров, ничем не может помочь ни тем, кто готовится выйти на мотоциклетные трассы, ни их наставникам. М. КЕДРОВ, председатель комитета мотокросса ФМС СССР, А. ЕГОРОВ, мастер спортарике (круг равен 4,1 км), принес неожиданности. Победитель первого этапа двукратный чемпион мира шотландец Д. Стюарт из-за поломки в коробке передач не дошел до финиша. Первым был новозеландец Д. Хьюм на' «Мак-Ларен-М19». Дистанцию 324 км он преодолел со средней скоростью 183,8 км/час (прошлогодний рекорд — 180,9 км/час). На последующих местах: Э. Фиттипальди («Лотос-72Д»), П. Ревсон («Мак-Ларен-М19), М. Андретти («Феррари-312Б2»), Р. Петерссон («Марч-72»), Г. Хилл («Брэбхэм-БТ34»). По сумме очков впереди Хьюм (15), за ним Стюарт (9) и бразилец Фиттипальди (6). Чемпионат мира среди марок спортивных автомобилей открылся 1000-километровой гонкой в Буэнос-Айресе. Ее выиграл экипаж Р. Петерссон — Т. Шенкен на новой машине «Феррари-312ПБ» (12 цилиндров, 450 л. с. при 11 400 об/ мин, 650 кГ). Последующие два этапа — шестичасовые гонки в Дайтоне и двенадцатичасовые гонки в Себринге (обе в США) — принесли победу экипажу М. Андретти — Ж. Икс, который выступал на таком же автомобиле. По сумме очков после трех этапов из одиннадцати лидирует марка «Феррари» (60 очков), оставившая позади «Альфа-Ромео» (36) и «Порше» (18).АВТОРАЛЛИМеждународное первенство марок 1972 года началось с соревнований в Монте-Карло (первый этап из десяти). Особенно деятельно готовилась к нему фирма «Альпин». Она выставила пять автомобилей, их сопровождали 13 машин технического обслуживания с 26 механиками, массой запчастей и тысячью покрышек с различными комбинациями рисунков протектора, расположения шипов, сортов резины. Кроме того, в ходе ралли впереди пятерки «альпинов» шло шесть машин службы оповещения, которые информировали гонщиков фирмы о состоянии дорог и погоды. К слову, в последние годы конкуренция превратила эти трудные соревнования в коммерческое мероприятие. Фирмы-изготовители не жалеют денег на специальную подготовку машин. Так, автомобиль «Порше», на котором в прошлом была одержана победа в ралли «Монте-Карло», обошелся фирме в 25 тысяч долларов. Из 265 стартовавших экипаясей только 34 дошли до финиша. Среди них был и польский ФИАТ-125П. Р. Муха и Л. Яворович заняли на этой машине 24-е место в общем зачете. Победу одержал итальянский экипаж С. Мунарн и М. Мануччи на «Лянча-фульвиа-ХФ». Это был тяжелый удар для руководителя отдела рекламы фирмы «Альпин»: по свидетельству 300 журналистов, освещавших ход ралли, он сразу постарел на десять лет.МОТОКРОССЧемпионат мира в классе 250 см 3 проводится в 12 этапов. В зачет спортсменам идут семь лучших результатов. За первые десять мест, занятых на каждом этапе, начисляется соответственно 15 12 10, 8, 6, 5, 4, 3, 2 и1 очко. Чехословацкий завод «Чезет» в нынешнем сезоне подготовил более совершенные мотоциклы, не уступающие японским «Сузуки» и «Ямаха», шведским «Хускварна». Две специальные заводские машины он доверил советским гонщикам Г. Моисееву и В. Кавинову. Кроме них в чемпионате выступают еще два наших спортсмена — П. Рулев и А. Кибирин. Когда верстался этот номер, были получены сообщения с первых этапов, которые проходили на трассах Испании и Франции. Советские мотокроссмены закончили их успешно. Перед третьим этапом лидирует Кибирин, у которого наибольшая сумма очков — 20. Приводим результаты соревнований. I этап: 1. С. Гебейерс (Бельгия); 2. А. Кибирин (СССР); 3. Г. Райе (Бельгия); 4. У. Палм (Швеция); 5. М. Виртц (Бельгия): 6. Э. |Клинке (Дания); II этап: 1. Ж. Робер (Бельгия); 2. П. Рулев; 3. Г. Моисеев; 4. А. Кибирин (все — СССР); 5. М. Халм (ЧССР); 6. О. Петерссон (Швеция).39