Пятилеткаш — ш ш - — — — —^Ю№БП>С=ЭЛЕКТОРИЙЕ»'и эффективность работы автотранспортаЗавершающей стадией процесса материального производства является перемещение, доставка произведенного продукта к месту потребления. Собственно говоря, продукт становится товаром, приобретает ценность лишь в том случае, если он в виде сырья, полуфабриката или готового изделия доставлен потребителю. Карл Маркс в своих «Экономических рукописях» отмечал, что транспорт ускоряет жизненный процесс, экономит время, а к экономии времени сводится I конечном счете вся эконоB мия. _ 1 Транспортную систему часто называют кровеносными сосудами народного хозяйства. И действительно, любые нарушения в этой системе мгновенно отзываются на экономике. Недаром в труднейшие первые годы Советской власти В. И. Ленин, партия максимум внимания уделяли восстановлению транспорта. Вот любопытные! данные. За период с 16 ноября 1917 года по 27 декабря 1922 года на заседаниях Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны при непосредственном участии Владимира Ильича было рассмотрено около 2,5 тысячи вопросов, в той или иной степени касавшихся транспорта. В их числе около 70 вопросов — по автотранспорту. Царская Россия, как известно, не имела ни автомобильной промышленности, ни автомобильного транспорта. Парк автомобилей — грузовых и легковых — исчислялся всего лишь несколькими тысячами. И это в то время, когда во многих странах Европы ив Соединенных Штатах Америки автотранспорт уже играл существенную роль в хозяйстве. До революции Русско-Балтийский завод • Риге выпустил лишь 450 легковых и 10 грузовых автомобилей, тогда как в 1915 году мощность американской автопромышленности уже достигла миллиона машин в год. Известный интерес в этой связи представляют цифры, отражающие состояние дорог в дореволюционной России ив ряде других государств. К 1915 году Россия располагала 25 тысячами километров мощеных дорог, а Франция — 563 тысячами километров. В АвстроВенгрии, которая по территории была в сто раз меньше России, протяженность мощеных дорог составляла 141 тысячу километров. Потребовались годы упорного самоотверженного труда, небывалое напряжение всех сил и невиданный энтузиазм миллионов советских людей, чтобы создать отечественную автопромышленность, обеспечить возможности для быстрого развития автомобильного транспорта, отвечающего нуждам социалистической экономики. Особенно высокими темпами автотранспорт развивался в последние годы. Достаточно сказать, что за десятилетие его грузооборот вырос в 2,2 раза, тогда как железнодорожного транспорта на 66%, речного — на 75%. Преимущества в темпах развития обусловлены удобством, маневренностью, высокой экономической эффективностью использования автомобиля в качестве транспортного средства в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, в капитальном строительстве и т. д. Следует отметить, что бурный рост производства автомобилей и масштабов их применения — это всемирная тенденция. Насыщение автомобильного парка интенсивно продолжается во всех странах. Мировой объем производства автомобилей достиг 30 миллионов в год. На 1 января 1971 года в мире насчитывалось 237 миллионов автомобилей — в среднем по одному на 15 человек населения земного шара. Причем автомобильный парк растет вчетверо быстрее, чем численность населения. Вполне понятно, что это обстоятельство порождает множество разнообразных проблем, экономических и социальных. В условиях социалистического общества имеются все возможности для оптимального решения такого рода проблем. Плановое руководство хозяйством позволяет придерживаться правильных пропорций в развитии разных видов транспорта, избегать уродливых и вредных последствий чрезмерной, объективно не оправданной автомобилизации. Высшая цель экономической политики партии — рост благосостояния народа, повышение его жизненного уровня. Единственный источник наращивания наших богатств — увеличение производительности общественного труда на основе последних достижений технического прогресса и совершенствования организации производства. Эта задача важна для всех отраслей советской экономики и чрезвычайно важна для транспорта. Если внимательно проанализировать решения XXIII и XXIV съездов КПСС, нельзя не заметить, что требования к работе транспорта за последние годы значительно повысились. Задача восьмой пятилетки в этой области сводилась к тому, чтобы транспорт более полно удовлетворял потребности экономики и населения. В девятой пятилетке цель формулируется по-новому: транспорт страны должен достигнуть такой мощности, чтобы обеспечить бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, ускорение доставки грузов и передвижения пассажиров, а также создать в стране определенные транспортные резервы. Для того чтобы достичь этой цели, нужно значительно поднять суммарную грузоподъемность транспортных средств. Необходимо увеличить производство железнодорожных вагонов, речных и морских судов, транспортных и пассажирских самолетов. И конечно же — автомобилей. Для сравнения отметим, что за годы нынешней пятилетки грузооборот железнодорожного транспорта намечается повысить на 22%, речного — на 24%, морского — в 1,4 раза, а автомобильного — больше чем в полтора раза, в том числе общего пользования — в 1,6 раза. Хорошо известны преимущества автотранспорта при перевозке грузов на сравнительно небольшие расстояния — до 200 километров. Если груз скоропортящийся (например, ранние овощи и фрукты), автомобиль выгоднее использовать, чем (железную дорогу, и при расстояниях в 1000—1200 километров. Хозяйственная реформа в промышленности, усиление роли экономических стимулов проявили еще одно немаловажное достоинство автотранспорта. Промышленные оредприятия теперь вносят плату за основные и оборотные фонды. Следовательно, производственники заинтересованы в том, чтобы не держать на складах больших запасов сырья и полуфабрикатов. Да и от самих складов они бы с удовольствием отказались, будь служба снабжения более четкой. Предприятию выгодно обходиться минимумом оборотных средств и получать сырье и полуфабрикаты мелкими партиями. А какой транспорт может обеспечить бесперебойную доставку грузов небольшими партиями? Только автомобильный. Недаром Московский автозавод имени Лихачева перевел доставку аккумуляторов Подольского завода с железнодорожного на автомобильный транспорт.6 Казалось бы, пути решения проблемы ясны: нужно увеличить выпуск ' автомобилей, шире использовать для перевозок автотранспорт. Однако одни только эти мероприятия не обеспечат должной эффективности процесса автомобилизации. Необходимо прежде всего добиться значительного повышения производительности труда. Это диктуется не только общими принципами социалистической экономики, но и рядом объективно существующих в настоящее время факторов. В отчетном докладе ЦК КПСС на XXIV съезде партии Л. И. Брежнев сказал: «На современном этапе экономического развития возрастает роль отраслей народного хозяйства, призванных обслуживать процесс производства — транспорта, связи, материально-технического снабжения и других. От деятельности этих отраслей, в которых у нас занято около 16 миллионов человек, в большой мере зависит эффективность народного хозяйства». Сейчас на автотранспорте занято примерно 6,5 миллиона человек. По некоторым расчетам, грузооборот автомобильного транспорта к 1980 году возрастет раза в три. Можно ли всерьез предполагать, что в такой же пропорции должно возрасти и число работающих в автохозяйствах? Разумеется, нет. Ведь уже в нынешней пятилетке в стране складывается довольно напряженный баланс трудовых ресурсов. Значит, единственный путь—всемерно повышать производительность труда, добиваться роста объема перевозок и грузооборота без существенного увеличения численности работающих. Надо сказать, что на железных дорогах и водном транспорте подобная задача решается успешно — на протяжении последних лет грузооборот растет без увеличения численности работающих. Расчеты показывают: на автотранспорте производительность труда предстоит поднять за пятилетку по меньшей мере в полтора раза. Это — средний показатель. Всем понятно, что на автобусных линиях ив таксомоторных парках возможности для решения такой задачи ограничены, поскольку не менее важно улучшить обслуживание пассажиров, а это потребует создания резерва транспортных средств и водителей. За пятилетку производительность труда на автобусном транспорте предполагается поднять на 30%, а на таксомоторном — на 20—25%. Перед работниками же грузового автотранспорта возникает весьма сложная задача: повысить производительность труда на 60—65%. Как ее решить? Ответить на этот вопрос — значит коснуться многих сторон деятельности наших автохозяйств, нашей автопромышленности. Остановимся на основных факторах. Прежде всего речь должна идти о повышении грузоподъемности автомобилей и значительном увеличении их выпуска. В последние годы в этом отношении сделано немало. Переход на производство автомобилей большей грузоподъемности основных наших заводов — ЗИЛа и ГАЗа уже серьезно сказывается на структуре автомобильного парка в сторону увеличения его средней и суммарной грузоподъемности. Многое в перспективе у нас связано с введением в строй Камского завода, где будут производиться 8-тонные автомобили в расчете на 16тонные автопоезда. Комплекс в Набережных Челнах ежегодно будет давать 150 тысяч автомобилей. На других предприятиях готовится производство прицепов и полуприцепов к ним. Расширяется производство большегрузных машин на ЗИЛе, на Минском и Кременчугском заводах. Намечается в рамках СЭВ объединить ресурсы и для производства автомобилей большой грузоподъемности. По-видимому, это будут 14-тонные машины и автопоезда до 28—30 тонн. Простейшие расчеты показывают, что использование тысячи автопоездов грузоподъемностью в 28 тонн на междугородных перевозках дает возможность высвободить примерно пять тысяч водителей. Так же в принципе обстоит дело с перевозками массовых грузов в городах. Что касается автомобилей малой грузоподъемности, производство которых все растет в связи с широким развитием сферы обслуживания, то здесь проблему трудовых ресурсов придется решать иным путем. Представляется, что уже в ближайшей перспективе следует широко совмещать обязанности работников этой сферы с обязанностями водителя, пересмотрев, конечно, для таких случаев ставки заработной платы. Немало резервов экономии времени и повышения производительности труда водителей — в совершенствовании планирования перевозок, в улучшении их организации. Для этих целей все шире используется электронно-вычислительная техника. И опыт показывает, что затраты, связанные с приобретением такой техники, довольно быстро окупаются. Не будем подробно останавливаться на том, какое большое значение для повышения производительности труда в отрасли имеет улучшение организации перевозок, строительство скоростных удобных автотрасс, укрупнение автохозяйств, создание производственных объединений и совершенствование управления, централизация ремонта и обслуживания подвижного состава. Это вещи общеизвестные. Так же хорошо известно, что для их реализации требуется проявить инициативу и настойчивость, Не менее важной представляется нам и проблема использования водителей в автохозяйствах. Сейчас, как мы знаем, водительский состав довольно часто привлекается к работам по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. С точки зрения экономической подобная практика не выдерживает критики. Спору нет, практика эта порождена некоторыми объективными обстоятельствами — слабой ремонтно-технической базой многих автотранспортных предприятий, хронической нехваткой запасных деталей и т. д. Однако не только в этом дело. Мы должны общими усилиями преодолеть некий психологический барьер в сознании работников автотранспорта, которые считают установившийся порядок вполне закономерным. При этом порой забывают, что тем самым узаконивается неквалифицированное ведение ремонта и обслуживания автомобилей, с одной стороны, и недопустимо расточительное использование рабочего времени водителя, с другой. Это соображение, разумеется, не снимает с повестки дня вопроса об укреплении ремонтно-технической базы отрасли, улучшении системы обслуживания автомобилей, а также о необходимости конструктивного совершенствования подвижного состава. Больше того — это вещи взаимосвязанные. Автомобили, выпускаемые нашей промышленностью, безусловно, должны отличаться меньшей трудоемкостью ремонта и обслуживания. Опыт Волжского автозавода убедительно свидетельствует, что это вполне возможно. В «Жигулях» узлы с трущимися деталями смазываются один раз за все время до капитального ремонта. В межремонтный период только доливается масло в картер, коробку передач и задний мост. В конструкции автомобиля применены также самоконтрящиеся крепежные детали. Работники автомобильной промышленности подготовили широкую программу мероприятий, с тем чтобы уже с 1972—1973 гг. наши автомобили не требовали столь частой смазки, крепежки и регулировки узлов. Немало предстоит сделать и для дальнейшего улучшения условий труда водителей, повышения безопасности конструкции автомобилей. В ряду мер, необходимых для значительного роста производительности труда на автотранспорте, свое место занимает повышение квалификации водительских кадров. Эта задача тем более важна, что очень тесно связана с той же проблемой безопасности на дорогах. Водитель, не уверенный в своих силах, неопытный, как правило, плохо ориентируется в дорожных условиях, не использует в полной мере скоростные качества автомобиля, а главное — довольно часто становится виновником аварии. Трудно переоценить роль тренажеров и простейших специальных автодромов, которые позволяют намного сократить сроки приобретения навыков, необходимых для скоростного и безопасного вождения автомобиля в самых различных условиях. Для «ас это дело новое, и чем скорее мы дадим ему ход, тем скорее достигнем эффекта, который с лихвой окупит затраты. Вообще же, проблема безопасности движения каждый день ставит перед нами новые вопросы. В последнее время все больше говорят об ответственности пешехода, о его недисциплинированности. И не случайно. Если раньше этот вопрос оставался как бы в тени, то при нынешних уровне и темпах автомобилизации он выходит на первый план, и здесь не обойтись без самого широкого комплекса мероприятий, требующего усилий целого ряда министерств и ведомств, общественных организаций. Небезразлична транспортникам и квалификация автолюбителей, мотоциклистов, Ведь все мы ездим по одним улицам и дорогам. В. И. Ленин считал производительность труда главным, решающим фактором для победы нового общественного строя. Технический прогресс, современные методы организации производства и труда создают все предпосылки для того, чтобы эта задача, задача повышения эффективности общественного труда в нашей стране, успешно выполнялась, Н. ОСТРОВСКИЙ, директор Государственного научноисследовательского института автомобильного транспорта, профессор7