ДЕСТДля двухтактных — неприменимоК. Шевелев из Хабаровского края интересуется, почему на двухцилиндровых ижевских мотоциклах не ставят распределитель зажигания или двухискровую катушку, как на тяжелых мотоциклах. Главная причина в том, что в отличие от тяжелых отечественных мотоциклов на ижевских «юпитерах» двигатели двухтактныь. За один оборот коленчатого вала в них совершаются два рабочих хода (по одному в каждом цилиндре). Если применить прерыватель-распределитель (как на киевских машинах), то катушка зажигания должна будет вдвое чаще «выдавать» искру в цилиндры. Поскольку контакты прерывателя в этом случае меньше времени находятся в замкнутом состоянии, понизится вторичное напряжение катушки зажигания, и нужно будет изменить ее характеристику. Кроме того, потребуется обеспечить привод распределителя от коленчатого вала, а для этого придется существенно усложнить двигатель. Двухискровую катушку зажигания (как на ирбитских мотоциклах) использовать на двухтактных двигателях также нельзя. В одном из цилиндров искра будет воспламенять смесь в момент, когда поршень находится у нижней мертвой точки (в цилиндре четырехтактного двигателя смеси в этот момент нет), и двигатель работать не будет. Для двухцилиндровых двухтактных моторов («Юпитер», «Ява-350») лучшей признана сдвоенная система зажигания, при которой каждый цилиндр обслуживается своими прерывателем и катушкой зажигания. В этом случае обеспечивается простота и долговечность конструкции, регулярность искрообразования. Кроме того, при выходе из строя цепи одного цилиндра можно некоторое время двигаться — работает второй.службы данной батареи, необходимо понимать смысл условных обозначений, нанесенных на перемычках. Так, первая цифра в обозначении (3 или 6) показывает, сколько двухвольтовых аккумуляторов соединено последовательно в батарею. Очевидно, что цифра 3 встречается только на 6-вольтовых, а 6 — на 12-вольтовых батареях. Буквы «СТ» обозначают тип батареи: «стартерная». Затем через тире указывается емкость батареи в ампер-часах при 10-часовом режиме разряда. И наконец, следуют буквы, характеризующие материал корпуса («Э» — эбонит, «П» — пластмасса) и сепараторов («М» — мипласт, «МС» — мипласт и стекловойлок, «Р» — мипор, «В» — лорозинил). Сухозаряженные батареи можно отличить по наличию буквы «Э» в конце обозначений. Например: батарея 6 —СТ — 68 ЭМ — Э . Значит, батарея 12-вольтовая, стартерная, номинальная емкость 68 а-ч, в моноблоке из эбонита с сепараторами из мипласта, сухозаряженная. Срок службы — 18 ме-яцев при пробеге не больше 40 тысяч километров;плохая работа свечей зажигания (двигс--' тель «троит»); неправильная установка угла опережения зажигания; загрязнение охлаждающих поверхностей самих цилиндров и их головок, масляного нартера и радиатора; обеднение рабочей смеси из-за неправильной регулировки карбюратора или подсоса воздуха в местах соединений приборов системы питания; повреждение автоматического регулятора температуры в мотоотсеке; большое ноличество нагара в камерах сгорания; низкое давление масла в системе смазни; завихрения потона воздуха на пути в моторный отсек из-за отгибания панели в воздухозаборнике. Сам перечень вероятных «болезней», вызывающих «жар» у двигателей МеМЗ, подсказывает и методы «лечения». Обычно оно помогает. Рабочая температура масла в картере двигателя должна быть в пределах 80 — 100 градусов. Масло АС-8 допуснает кратковременную эксплуатацию автомобиля при температуре 110 — 115 градусов.Шины и гарантия«В процессе эксплуатации вышла из строя шина 6,70—15, — пишет Л. Рубанец из Курска. — В каких случаях можно предъявить претензию заводу-изготовителю?» Для шин легковых автомобилей, изготовленных по ГОСТ 4754 — 64 (в том числе и для шины 6,70—15), установлена гарантийная норма пробега, равная 33 тысячам километров. Исключение составляет шина 5,20—13 (24 тысячи километров). Если шина «пробежала» меньше 10 тысяч километров и вышла из строя по вине завода, она должна безвозмездно обмениваться на новую. В том случае, когда дефект обнаружен при пробеге свыше 10 тысяч километров, но меньшем, чем гарантийная норма, — завод оплачивает разницу между этой нормой и фактическим пробегом. Замена шин или указанная оплата производятся в течение трех лет с момента изготовления, включая время складского хранения, при условии, нонечно, что водитель соблюдает действующие «Правила эксплуатации автомобильных шин». К дефектам производственного характера относятся: равномерный преждевременный износ протектора ранее установленного гарантийного пробега при работе шин на исправном автомобиле; отслоение протектора от брекера (местног или по всей онружности) или вместе с брекером — от каркаса; расслоение каркаса с последующим разрывом, сквозным или несквозным; разрыв каркаса при наличии извилин корда без следов механических повреждений; расслоение в бортовой части; деформация и разрушение проволоки бортового нольца; раскол протектора по канавкам; глубокие трещины на протекторе и боковине. Если камера имеет расслоение стыка, посторонние включения, пропускает возДух у резиновой пятки вентиля вследствие ее отслоения, — на нее также можно предъявить рекламацию.КоротковолноваяприставкаС. Пономарев из Тамбова интересуется, не поступают ли в продажу приставки к автомобильным приемникам АТ-64, позволяющие принимать передачи в диапазоне коротких волн. Отвечают сотрудники харьковской оптово-розничной конторы «Спорттовары». На «москвичах» моделей «408», «412», «426» и «427» до февраля 1970 года устанавливались радиоприемники АТ-64, не имевшие диапазона коротких волн. Для них харьковский завод «Промсвязь» начал выпускать коротковолновую приставку КВП. Она легко монтируется на автомобиле, а ее форма хорошо сочетается с передней панелью приемнина АТ-64.Сколько служить аккумуляторуП. А. Никитина из г. Березовского Свердловской области, рижанина Л. Маневича и других читателей интересует, каков срок службы автомобильной аккумуляторной батареи и как он исчисляется. Эксплуатационных норм здесь не су-. ществует. Есть определенный минимальный срок службы, который гарантируется государственным стандартом ГОСТ 959 — 51 при соблюдении правил ухода за батареями и при исправном электрооборудовании. На определение срока службы влияют многие факторы, но решающее значение имеют материал сепаратора и интенсивность эксплуатации. Батареи с сепараторами из мипласта или мипора должны служить не меньше 18 месяцев, если пробег автомобиля за это время не 'Превысил 40 тысяч километров. Когда сепараторы из мипласта или мипора комбинируются со стекловойлоком, — срок службы продляется до двух лет, при условии, что пробег автомобиля за это время не превысил 60 тысяч ки ­ лометров. На практике часто случается так, что батарея отработала положенные 18 или 24 месяца и после этого вышла из строя, хотя пробег автомобиля меньше контрольной цифры. Тем не менее, такую баIiB.t!° следует считать отвечающей ГОСТу, так как календарный срок выдержан. Чаще встречается другое — пробег уже превышает нормативный, а срок службы еще мал. И в этом случае батарея гарантию выдержала. Чтобы точно определить, каков же срок КВП позволяет принимать передачи на волнах длиной 25, 3 1 , 4 1 , 49 и 75 м. Она улучшает качество приема, особенно в местах, где много помех, сильно влияющих на работу автомобильного приемника в диапазоне длинных и средних волн. Габариты приставки: 200x115x41 мм. Вес — 0,75 нг. Это удобное и легко монтируемое устройство отправляет для индивидуальных заказчиков наложенным платежом магазин «Спартак» (Харьков, ул. Косиора, д. 6). Стоимость КВП — 35 рублей. Оптовая отправка (партиями не менее 50 штук) для магазинов осуществляется харьковской оптово-розничной конторой «Спорттовары» (Харьков, ул. М, Гончаровка, д. 27/31).Литература по «самоделкам»«Хочу построить самодельный автомобиль, но не знаю, где найти справочную литературу, — пишет киевлянин С. Остапенко. — Что вы мне можете посоветовать?» Технические требования к самодельным автомобилям были опубликованы в журналах «За рулем» (1965, № 4 и 9) и «Моделист-конструктор» (1967, № 5). Кроме того, они приведены в книге В. М. Геслера «Автомобиль своими руками», ноторую в 1970 году выпустило тиражом 39 000 экземпляров Издательство ДОСААФ. В ней содержится описание любительских конструкций, отдельные теоретические положения, необходимые при постройке машины, и справочные данные по узлам некоторых автомобилей и мотоциклов. Представляет несомненный интерес и вышедшая недавно ннига В. Родионова и Б. Фиттермана «Легковые автомобили» (издательство «Машиностроение», 1971). Наконец, довольно обширная информация по автомобильным «самоделкам» регулярно публикуется журналами «Моделист-конструктор» и «Техника — молодежи».Причины перегрева«Двигатель моего «Запорожца» летом перегревается», — пишет нам рижанин К. Васин. — Отчего это происходит?» Этот вопрос задают также москвич В. Лукьянов и другие читатели. Отйётить мы попросили специалистов Мелитопольского моторного завода, поставляющего на «Коммунар» силовые агрегаты. Перегрев двигателя МеМЗ-966 чаще всего вызывается одной из десяти причин. Вот они. Пробуксовка ремня вентилятора; бензин с несоответствующим характеристике двигателя октановым числом (причем оно может быть как слишком низним, так и слишком высоким);34