Это снимки более чем тридцатипятилетней давности. Они взяты из личного архива участника первого автомотопробега краскомов Северо-Кавказского военного округа полковника запаса П. В. Михайлова. Беседу с ним записал Ю. Замятин. Тридцатые годы были знаменательны для Красной Армии широкой механизацией, освоением новых видов оружия. В этих условиях первостепенную роль играла подготовка личного состава: бойцы и командиры изучали танковую, автомобильную и мотоциклетную технику, постигали воинское мастерство. В октябре 1934 года начальник управления Автоброневых войск СКВО вызвал к себе группу командиров мотомеханизированных и танковых частей округа. — Вам, товарищи, предстоит принять участие в автомотопробеге нашего округа, — сказал он. — Маршрут большой и трудный. Кубань и Ставрополье, далее по Военно-Грузинской дороге через хребты Большого Кавказа, вдоль Куры на Батум, по черноморскому побережью на Новороссийск и Ростов. В группу участников пробега вошли командир танкового ттолка Волох (он же командор пробега), военный инженер Пастухов, воентехники Ильин и Быков, начальник автотракторного парка полка Евскжов и другие. 13 октября колонна из восьми мотоциклов иностранных марок и двух автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА тронулась в путь. Горные перевалы встретили участников пробега ливневыми дождями, непролазной грязью. Командиры в буквальном смысле слова на руках втаскивали на кручи мотоциклы и автомобили. Не меньший риск представляли спуски в долины, где ожидали их другие трудно-ПРОБЕГ КРАСКОМОВсти — горные реки, через которые переправлялись вброд, своим ходом и на подручных средствах. Стремительную Куру форсировали с помощью буйволов, использовав их в качестве буксиров. И вот в таких условиях прошли более половины пути. 6 ноября колонна финишировала у штаба СКВО в Ростове-наДону. Позади было три тысячи километров трудных дорог, непрерывные марши по 16—18 часов — все это потребовало от участников пробега напряжения сил, знания техники,' умелого вождения, а порой и личного мужества. Утром 7 ноября автомобили и мотоциклы прошли перед фронтом войск СКВО, принимавших участие в военном параде. Приказом по округу всем участникам пробега была объявлена благодарность и вручены памятные значки. Так красные командиры СКВО показали пример умелого владения боевой техникой. Было это почти сорок лет назад. Ныне сотни и тысячи юношей участвуют в мотопробегах по местам боевой и трудовой славы, по ленинским местам. Участники пробега (слева направо): Быков, Михайлов. Евсюков. Ильин, Пастухов, Волох (командор пробега). Может быть, они повторяют и маршруты, ,по которым в свое время прошли краокомы. Как же сложились в дальнейшем судьбы участников первого пробега? Командор П. В. Волох погиб во время Отечественной войны в звании генерал-лейтенанта. П. В. Михайлов — ныне полковник запаса, был заместителем начальника Пушкинского танкового училища, кавалер ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени, сейчас он живет в г. Пушкине. И. А. Евсюков — полковник запаса, участник Отечественной войны, награжден орденом Ленина и тремя орденами Красного Знамени, живет в г. Калининграде. Техник Ильин погиб в 1942 году в боях за Ростов. Судьба остальных товарищей неизвестна. Но вполне возможно, что, прочитав эту запись беседы с П. Михайловым, кто-то из здравствующих ныне откликнется и напишет о себе.Через Терек. Прошли ливневые дождя. Участники пробега штурмуют Годерэский перевал.Колонна втягивается в Дарьяльское ущелье.