АВТОМАТ ДЛЯ ПРОГРЕВАЗапасливый хозяин готовит саки летом. На худой конец осенью. Автолюбителей, ездящих зимой, уже сейчас занимает мысль: как поддерживать двигатель «в боевой готовности», когда на улице сильный мороз? Каким образом точно определять, пора ли уже прогревать его? От этих забот избавит автомат, сделанный А. Н. КОМАРОВЫМ из г. Петухово Курганской области. Он прост, и каждый водитель легковой машины, грузовика или автобуса с бензиновым двигателем сможет сделать подобный. Все устройство состоит из двух реле: реле сигналов РС-504 и реле напряжения, взятого от реле-регулятора РР-24. Второе нужно для отключения стартера, когда двигатель работает. Электрическая схема ясна из рисунка. При включенной системе (включатели 6и 8) и температуре воды в блоке плюс 60—60° контакты 13 и 14 датчика 1 температуры воды (как его переделать, расскажу ниже) разомкнуты — тока в системе нет. При остывании воды до плюс 40° биметаллическая пластина 12 замыкает контакты 13 и 14, и между клеммой «Б» замка зажигания 7и датчиком 1 возникает ток. Он проходит через катушку реле 2и вызывает смыкание его контактов. Теперь ток поступает в цепи, ведущие от клеммы «С» к клемме «3» замка зажигания 7и от той же клеммы «С» к клемме «Г» реле 4 стартера и через сомкнутые контакты 3 этого реле к клемме «С» замка зажигания. Таким образом, одновременно включаются зажигание и стартер. Когда двигатель начал работать, на клемме «Б» релерегулятора 5 появляется ток, проходит через обмотку катушки реле стартера, намагничивает ее и притягивает якорек. Контакты размыкаются, прекращается подача тока на клемму «С» замка зажигания 7 — стартер отключается, а двигатель продолжает работать. Когда вода прогревается до плюс 80—86°, биметаллическая пластина 12 датчика 1 выгибается и размыкает контакты — размыкается цепь и выключается зажигание. С остановкой двигателя прекращается подача тока в обмотку катушки реле стартера, контакты вновь смыкаются и стартер готов к новому пуску. При остывании двигателя до плюс 40° цикл повторяется. Как переделать датчик 1? Разобрать его, распилив корпус у резьбовой части, вынуть «начинку», отсоединить биметаллическую пластину 12, удалить изоляционные шайбы 11 между пластиной 12 и корпусом 15 и снова собрать. Спираль, намотанная на пластину, не нужна. Ее можно удалить. Собирая, переверните пластину, чтобы она при нагреве изгибалась в другую сторону и размыкала контакты (раньше она их замыкала). Теперь нужно отрегулировать переделанный датчик. Грубая регулировка — подгибанием пластины 12, более тонкая — контактным регулировочным винтом 14. Установите такое положение, чтобы контакты 13 и 14 чуть касались один другого, поместите датчик на блоке так, чтобы он прогревался вместе с ним, соедините цепь по схеме и включите. Двигатель должен работать. Добейтесь, чтобы он выключался при плюс 80—85° (регулировка винтом), поместите датчик в корпус, запаяйте, еще раз проверьте и поставьте на место.Человек, который построил городВпервые я услышал о нем во время встречи рабочих автотранспортного предприятия № 4 управления «Ленстройтранс» с группой чехословацких автомобилистов, В конце дня, когда наши друзья уже побывали в ремонтных мастерских, познакомились с техникой, М. П. Щербаков, директор предприятия, неожиданно предложил: — Хотите посмотреть наш город? — Ленинград? — не понял переводчик. — Вроде. И директор открыл дверь одной из комнат, Перед нами предстали станции метро «Горьковская», парк Победы, набережная Фонтанки. Дома из стекла и бетона тянулись к небу. По улицам сновали «волги» с шашечками на боку. Мигали огоньки светофоров. Регулировщик в белых перчатках останавливал жезлом поток машин, Все было знакомо и уменьшено во много-много раз. — 01 — первый не выдержал Яромир Стиборек, торговый директор «Татры».— Это создал талантливый архитектор! — Это сделал наш водитель Владимир Сычев. Прошел месяц. Репортерские дела бросили меня за город. По раскисшей от дождя проселочной дороге третий километр я шагал к станции. Вдруг рядом осторожно, чтобы не забрызгать, затормозил грузовик. И веселый шофер распахнул дверцу: — Забирайся. Мне в город. В просторной кабине «Шкоды» было тепло и сухо. Мы разговорились. Шофер мой сетовал на простой под погрузкой. Три часа потерял. Часто ли такое случается? Нет, не очень. Вчера день был — одно удовольствие. ОтвезРЭлектрическая схема автомата для пуока двигателя; 1 — датчик темпеатуры воды; 3 — реле сигнала С-804; 3 — контакты реле стартера; _ — селе стартера; 5 — реле-регулятор РР-24; в — включатель; 7 — еамок зажигания; 8 — включатели; 9—• замлепка; 10 — контактная пластина; 11 — изоляционные шайбы; 12 — биметаллическая пластина; 13 — контакт биметаллической пластины; 1 4 контактный регулировочный винт; 15 — корпус датчика температуры воды.