22
23
МОРАЛЬНЫЙ КЛИМАТ ДОРОГИ И ПРАВОСтатья Ю. Соляникова «Моральный климат дороги» («За рулем», 1972, № 1) затрагивает важные стороны взаимоотношений людей на автомобильных трассах. Автор, как известно, выбрал три аспекта: водитель и водитель, водитель и попутчик, водитель и сотрудник милиции. В уже опубликованных письмах-откликах ив тех, с которыми меня познакомила редакция, приводится множество примеров взаимной выручки водителей, их бескорыстного участия к «голосующим» на обочине и добрых встреч со «стражами порядка». В одном случае автолюбитель В. Тумашееич (село Перевалово Тюменской области) выручил женщину-ревизора, которая забыла • магазине документы и деньги, в другом — водителю С. Дунайцееу (г. Севастополь) помог тракторист, в третьем... Добрых примеров много — не перечислишь, они рождаются каждый день и свидетельствуют о том, что моральный климат дороги определяется высокими требованиями морального кодекса строителей .коммунизма. Но есть письма иные. Кое-кто сетует на «куркулей», сидящих за рулем, которые позорят профессию шофера, на «мешочников», которые суют честному водителю замусоленные трешки, на бессердечных милиционеров... Черные краски и мрачные тона « этих письмах, нечего греха таить, порой небезосновательны. Лиходеи на дорогах еще не перевелись. Наконец, третья категория — это письма настороженные, от которых веет духом сомнения, неопределенности, такой приблизительно концепции: «Оно, конечно, так, да «друг как бы чего...» Но «от один вопрос затрагивается авторами всех категорий писем. Речь идет о роли и месте правовых норм в моральном климате дороги. Для постановки такого вопроса есть все основания. Нормы советского права, будучи выражением воли трудового марода, по природе своей являются выражением морали советского общества, стоят на ее защите, служат ее утверждению. Они карают тех, кто .в угоду личным интересам пренебрегает интересами общественными. Правовые нормы касаются всех трех аспектов взаимоотношений, о которых говорится в статье Ю. Соляникова. Водитель и водитель. Действующие правила движения содержат целый ряд требований, обязывающих водителей быть внимательными друг к другу, «оказывать в пути всевозможную помощь другим водителям в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения» (ст. 20, п, «в»), принимать меры для беспрепятственного проезда транспортного средства, оборудованного специальным сигналом (ст. 21), и т. п. Нужно ли .говорить, что такие требования полностью соответствуют нравственным 'нормам советских людей, а их нарушение противоречит не только моральному климату дорог, но и основному закону дорог — Правилам. Лица, допустившие нарушение этих требований, могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной. Так, Правила (ст. 23) предписывают водителям, причастным к дорожио-транспортному происшествию, принять меры к оказанию помощи потерпевшим. Это глубоко гуманное требование выполняется, к сожалению, далеко не всеми. Водитель автомобиля ГАЗ-51 Крюков совершил наезд на мотоциклиста С , причинив ему тяжкие телесные повреждения. С. находился в состоянии опьянения и сам был виновен в случившемся,так как выехал с проселка на главную дорогу, не пропустив автомобиль. Однако Крюков, боясь ответственности, убедившись, что пострадавший находится в бессознательном состоянии, с места происшествия скрылся. На другой день он был найден. Несмотря на то что Крюков был признан невиновным в самом дорожно-транспортном происшествии, его привлекли к уголовной ответственности по ч. II ст. 127 УК РСФСР за заведомое оставление без помощи мотоциклиста С. Суд приговорил его к исправительным работам сроком на один год. Кстати, максимальное наказание за это преступление — два года лишения свободы. Говоря о взаимоотношениях водителей между собой, хотелось бы остановиться еще на одном вопросе. Нередко можно встретиться с искаженным представлением о взаимовыручке водителей. Оказание помощи иногда понимается в смысле «не выдать» товарища по профессии, скрыть совершенный им проступок, выгородить его перед милицией. Большинство водителей правильно понимают свой общественный долг, пресекают правонарушения, помогают органам милиции в обеспечении порядка на улицах и дорогах. Однако можно привести немало примеров, свидетельствующих об отсутствии в некоторых коллективах обстановки нетерпимости к лицам, нарушающим и моральные и правовые нормы. В этом отношении весьма показательны данные, полученные при изучении уголовных дел по дорожнотранспортным происшествиям, совершенным водителями в состоянии опьянения. В 40 процентах случаев они употребляли спиртные напитки в общественных местах: в столовой, буфете, магазине — • компаниях со знакомыми или при посторонних гражданах, а почти в каждом пятом случае — при участии других водителей или иных работников автохозяйств. И ни в одном случае выпивка не была пресечена, а водитель не был отстранен от управления автомобилем. А ведь пьяный за рулем в первую очередь представляет опасность для своих же товарищей по профессии. Нетерпимое отношение к нарушителям является непременным условием здорового морального климата дороги. Именно в этом плане мы и должны водитель начинает растерянно соображать: что же делать дальше? Бесполезно и безвозвратно проходят первые минуты, самые важные для спасения пострадавшего. Дальше в организме могут начаться необратимые процессы, и человек будет обречен. На моей памяти был случай, когда пострадавшего быстро положили в кузов грузовика и со всеми предосторожностями привезли в больницу, расположенную всего в полукилометре от места происшествия. Здесь выяснилось, что человек умер в пути от удушья. В панике и суматохе никто не догадался ослабить его галстук, туго затянувшийся при аварии. Между тем правильно и своевременно оказанная первая помощь буквально спасает человека. Подтверждений этому множество. Однажды в нашу больницу доставили с места происшествия 30-летнюю женщину с тяжелым ушибом мозга и другими серьезными травмами. При столкновении легковых автомобилей многочисленные осколки лобового стекла «нафаршировали» го-ПЕРВАЯ ВОДИТЕЛЯ!По профессии я врач-хирург и реаниматолог, аа рулем — автолюбитель. Как водителю мне пришлось быть свидетелем десятков дорожных происшествий, как врачу — иметь дело с многими иа жертв. Так что проблема, о которой я собираюсь говорить, мне знакома с разных сторон, а предложения подтверждены опытом, фактами. Известно, как много делается сейчас для того, чтобы предотвращать дорожно-транспортные происшествия. Если же несчастье случилось, то все остальное считается делом врачей: они, в меру своих возможностей, должны спасать жизнь и восстанавливать здоровье пострадавшего. Не удастся спасти — ничего не поделаешь, печальный список погибших увеличится еще на одну единицу. И как-то забывается при этом, что врачи нередко находятся за много километров от места аварии и могут прийти на помощь пострадавшему спустя довольно длительное время, а это безвозвратно потерянное время зачастую делает все усилия медицины безрезультатными. Первым возле пострадавшего оказывается не врач, а чаще всего водитель, участник происшествия или проезжающий мимо, и от него в значительной степени зависит жизнь попавшего в беду человека. Какими же неумелыми бывают его действия! Первая помощь нередко ограничивается тем, что раненого извлекут из разбитого автомобиля или уберут с проезжей части и поудобнее уложат на обочине дороги. Затем22 рассматривать взаимоотношения водителей и работников ГАИ. Инспектор дорожного надзора стоит на страже общественных интересов, в том числе — интересов водителей. Его деятельность, права и обязанности строго регламентированы. Бояться сотрудника ГАИ может (и должен!) только нарушитель. В последние годы много сделано для повышения квалификации, мастерства, культуры в работе сотрудников милиции, одной из основных обязанностей которых является оказание помощи участникам движения, внимательное, чуткое отношение к советским гражданам. Вместе с тем они должны быть непримиримы к правонарушителям. Их нелегкий труд вызывает большое уважение участников движения, их поддержку, помощь. Конечно, не вывелись еще примеры иного характера, наблюдаются случаи черствости, неправильного применения действующего законодательства, злоупотребления служебным положением со стороны отдельных сотрудников ГАИ. Понятно, что подобные факты вступают в противоречие с нормами морали и права: нарушать закон никому не дозволено. Однако из частных случаев было бы неправильным делать вывод о том, что водители боятся не аварии, а милиции. Речь может идти о другом: чувство самоконтроля, личной ответственности за безопасность движения у некоторых водителей развито очень слабо или отсутствует вовсе. И сотрудник ГАИ, безусловно, является для них сдерживающим фактором. Не потому ли где-то в глубинке, на местных дорогах заметно чаще встречаются правонарушители, растет число дорожно-транспортных происшествий, совершенных такими вот недисциплинированными водителями, обычно нетрезвыми. Не перевелись злостные нарушители и на широких автомобильных магистралях и городских улицах: 25 процентов из числа опрошенных водителей указали, что «под газом» они позволяют себе сознательное превышение скорости, неподчинение требованиям знаков, нарушение других требований Правил. Здесь только моральными воздействиями не обойдешься. Мало пристыдить нарушителя, он должен быть наказан. лову раненой, внедрившись между кожей и костями черепа. В бессознательном состоянии она пробыла 29 суток. С тех пор прошло семь лет. Выздоровевшая после операции женщина осталась полностью трудоспособным, психически полноценным человеком. Умелая помощь на месте происшествия и Правильная транспортировка пострадавшей в больницу сыграли решающую роль в дальнейшей борьбе за ее жизнь. Все сказанное приводит к одному выводу: каждый водитель обязан уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшему в дорожном происшествии. Комплекс необходимых для этого знаний должен прочно войти в учебные программы автошкол и курсов наравне с преподаванием правил движения, устройства автомобиля. Шофер обязан уметь остановить наружное кровотечение, произвести фиксацию конечностей в случае перелома костей, обеспечить проходимость дыхательный путей. Ему необходимо знать основы сердечно-легочной реанимации, чтобы при пораже-Строгая и справедливая требовательность к нарушителям, применение к ним правовых норм служат оздоровлению морального климата дороги. Особого внимания заслуживает сочетание правовых и моральных норм во взаимоотношениях водителей и попутчиков. Какие действия запрещает закон, за что он устанавливает ответственность? Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1968 г. «Об усилении административной ответственности за нарушение правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами» (ст. 4) устанавливает наказание в виде лишения права на управление до одного года или штрафа в размере до 30 рублей «за использование транспортных средств в целях личной наживы». Подобные нормы содержатся ив соответствующих указах других союзных республик. Как видим, закон запрещает не всякий подвоз пассажиров вообще и попутных в частности, а корыстное использование транспорта. Эта норма не только не создает каких-либо дополнительных трудностей для терпящих бедствие на обочине, но, напротив, служит -их интересам, оберегает от рвачей и хапуг. И если мы, к сожалению, можем говорить об отдельных случаях, когда сотрудники милиции без достаточных оснований предъявляют водителям претензии за подвоз попутных пассажиров, то бесспорно и другое: «калымщики» на автомобильных трассах — явление далеко не исключительное. Они наносят и моральный и материальный ущерб обществу, для личной выгоды тратят рабочее время, эксплуатируют государственную технику. Необходимость строгой борьбы с ними не вызывает сомнения. С другой стороны, Правила обязывают водителей предоставлять транспортное средство в неотложных случаях сотрудникам милиции, дружинникам, медицинским работникам, представителям некоторых других служб и общественности. И здесь правовые нормы преследуют гуманные цели. Сотрудники 'Госавтоинспекции в необходимых случаях не только не должны нин функции органов дыхания и кровообращения у потерпевшего суметь сделать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Нужно уметь правильно транспортировать раненого. В каждой машине должна быть аптечка с медикаментами первой необходимости, а водитель обязан знать их назначение и уметь применять. Польза введения такой простейшей медицинской подготовки для всей многомиллионной армии водителей ни у кого не может вызвать сомнения. Эта подготовка значительно снизит смертность на дорогах, возвратит жизнь многим людям, погибающим из-за медицинской неосведомленности водителей. Предвидится лишь одно существенное возражение: насколько постижима вся эта «премудрость» для простого, не очень искушенного в таких вещах шофера и не выветрится ли она из-за отсутствия регулярной практики? В ответ следует подчеркнуть, что речь идет не о подготовке медика, а об элементарных знаниях, схожих с теми, кото-препятствовать бескорыстной перевозке людей на попутном транспорте, но и обязаны содействовать перевозке детей, инвалидов, престарелых (граждан и женщин. При этом, разумеется, необходим строгий контроль за соблюдением правил перевозки людей. Авторы писем в редакцию Ю. Коробов (г. Калуга), В. Петров (г. Омск), Н. Слепнев (г. Ангарск) и другие справедливо указывают, что, сажая в автомобиль попутчиков, водитель берет на себя дополнительную ответственность. Да, в случае совершения дорожнотранспортного происшествия закон не освобождает водителя от ответственности за наступившие тяжкие последствия, если даже пострадавший сам попросился в автомобиль. Это обстоятельство может быть принято во внимание при определении меры наказания, но оно не является обстоятельством, исключающим ответственность виновного лица. На первый взгляд может показаться, что это положение закона усложняет взаимоотношения водителей и попутчиков. «Зачем сажать в машину человека, из-за которого в случае дорожно-транспортного происшествия можешь сам сесть в тюрьму или придется выплачивать ему материальную компенсацию за причиненное увечье?» — рассуждают осторожные люди. Эти рассуждения следует довести до логического конца: зачем вообще садиться за руль, если это сопряжено с опасностью? Не будем разубеждать скептиков, которые, не полагаясь на себя, считают несчастные случаи на дорогах фатальной неизбежностью. Заметим лишь, что выполнение морального долга, оказание помощи людям действительно бывает сопряжено с риском, Здесь-то и проверяются нравственные качества. Однако в водительском деле — независимо от того, находятся в автомобиле пассажиры или их нет, — твердое соблюдение правил всегда гарантирует безопасность движения. Таковы лишь некоторые аспекты сочетания и взаимодействия правовых и моральных норм на дорогах. В них нет противоречий, их цели и задачи едины. В. ЖУЛЕВ, кандидат юридических наук рые получает по программе подготовки бойца каждый юноша, призванный в армию, независимо от его образования. Многолетняя практика показывает, что они вполне доступны каждому. А чтобы эти знания не воспринимались как малообязательная формальность, чтобы выработать к ним должное уважение, необходимо контролировать их на экзаменах и при повторных проверках так же строго, как знание правил движения. Такую подготовку должны пройти все водители — и профессионалы со стажем и начинающие любители. Работу предстоит проделать весьма большого масштаба, но она крайне необходима и выполнима. Нет сомнения, что все медики готовы принять в ней самое активное участие. Ю. ФИЛИППОВ, заведующий отделением городской больницы, (кандидат медицинских наук г. Днепродзержинск23