10
11
Мы в Тольятти. Точнее, на Волжском автозаводе, чья продукция , м алолитражки « ж игули » , у же хорошо известна почти каждому , даже не автомобилисту. Прежде чем отправиться по цехам, чтобы увидеть, к ак делают эти машины , — нескольку слов о заводе. Первые кубометры грунта на гигантской строительной площадке (около 500 гектаров), отведенной для сооружения автогиганта , были вынутыв 1967 году. Для иллюстрации грандиозных масштабов стройки можно было бы привести миллионные цифр ы , х арактеризующие земляные работы и количество железобетона. Но они столь велики, что их трудно представить. Обратимся кконечномуитогу . Объем всех корпусов ВАЗа составляет 24 миллиона нубических метров. Это почти в пять раз больше объема всей Куйбышевской ГЭС ив десять раз больше объема всех зданий МГУ. На грандиозной стройке трудились посланцы разных республик. В цехах ВАЗа установлено 16 тысяч единиц оборудования, его конвейеры имеют длину 160 километров, а коллектив рабочих, с лужащихи инженеров составляет около 53 тысяч человек. Первые автомобили сошли с конвейера предприятия в сентябре 1970 года, а ужевнынешнем году на долю ВАЗа придется почти половина всех легковых автомобилей, в ыпускаемыхв стране. В 1975 году, последнем году девятой пятилетни, завод выйдет на проектную мощность — 660 тысяч машинв год. Это значит, один автомобиль меньше чем за минуту . А теперь вернемся в год 1972-й и начнем знакомство ссегодняшним ВАЗомТАК ДЕЛАЮТ ЖИГУЛИ5. После окраски — сборка кузова. М онтируютсястеклоподъемники , арматура, проводка, о бивка , облицовка радиатора, фары и фонари, п риборы , устанавливаются отдельные небольшие узлы .7. П окинем на время кузовнойкорпус ради кузнечного . Эти «грибы» с темнок расной головной на длинной тонкой ножке — заготовки полуосей — п очти что с пулеметной скоростью «выплевывает» горизонтально-новочная машина .12. Занимает свое место рулевой механизм, за ним получают постоянную проп искув машине другиеузлы . Д вижения сборщиков точнорассчитаны — надо выдерживатьтемп : т ысячу автомобилей всутки . А в 1975 году, когда будет дос тигнутапроектная мощность, ВАЗ станет давать по 2200 «жигулей» в сутки .13. Визжат гайноверты — устанавливаются колеса, и машина скоро будет готова «встать на ноги». Здесь, в главном корпусеуже работают две нитки главного конвейера, с которых сходят « ж игу ­ ли» моделей «2101» и «2102». В конце этого года намечено пустить третью нитку.4 1 . Тут, на главном конвейере, трубчатые лапы захватов бережно подносят кузовксборщикам , и он постепенно вбирает все агрегаты , начиная с двигателя, и скаждым метром все больше и больше становится автомобилем. «Жигули» состоят из несколькихтысяч деталей, к оторые изготовляются помимо ВАЗа еще 67 предприятиямикакв СССР, т акивдругихсоциалистических странах.I10 2. Прессовый норпус ВАЗа по площади (235 тысячквадратных метров) не уступит иному заводу. Под его крышей тяжело дышат мощные прессы . Вот на этих , типа « К лиринг » , ш тампуютсякрыша , пол и другие крупные панели кузова .3. Главный сварочный кондунтор . На нем совершается «таинство» — рождается основа автомобиля. Тут крыша , пол, щит передка, б рызговики , к рылья вместе со многимидругими деталями под электродами сварочных машин образуют одно целое — к узов . •____,Г'»-*-~,Л.'»СА^*(1. Наш осмотр поведем с начала всех начал — склада металла, из которого делают « ж игули » . Стальной лист, свернут ыйв эти рулоны , тольно что прибыл в Тольятти. Вскоре ему предстоит превращение вштампованные детали кузова .4. А дальше, после того, к ак навешены двери, капот икрышкабагажника , к у ­ зов последовательно проходит фосфатирование, г рунтовку , о краску , с ушку .10. Тысячи станнов точат, сверлят, фрезеруют, развертывают, п ротягиваютишлифуютзаготовки , чтобы превратить их в шестерни и валы, ш атуныимуфты , червяки и барабаны.. Все эти детали слагаются вузлыиагрегаты на конвейерахр учейках , которые в конце концов выносят их в стремительную реку , и менуемую Главным Конвейером.3 ^г^X. £8. Современное производство — это не только совершенные станкии автоматические линии , ш ирокая автоматизация и механизация всех процессов. Это и совершенные методы управления ими . Конечная цель — достижение высокой производительности труда: 13,2 автомобиля на одного рабочего в год.9. А этот снимок сделан в «литейке». Перед нами «еще тепленькая» алюминиевая заготовка головни цилиндров, тольно что вышедшая из чрева литейной маши ­ н ы . Ее обслуживают всего три человек а , а производительность машины — 45 отливок в час.li <.Г:^ПЕ1 1* и гёЯП№£i16. Прощай, Тольятти1 Готовая продукция ВАЗа отправляется к потребителям. В нынешнем году Волжскийавтогигант должен выпустить 320 тысячмашин . В 1973-м — 500 тысяч , в 1974-м — 635 ты ­ сяч и, наконец, в 1975-м — 660 000 автомобилей.т!»•> 14. Знаете ли вы, что такое главк «й корпус ВАЗа? Это гигантское помещение дпиной около двух километров ишири ­ ной в полкилометра.ITi-;15. Последние метры в главном норпусе. После того как будут отрегулированы фары иуглыустановки нолес, очередная машина с эмблемой «ВАЗ» в ый ­ дет из его ворот и отправится вкон ­ трольный пробег потреку , проложенному на территории завода.Фото Т. Жебраускаса и В. НекрасоваИ