.10 сентября-ДеньЛЕТАЮЩАЯ САМОХОДКААН-12 взмыл в воздух и, набрав высоту, взял курс на район выброски десанта. Точно в назначенное время в небе вспыхнул белый купол парашюта, через мгновение раскрылся еще один, |атем образовалось сразу несколько куполов, а под ними черной точкой повис груа... Многие виды боевой колесной техники и вооружения десантируются на парашютах, доставляются в заданный район самолетами и вертолетами. Среди них и АСУ-57. Познакомим подробнее с этой машиной будущих воинов. Кому-то из сегодняшних воспитанников автомотоклубов оборонного Общества, когда они вступят в армейский строй, придется управлять и самоходными артиллерийскими установками. Итак, АСУ-57. Это боевая бронированная гусеничная машина, состоящая на вооружении воздушнодесантных войск. АСУ обладает хорошей маневренностью и проходимостью. Она невелика, и благодаря этому ее легко маскировать на поле боя. Небольшой боевой вес позволяет десантировать установку с военнотранспортных самолетов на парашютах. При своих небольших весе и размерах АСУ-57 является грозным оружием, способным поражать практически любые современные танки, самоходные орудия и другие бронированные объекты противника. Экипаж машины состоит из командира, механика-водителя и заряжающего. Основные части АСУ-57: корпус, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрообору-дование и средства связи. В корпусе размещается экипаж, находятся вооружение, агрегаты и механизмы. Он разделен поперечной перегородкой на два отделения — силовое и боевое. Силовое расположено в носовой части. В нем размещены: двигатель, главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы и тормоза, вентилятор, водяной и масляный радиаторы, котел пускового подогревателя. Воевое отделение — в кормовой части. Здесь находятся вооружение, прицельные приспособления и приборы наблюдения, боеукладка, средства связи, сиденья для членов экипажа, рычаги и педали приводов управления, контрольно-измерительные приборы и топливные баки. На АСУ-57 установлена довольно мощная 57-миллиметровая противотанковая пушка Ч-51М с телескопическим прицелом ОП2-50. Внутри машины предусмотрена укладка снарядов к пушке и 7,62-миллиметровый скорострельный автомат, являющийся личным оружием экипажа. Пушка стреляет бронебойно-трассирующими снарядами и осколочной гранатой. Силовая установка состоит из двигателя М-20Е (как на автомобиле ГАЗ-69) и обслуживающих его систем. Схемы систем, их обслуживания принципиально от автомобильных не отличаются, но конструктивно имеют некоторые особенности, зависящие от боевого применения И общей конструкции АСУ-57. Силовая передача — механическая, со ступенчатым изменением передаточных чисел. Состоит из главного фрикциона, коробки передач, бортовых фрикционов с тормозами, полуосей и бортовых передач. Главный фрикцион представляет собой обычное автомобильное однодисковое оцепление. Коробка передач — механическая трехходовая, с блокировочным устройством, имеет четыре передачи для движения вперед и одну для движения назад. Картер коробки для уменьшения веса агрегата изготовлен из алюминиевого сплава. Бортовые фрикционы и тормоза, предназначенные для поворота, замедления, остановки, а также для удержания машины на подъемах и спусках, — сухие многодисковые. Материал трущихся поверхностей—сталь по стали. Механизм выключения — шариковый. Тормоза ленточные, плавающего типа, материал трущихся поверхностей — сталь по феррадо. Управление бортовыми фрикционами и тормозами осуществляется из боевого отделения рычагами, расположенными перед сиденьем механика-водителя. Ходовая часть — это гусеничный движитель и подвеска. Движитель, предназначенный для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение машины, состоит из двух гусеничных цепей, двух ведущих колес, двух несущих направляющих колес («ленивцев») с механизмами натяжения, шести опорных и четырех поддерживающих катков. Подготовка АСУ-57 к движению, пуск и прогрев двигателя, контроль за его работой и выключение, переключение передач, трогание машины с места и остановка в основном не отличаются от тех же действий водителя автомобиля. Легкие самоходные орудия АСУ-57 наряду с другой боевой техникой повышают подвижность и маневренность десантных подразделений, являются грозным средством борьбы с танками и различными бронеобъектами противника. Н. ФЕДОТОВ, полковник-инженер Боевой вес, кг Длина с пушкой, мм Ширина, мм Высота с опущенными щитками, мм Дорожный просвет, мм Среднее удельное г давление, кг/см Максимальная мощность (при 3600 об/мин), л. с. Удельная мощность, л. с./т Максимальная скорость, км/час Топливо 3350 4995 2086 1180 300 0,35Каждый год в ЭТОТ день советский народ и его Вооруженные Силы чествуют славных танкистов, талантливых отечественных танкостроителей. Незабываемы подвиги, совершенные ими в годы Великой Отечественной войны. Героизм и мужество танкистов высоко отмечены Родиной. Десятни тысяч их награждены орденами и медалями, 1400 — удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 16 человек это звание получили дважды. Сегодня воины-танкисты совершенствуют боевое мастерство на полях учений, танкодромах, в классах. Среди тех, кто умело водит грозные машины, большой отряд воспитанников ДОСААФ. На снимке: танковая колонна совершает Марш.sa14.9 45 Бензин Б-70 или А-72ад