автомобили членов нашей сборной были оснащеныширокопрофильными гон очнымишинами «Данлоп», в то время как спортсмены ГДРи ЧССР располагали шинами , п редназначенными для серийных легковых машин . На автомоб илях Э. Г риффеля , А. А льхимовичаи Ю. Р ейнтама стояли дисковые тормоза, м ашиныжеряда гонщиков ГДР были оборудованы колодочными . И наконец, А. Альхимович, Г. Ж аркови Ю. Рейнтам установили на свои «Эстонии» моторы ВАЗ, которые по мощности ( 6 0 — 6 2 л. с.) не уступали двигателям И. Росицкого (ЧССР) и Г. Мелькуса (ГДР). Значит, п ричина неудач не в конструкции автомобилей. Дело, к ак показывает опыт, в недостаточном умении отрегулировать, н аладитьмашинудля данной трассы. Лет десять назадкаж ­ дый из гонщиков выступал на «самоделке» и был по существу конструктором. У него порой еще не хватало времени закончить постройку машины до гонок. Довести и отрегулировать ее он не успевал, да и не придавал этому решающего значения . Б ыли , конечно, и исключения : Ю. В ишнякови Г. Сургучев из спортсменов прошлых лет, В. Греков и М. Л айв — из выступающих сегодня. В целом жеи до сих пор большинство наших гонщиков по-прежнему имеет более высокое «образование» в области постройки и сборки, чем в доводке и регулировке автомобиля. Словом, пока налицо неумение наладить машину. Сегодня у нас три четверти всех гоночных автомобилей («Эстония-9М», «Эстония-16М», «Эстония-15М»), представленных на первенстве СССР, являются машинами заводского производства. Нет нужды их реконструировать своими силами, надо делать все, чтобы какможно точнее «настроить» двигатель ишассиприменительнок той или иной трассе. О том, к акой кропотливой и методической должна быть эта работа, м ожно судить по «гроссбуху», который возит с собой на каждые гонки Гейнц Мелькус — видный спортсмен и конструктор из ГДР . На страницах этой толстой тетради — записи, к асающиеся размеров жиклеров , к алильного числа свечей, передаточных чисел в трансмиссии, размеров шинидавленияв них, погодных условий и, конечно, времени прохождения круга на той или иной трассе. Этот «гроссбух» свидетельствует о высокой технической культуре спортсмена — качестве, без которого едва лиможнорассчитывать на высокие результаты втакомсложном виде спорта, к ак автогонки. Ч ем скорее мы привьем ведущимнашим автоспортсмен амнастоящий технический подход кэксплуатации гоночных автомобилей, тем быстрее, при прочих равных услов иях , придут кнам успехи на междун ародных соревнованиях. г. М инск Л. МИХАЙЛОВВторой этап Кубка дружбы в Минске. Первые секунды гонки. Вперед вырвался Я. Бобек (№ 24). Будущий победитель, чехословацкий гонщик И. Росицкий (на синей машине под № 21) пока еще не пересек линию старта. Фото А. ЕлисееваТребуются настройщикиН адМинским кольцом снова повисла тишина. Умолкли моторы, не видно гонщиков и механиков. А еще вчера здесь с ревом носились сигарообразные машины... Н акануне второго этапа Кубка дружбы, сопоставляя показанные на тренировках результаты, я невольно строил прогнозы. Вот Ярослав Бобек на «Шкоде-металэкс». У него лучшее время — один круг (4030 м) он прошел за 1 минуту 50,0 секунды. Н аш сильнейший гонщик Энн Гриффель на «Эстонии-9М» с мотором «Вартбург» п оказал 1.53,4. Его место на старте — седьмое, во втором ряду. Левее, с таким же временем, что и Гриффель, — чехословацкий гонщик Иржи Росицкий на «Шкоде». Видимо, они будут вести борьбу за шестое-еедьмое места. В день гонок все прогнозы полетели кувырком. Когда 13 спортсменов ГДР, ЧССР и СССР закончили первый круг (из 16), то Росицкий занимал пятое место, а Гриффель лишь восьмое. На следующем круге оранжевая «Эстония-9М» — уже в обществе механиков . Остановка для устранения неполадок отбросила Гриффеля далеко назад . А Росицкий на седьмом круге обошел лидера (В. Кюттера из ГДР) и, д елая круг за кругом в темпе 1.54,3—1.54,4, выиграл гонку. Минчанин Анатолий Альхимович («Эстония-16М» с двигателем ВАЗ) стартовал из предпоследнего ряда и нач ал гонку на двенадцатом месте. Однако на третьем круге он уже шел девятым, а начинаяс восьмого и до финиша — шестым, опередив известного Г. Мелькуса (ГДР). Его результат — лучший среди спортсменов нашей команды. Д ля Альхимовича, сравнительно молодого гонщика, это несомненный успех. В целомжедлянашей сборной шестое место Альхимовичаи восьмое Гриффеляслишком скромные показатели. В чем жепричинынеудачных выступлений? Может быть, н аши гонщики уступают соперникам в мастерстве? Этого сказатьнельзя . М алый опыт выступлений в ответственных соревнован иях ? Л етпятьназадтакой довод, пож алуй , был справедливым. Сегодня же ведущие автоспортсмены за сезон участвуют в10 — 1 2 кольцевых гонках, в том числе несколькихмеждународных . Иногда можнослышать мнение, что все дело в автомобилях. Это верно лишь отчасти. «Шкода-металэкс» весит смасломи водой 412 кг, а «Эстония16М» на 70 кг (то есть на 20 процентов) т яжелее . В то жевремя автомобиль победителя гонок в Минске Росицкого имел сравнительно невысокие мощность (60 л. с. при 1107 см 3 ) и макс имальную скорость (около 170 км/час). Скорость «Эстонии-16М» на прямыхучастках трассы была примерно такой же. П ри этом не надо забывать, что всеКубок дружбы социалистических стран Результаты второго этапа1. И. Росицкий (ЧССР); 2. К. Илек (ЧССР) - оба на «Шкоде-металэкс»; 3. В. Кюттер (ГДР) — собственная конструкция; 4. У. Мелькус (ГДР): 5. К. Краузе (ГДР) — оба на «МелькусВартбурге»; 6. А. Альхимович (СССР) — «Эстония-16М-Жигули».32