Окончание. Начало — на стр. 12 «Опеле», а также на большей части американскихмашин устанавливается рулевая колонка, к онструкция которой разработана фирмой «Сагинау». У нее вал руля, р аспадающийся при ударе на две части благодаря тому, что срезаются скрепляющие их пластмассовые заклепки. Труба рулевой колонки имеет металлическую сетку, которая деформируется при ударе водителя грудью о рулевое колесо. С такой же целью уже в течение нес кольких лет рулевое колесо делают с утопленной ступицей имягкойнаклад ­ кой, в результате чего водитель ударяется о всю его поверхность. Оригинальна конструкция безопасного руля автомобиля «Москвич-412» модели 1971 года (рис. 6). Он «телескопирует» к ак при перемещении картера руля из-за деформации лонжерона, так и при ударе водителя о рулевое колесо. Это происходит в результате осевого перемещения шлицевого конца ниж ­ ней части 1 в'ала в упругой с прорезями шлицевой втулке 2, ж естко связанной с верхней частью 4 вала, а также верхней 6инижней3 труб рулевой колонки внутри средней 5, имеющей внутренние выступы. Если рули, о которых было рассказано выше, «срабатывают» вследствие деформации собственных деталей, т ак что усилия «срабатывания» т аких рулей без ихразрушения проконтролировать нельзя, то руль «Москвича» модели - HI412» поглощает энергию удара за счет" трения междуперемещающимися элементами, причем работа трения происходит в области упругих деформаций. Поэтому можно проконтролировать усилия «срабатывания» к аждого руля, не выводя его из строя. Мы говорили об опасности для води-^ теля. Сидящий жерядомсним пассаж ирв момент столкновения ударяется обычно о панель приборов или о ветровое стекло. От серьезных травм его защищают толстые мягкиенакладки («Москвич-412» выпуска 1971 года) на панели приборов или армированный пенополиуретан (ВАЗ-2101). Кнопки утапливают так, чтобы они не выступали над панелью, а площадь их поверхности делают достаточно большой, чтобы не вызватьлишнихтравм . Статистика зарегистрировала травмыпассажиров от жесткой арматуры подлокотников, когда автомобиль получает удар сбоку. Вот почему подлокотники стали делать- ш ирокими , чтобы человек соприкасалсяс большей их поверхностью, и применять менее жесткое крепление. Так, на «москвичах» нач инаяс 1971 года в пенополиуретановых подлокотниках ставят пластмассовую арматуру. А теперь вернемся к вопросу, поставленному вначале статьи. Не будем строить иллюзий. Поскольку в системе водитель — а втомобиль — д орога присутствует человек, несчастные случаи, д аже при идеальныхкачествах других двух элементов, вряд ли удастся исключить ив будущем. Значит, надо сделать все, чтобы облегчить последствия возможных аварий. В применении к конструкции автомобиля эти средства и составляют пассивную его безопасность, о которой мы здесь рассказали. А. ВЕСЕЛОВ, инженерПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРАЛеониду Леонидовичу Афанасьеву — 60 лет. Это имя в равной мере хорошо знают преподаватели автомобильных вузов и работники автотранспорта, специалисты по безопасности движения и автоспортсмены. Знают по научным трудам, по преподавательской работе, по выступлениям в прессе, по неутомимой организаторской деятельности, охватывающей чуть ли не все стороны автомобильного дела. Двадцатилетним пареньком связал он свою жизнь с Московским автодорожным институтом. И в том, что этот вуз стал теперь ведущей кузницей кадров автотранспортников и дорожников, большая заслуга его ректора доктора технических наук профессора Л. Л. Афанасьева. Он внес заметный вклад в научную разработку проблем автомобильных перевозок и безопасности движения. В течение ряда лет Л. Л. Афанасьев возглавляет Федерацию автоспорта СССР и вкладывает много сил и энергии в его развитие. Что еще можно добавить к этому? Что он автор более 500 монографий, учебников и научных статей, что он заслуженный деятель науки и техники РСФСР, что он член ЦК ДОСААФ, председатель совета по безопасности дорожного движения при Государственном комитете по науке и технике, депутат Московского Совета депутатов трудящихся, член редколлегии журнала «За рулем». И еще, что его любят сотрудники и что он просто очень хороший человек. Деятельность Леонида Леонидовича Афанасьева — пример высокого служения делу народа, ленинской партии. Поздравляя юбиляра, редколлегия и редакция журнала «За рулем» желают ему здоровья, неиссякаемой энергии и бодрости много, много лет.ФРОНТОВОЙ ВОДИТЕЛЬ МИХАИЛ ФИЛАТОВК раснопресненский .райком комсомолаМосквы наградил активиста ДОСААФ старшего лейтенанта запаса шофера 12-й автобазы Михаила Алексеевича Филатова почетной грамотой за больш ую работу по коммунистическомуи военно-патриотическому воспитанию (Молодежи. Ф илатов — у частникобороны Ханко, Таллина и Ленинграда. О н часто рассказывает школьниками юношам, к оторым предстоит служба вВооружен ­ ных Силах, о том , к ак воевали балтийские летчики Герои Советского Сою ­ за Иван Романенко, Петр Бринько, Л ео ­ нид Белоусов, Михаил Васильев, Василий Голубев, Петр Кожанов... А мне хочется сказать несколько слов осамом Филатове — ш офере нашего истребительного авиационного полка. Аэродром недалеко от Ленинграда. Д ежурятв самолетах Герой СоветскогоСоюза Бринько и его напарник Мальцев. На минуту отлучился водитель «газика»стартера. А тут «мессершмитты». О бра ­ зовали «карусель» и расстреливают технику. Михаил Филатов, к оторый управлял командирской «эмкой», под огнем выскочил из своей машиныи бросился к «газику». М гновение , м он завел мотор , потом — к другому самолету. Истребители взлетели и вступили вбой . Дорога жизни. Нескольким полкам приказали перебазироваться из Ленин ­ града на побережьеЛадожскогоозера . От водителей требовалось самообладание, омелость, мастерство. П ервым вступить на лед из шоферов Военно-Воздушных Сил былодоверено Филатову, О н как подобает воину вел себя в опасной обстановке, а что касается мастерства, то еще до службызарекомендовал себя искусным водителем. Был шофером «газика» — кареты « с коройпомощи » в институте Склифосовского , водил « М ер ­ седес» и ФИАТ . Фронтовое фото. Слева направо: командир полка Б. Михайлов, водитель М. Филатов, Герой Советского Союза И. РоманенкоРейс по тонкому льду вызвал тревогу у всех нас. Филатов, только за несколько недель до этого принятый в партию, с честью выполнил задание. Позднее онмного раз под обстрелом перевозил из Ленинграда через Ладогу истощенных голодом детей, женщин, стариков, раненых бойцов. Я привел лишь два факта из военной биографии шофера Филатова во время обороны Ленинграда в Отечественную войну. А ведь он участвовал ив боях против белофиннов в 1939—1940 годах, управлял не только автомобилем, но и аэросанями. Его отважная и умелая работа — с 1936 года по сей день ни единой аварии — отмечена орденом Красной Звездыи одиннадцатью медалями. Давно уже Михаил Алексеевич Фила ­ тов в запасе. Но друзья не забывают смелого водителя. Пишет Герой СоветскогоСоюзагене ­ рал-лейтенант авиации И. Г. Романенко. И сам Михаил Алексеевич навещает нас, своих боевых друзей . У верен : получив почетнуюкомсомольскую грамоту, о ни дальше будет активно участвовать вво ­ енно-патриотическом воспитании юношей. А эти строкия написал, чтобы молодежь знала отом , как служил Родине самшоферпервого класса Михаил Алексеевич Филатов, б оевой водитель гвардейского полка. Г. Ц ОКОЛАЕВ , гвардии подполковник запаса, Герой СоветскогоСоюза14