Кто виноват?ОБЪЕЗЖАЯ ПРЕПЯТСТВИЕАварии такие, как правило, случаются на узких дорогах, где в каждом направлении всего лишь по одной полосе для движения. Но и дорог этих на огромных просторах нашей страны многие тысячи километров. Здесь любая остановившаяся на проезжей части или на неширокой обочине машина существенно осложняет обстановку. Объезжающим чаще приходится выходить за осевую линию на полосу встречного движения, а это увеличивает вероятность конфликтов. Поэтому Правила дорожного движения весьма обстоятельно регламентируют условия безопасности разъезда. К сожалению, в этих требованиях Правил, видимо, не все разобрались до конца. В редакцию журнала пришло письмо от водителя В. Никульшина из города Торжка Калининской области. Он недоумевает, за что его привлекли к уголовной ответственности, и так описывает случившееся. Минувшей осенью на грузовике ГАЗ—51 он ехал по шоссе шириной около 6 метров. Впереди рядом с проезжей частью в специальном «кармане» остановился автобус. Никульшин на всякий случай взял полевее и... Заехав за воображаемую осевую линию, сшиб встречного мотоциклиста. Судить о происшествии мы можем только по письму Никульшина, но и оно свидетельствует против него. «Навстречу мне ехал мотоциклист, — пишет шофер. — Ехал он по своей стороне, препятствий перед ним никаких не было, интервал у нас был вполне достаточный для безопасного разъезда. Когда же я проехал автобус, то почувствовал удар в левое крыло... Мотоциклиста яв эти мгновения не видел, так как уже перевел взгляд вперед, считая, что мы нормально разъехались. Расследованием было установлено, что удар произошел на расстоянии 2,3 метра от края асфальта (со стороны мотоциклиста)... Выходит, что я находился на 70 сантиметров левее условной осевой линии». Никульшин затем подчеркивает еще раз, что габариты мотоцикла без коляски позволяли мотоциклисту без каких-либо затруднений проехать по оставшейся свободной полосе, и просит объяснить, кто прав в сложившейся ситуации. Прав, конечно, мотоциклист. Он ехал по своей и свободной полосе движения и, наверное, рассчитывал, что ему уступят дорогу. Почему он «прижимался» к осевой, трудно сказать, не зная всех обстоятельств дела. Может быть, его вынуждали к этому выбоины на дороге, может, ему вскоре надо было повернуть налево. Так или иначе, в случае необходимости он вправе был занимать любую часть своей полосы движения, если этим никому не создавал помех. По-видимому, шел он с нор28 мальной скоростью — порядка 6060 км/час, а выезд на его полосу движения грузовика мог быть для него неожиданным. При таких условиях мгновенно «вильнуть» вправо или затормозить на мотоцикле практически невозможно, особенно если управляет им новичок. Все это и привело к столкновению, которое шофер грузовика даже не увидел (!), а лишь почувствовал. Итак, судя по содержанию письма В. Никульшина, мотоциклист Правил движения не нарушал, чего нельзя сказать о водителе автомобиля. Никульшин тоже мог свободно распоряжаться всей шириной своей полосы движения. Правда, пункт 78 Правил дорожного движения обязывает водителей по возможности вести нерельсовые транспортные средства ближе к правому краю проезжей части, но в данном случае вполне оправданным было держаться подальше от автобуса, из-за которого могли внезапно появиться люди. Шофер решил пе„ рестраховаться _и на всякий ^случай взять еще левее, на полосу встречного движения. Что ж, можно было поступить и так, но обязательно Соблюдая все требования Правил. Пункт 85 обязывал его перед перестроением убедиться в том, что маневр этот не создаст помех для движения, в данном случае мотоциклисту. У шофера же этой уверенности не было. Возможно, что такая беспечность была вызвана чувством неуязвимости водителя грузовика, которому столкновение с мотоциклом никакими травмами не угрожает. К сожалению, такая психология довольно распространенное явление. Шофер не рискнет выехать на полосу движения, по которой приближается встречный автомобиль, а перед мотоциклистом теряет всякую ответственность и осторожность. Помимо этого в сложившейся ситуации водителю грузовика следовало руководствоваться требованиями пункта 83 Правил, в котором говорится: «Если встречный разъезд транспортных средств затруднен препятствием, преимущественное право имеет водитель, движущийся по свободной полосе». Рассмотрим повнимательнее требования этого пункта. Правила дорожного движения предоставляют преимущество водителям транспортных средств, движущимся по свободной полосе. Такой полосой, как это объяснено в Правилах, считается любая продольная полоса проезжей части, обозначенная или не обозначенная посредством продольной разметки и имеющая ширину, достаточную для движения в один ряд нерельсовых механических транспортных средств, иных, чем мотоцикл. Таким образом, не имеет значения, двигался навстречу Ни-кульшину мотоцикл или, например, крупногабаритный самосвал, все равно он обязан был предоставить преимущественное право проезда ему, а иначе говоря, не имел права выезжать на полосу встречного движения. Никульшин нарушил это требование, «оставив» встречному для проезда чуть больше 2 метров. Значит, он самовольно «откорректировал» Правила, решив, ,что мотоциклу этого хватит. Мы не будем повторять, что Правила считают мотоцикл равноправным с другими транспортными средствами. Предоставить мотоциклисту, как и водителю любого автомобцля, нормальную по ширине полосу движения надо и потому, что и устойчивость и тормозные качества у мотоциклов все-таки похуже, чем у автомобилей, не говоря уж об уязвимости мотоциклиста и его пассажира. Кроме того, в отличие от автомобиля, одиночный мотоцикл всегда движется по полосе проезжей части, превышающей его габаритную ширину, ибо мотоциклисту приходится пользоваться рулем и для сохранения равновесия. Далее, в пункте 9 Правил говорится: «Преимущественное право (преимущество) — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим водителям». Обратите внимание — «в намеченном направлении». Применительно к разбираемой ситуации это значит — в направлении, которое наметил водитель мотоцикла, а не то, к которому вынуждал его водитель грузовика, решивший, что встречному хватит и двухметровой полоски проезжей части. Предоставить преимущественное право — значит, уступить ту полосу дороги (если не дорогу), по которой в намеченном им самим направлении'движется встречный водитель. Не оставить «ширину, достаточную для проезда транспортного средства», а независимо от того, есть у встречного водителя справа еще немного пространства или нет, может он принять правее или нет, уступить. дорогу, не вынуждая никого изменять направление или скорость (пункт 86). Вынуждая встречного водителя, уверенного в своем преимущественном праве проезда, внезапно изменять направление или скорость, нарушитель всегда рискует создать аварийную ситуацию. Встречный водитель может испугаться, не успеть среагировать или не сумеет найти выход из положения. А виновным всегда будет тот, кто «нарушил границу». Требования Правил недвусмысленны. Если не удается проехать препятствие и занять снова полосу движения на правой стороне проезжей части, не вынуждая водителя встречного транспортного средства менять направление движения (полосу движения) или снижать скорость, не начинайте объезд, снизьте скорость (при необходимости остановитесь), пусть встречный проедет, это и будет гарантией от всяких бед. Практика экспертиз по дорожнотранспортным происшествиям показывает, что многие из них возникают при встречных разъездах во время объезда препятствий. Поэтому мы так подробно разобрали правовую сторону подобных происшествий. В. ЯНИН, старший научный сотрудник ВНИИ судебных экспертиз