30
31
МОТОРОВС МАРКОЙ «ДАЧИЯ»Первый в социалистической Румынии завод легковых автомобилей носит наз вание УАП. Это сокращениерасшифро ­ вывается так: «Узина Де аутотуризме Питешть» — в переводе «Завод автомобилей в г. Питешть». Предприятие, которое сегодня занимает площадь в 80 гектаров и насчитывает 13 тысяч рабочих, приступило к производству автомобилей в 1968 году. П ервым его шагом была сборка «Рено-8» из французских деталей. Позже основные детали завод стал изготовлять сам, и его продукция получила марку «Дачия». Чем объясняется выбор такого наименования? Некогда территорию нынешнейРумынии населяли даки, отсюда и древнее название страны — Дакия, которое по-румынски произносится «Дачия». Первая модель, «1100» уступила место на конвейере более современному автомобилю «Дачия-1300» с передними ведущими колесами («За рулем». 1970, № 6 и 1974, № 5), который выпускаетсяв четырех модификациях : седан, универсал, фургон и медицинская машина. Недавно завод приступил к выпуску небольшими партиями пятой модификации, седана «Люкс». По сравнениюс базовой моделью у «Дачни-1301» более комф ортабельные сиденья, м ашина оснащена приемником, л итыми колесами из алюминиевого сплава, имеет более дорогую отделку. УАП строит семейство машин «Дачия1300» в соответствии слицензией на известную модель «Рено-12». Сейчас 75 — 80 процентов деталей этих автомобилей производит сам завод, ввозя из Франции отдельные узлы и заготовки. В свою очередь. «Рено» получает для фургонов «Эстафетт» изготовленные в СРР картеры коробок передач, передние подвески, задние мосты. Выпуск автомобилей в г. Питешть все время растет и после реконструкции поднимется снынешних 50 тысяч до 70—100 тысяч в год. Одновременно увел ичивается поставка машин «Дачия» на экспорт. Их покупают ВНР, ГДР, ПНР, Алжир, Греция, Иран, Сирия.На международной ярмарке в Брно (ЧССР), состоявшейся в конце прошлого года, был показан модернизированный вариант мопеда «Бабетта». В его конструкцию введена подвеска заднего колеса (прежде оно крепилось жестко), усовершенствована рама.•••Соревнования на автомобилях «багги» в ЧССР с каждым годом приобретают все больший интерес. Но до недавнего времени каждый участник выступал на самоделке. В конце минувшего года была изготовлена первая партия — одиннадцать однотипных шасси «Багира» для машин такого типа.•••С конвейера завода «Црвена Застава» (СФРЮ) в конце минувшего года сошел 100-тысячный легновой автомобиль «Застава-101».•••В Англии начата подготовка к постройке автомобиля «Блю стар» («Синяя звезда») для побития абсолютного рекорда скорости. Машина будет оснащена двумя авиационными газовыми турбинами общей мощностью 6400 л. с. Вес — 1600 кг.ИНДИКАТОР ИЗНОСА ШАРОВОГО ШАРНИРА•••Иранский филиал японской фирмы «Тойота» с нынешнего года приступает к сборке автомобилей. В дальнейшем намечено перейти к полному их производству, доведя годовой выпуск с 10 тысяч (1975 год) до 150 тысяч (в 1980 году).§щ.На автомобилях «Шевроле», выпускаемых известной американской фирмой «Дженерал Моторс», применяются индик аторы износа нижних шаровых шарниров передней подвески. Они позволяют судить о необходимости замены узла. Индикатор представляет собой головку, которая выступает через центральное отверстие вкрышке , з акрывающей корпус шарового шарнира снизу.•••Недавно в Калифорнии (США) начаты испытания опытного образца трехосного суперсамосвала, построенного фирмой «Дженерал Моторс». Грузоподъемность машины 350 тонн.•••Когда шарнир новый, и ндикаторная головка выступает вниз относительно крышки на 1,27 мм. В результате износа эта величина постепенно сокращается , так как в процессе истирания трущихся деталей смещается вверх рабочая поверхность сферического гнезда шарнира. Положение . головки относительно крышкиипоказывает степень износа шарнира . До тех пор. пока головка все еще выступает вниз под поверхностью крышки , ш арнир считается работоспособным. Как только головка индикатора уйдет в глубь корпуса шарнира , то есть величина износа достигнет 1.27 мм, рекомендуется этот шарнирзаменить . Это, на первый взгляд несложное устройство введено концерном «Дженерал Моторс», чтобы привлечь к своим моделям определенный круг покупателей. Индикатор. выполняет свои функции , когда не заблокирован грязью или льдом. В противном случае он вводит в заблуждение доверчивого владельца, который, глядя на заклиненную головку, считает, что сшарниром все в порядке, хотя износ его уже перевалил за опасный рубеж. Вот почему многие ведущие автомобильные фирмы не ставят таких индикаторов.Французская фирма «Ситроен» до сих пор сохраняет в своей производственной программе модель «2ЛС4», выпускаемую с 1948 года. В 1975 году ее производство будет продолжено, и главным внешним отличием этого «Ситроена» от машины прежних лет явятся прямоугольные фары вместо круглых.«ДОДЖ» ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОКПоказанный на снимке седельный тягач «Додж-КНТ950» — типичный представитель тяжелыхмагистральных грузовиков, в ыпускаемыхв США. Автомобилей такого типа там производится в общей сложности около 150 тысяч в год, что составляет 6—7 процентов от всей годовой продукции автомобильных заводов. В США для тяжелых магистральных грузовиков, подобных «Додж-КНТ950», х арактерныдизельные двигатели, высоко поднятые выпускные трубы из нер жавеющей стали, м ощные пневматические сигналы и сигнальные фонари , смонтированные на крыше кабины. в нушительныхразмеровзеркала заднего вида на довольно сложных рычажных кронштейнах , а такжерадиаторыс весьма большой поверхностью охлаждения. Эти детали видны на снимке. У значительной части таких машин капотная компоновка; схема «кабина над двигателем» применяется реже. Капот, облицовка радиатора, к рылья выполнены из стеклопластика, составляют одно целое иоткидываются вперед. чем облегчается доступ к двигателю и агрегатам шасси при обслуживании (в том числе регулировках) и ремонте. «Додж-КНТ950» в ыпускаетсяв много-•••43 процента легковых автомобилей, выпускаемых фирмой «Даймлер-Бенц», оснащаются в настоящее время дизельными двигателями.• •• •• •Завод «Золо» (ФРГ) выпустил на рынок мопед с 50-кубовым двигателем, имеющим водяное охлаждение. Японская фирма «Toe Коге» первой в мире приступила к выпуску автобусов с роторным двигателем. Его мощность — 135 л. с. при 6500 об/мин. Машина рассчитана на 19 пассажиров.•••Управление впуском горючей смеси посредством лепестковых клапанов за последние годы начинает все чаще находить применение на двухтактных двигателях. Таким устройством уже оборудованы серийные дорожные модели «Ямаха-РД350», «Ямаха-РД250», «Ямаха-РД125», а также отдельные образцы кроссовых и гоночных мотоциклов.ч исленныхмодификацияхс разной базой — от 3707 до 5080 мм. Все они трехосные с двумя задними ведущими осями. П оказанная на снимке модель оснащ ена восьмицилиндровым дизелем «Камминс» мощностью 260 л. с , пятиступенчатой коробкой передач, шинами размером 9.00—20. Этот седельный тягач вместе сгруженым полуприцепом весит 23.6 тонны, что соответствует грузоподъемности 18 — 20 тонн. Скорость машины 80 — 90 км/час. НОВЫЕ СТАРТЫ «СТАРОВ»Свою первую продукцию — грузовики марки «Стар» — автомобильный завод им. Ф. Дзержинского в г. Стараховицы (ПНР) дал в 1948 году. С тех пор предприятие постоянно модернизировало свои машины, осваивало новые модели. На 1973—1976 гг. намечено произвести полное обновление ирасширение всего ассортимента грузовиков «Стар». По сравнению с нынешними моделями они получат новые дизель, трансмиссию. тормоза, задний мост. Это семейство «старов» будет состоять из 14 модификаций. Первые представители его — трехосный четырехтонный грузовик «Стар-266» и шеститонный грузовой автомобиль «Стар-200» — начнут сходить с конвейера уже в нынешнем году.«Стар-266».«Стар 200».САМЫЙ БЫСТРЫЙ МОТОЦИКЛНа Бонневильском солончаковом плато в США осенью 1974 года проходили традиционные заезды на установление рекордов скорости. Большого успеха добился известный американский специалист по форсировке двухтактных двигателей Дон Веско. Он построил сигарообразную двухколесную машину с двумя 700-кубовыми четырехцилиндровыми двухтактными двигателями от гоночного мотоцикла «Ямаха-ТЦ700». Их суммарная мощность составляет около 240 л. с , что по расчетам конструктора позволяет мотоциклу достичь скорости 480 км/час. Во время заезда один из цилиндров работал с перебоями, что означало падение мощности до 210 л. с. Тем не менее Дон Веско прошел километр с хода, развив среднюю скорость 407,978 км/час. На дистанции 1 миля (1609 метров) с хода он достиг еще более высокого результата — 453,258 км/час. Последний показатель не только перекрывает всеамериканский рекорд (427 км/час), установленный в 1970 году К. Рейборном, но и превышает мировой.(ПОРШЕРСРТУРБО»На соревнованиях спортивных автомобилей-прототипов в 1974 году не раз стартовали машины «Порше-РСР-турбо» (ФРГ). Внешне они напоминали серийные «Порше-каррера», поскольку имели почти тот же (с некоторыми изменениями) кузов и ходовую часть. Двигатель модели «РСР-турбо» ведет происхождение от той же серийной оппозитной «шестерки» рабочим объемом 2142 смЗ, но развивает в 2,7 раза большую мощность (470 л. с. при 8000 об/мин вместо 175 л. с ) . Достигнут такой значительный прирост применением турбонаддува. Небольшая турбина, использующая энергию отработавших газов, приводит во вращение центробежный нагнетатель. Этот нагнетатель подает в двигатель (топливо впрыскивается во впускную трубу) воздух под избыточным давлением 1.3 атмосферы . Столь высокое давление заставило снизить до 6,5 степень сжатия, но, несмотря на это, мощностные показатели благодаря эффективному наполнению цилиндров горючей смесью получились довольно высокими. У «Порще-РСР-турбо» сохранена воздушная система охлаждения, однако масл яный радиатор, который сделан весьма внушительных размеров, по сути дела играет для этого высокофорсированного двигателя ту же роль, что и привычный радиатор водяного охлаждения. Машина оснащена пятиступенчатой коробкой передач, валы которой изготовлены из титанового сплава. Диски тормозов всех колес сделаны внутри пустотелыми — ч ерез их внутренние каналы протекает воздух, который способствует лучшему охлаждению этих деталей, нагревающихся в ходе гонки до вишневого цвета. Для того чтобы 470 л. с. могли быть наиболее эффективно использованы на этой компактной (длина 4235 мм, высота 1320 мм) и легкой (вес в снаряженном состоянии 820 кг) машине, она рассчитана на сверхширокопрофильные 15-дюймовые шины (на передних колесах шириной 245 мм, на задних — 340 мм). Хорошее сцепление шинс дорогой при запасе мощности в 470 л. с. на тонну полного веса обеспечивается носовым и кормовым антикрыльями , создающими дополнительную вертикальную нагрузку, которая прижимает автомобиль к дороге. Переднее крыло объединено с обтекателем масляного радиатора. Скорость автомобиля достигает 300 км / ч ас