Читатель советует, размышляетЗИМНИЕ СОВЕТЫЗимой, когда условия движения весьма сложны, для водителя очень важна хорошая обзорность и видимость, особенно если он наездил немного и недостаточно опытен. Однако именно у новичка стекла машины часто оказываются затянутыми толстым слоем инея, а всю дорожную обстановку он наблюдает сквозь небольшую проталину. Между тем оградить себя от подобных неудобств очень просто. На любом автомобиле следует с обеих сторон приоткрыть ветровые форточки всего на 6—8 мм. Холоднее в салоне от этого практически не станет. Поток холодного воздуха, скользяпо стеклу, будет понемногу отсасывать из салона теплый воздух, который приходит в движение и омывает боковые и заднее стекла. На моем «Москвиче», например, и в 20-градусный мороз все стекла остаются чистыми. Кстати, о чистоте. Оттаявший иней оставляет прозрачную пленку. Раз за разом она нарастает и ускоряет обмерзание стекла. Поэтому пленку следует удалять сразу, тщательно протирая стекла. На стоянках, если в салоне остаются пассажиры, стекла сразу затягиваются инеем. Чтобы не терять потом времени на обогрев стекол, нужно не глушить двигатель, а машину, по возможности, поставить «лицом» про-ВЕЖЛИВОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬБольше 30 лет тружусь я за рулем. Последние годы водителем такси. И конечно, как все мы, часто задумываюсь над тем, что еще можно сделать для того, чтобы повысить безопасность движения на наших улицах и дорогах. Во главу угла, по-моему, сейчас надо поставить воспитательную работу среди водителей, и прежде всего воспитание уважения, предупредительности друг к другу. Уверен: многие конфликты можно предупредить, многих аварий избежать, если быть уступчивее и снисходительнее к другому водителю, даже когда он в чем-то неправ. А не действовать по принципу «куда лезешь!». Мои коллеги по парку в общем дисциплинированные люди. Но вот когда едешь с ними рядом в качестве пассажира, кое в ком с удивлением замеча-' ешь другого человека... Едем не торопясь, благодушно перекидываемся словами, и вдруг вижу, мой товарищ прибавляет «газу», лицо его становится сосредоточенным, напряженным, будто опасность почувствовал. Оглядываюсь, и все становится ясным: нас обгоняют. А он выжимает из машины все, что может, да еще принимает влево, препятствуя обгону. Когда обгоняющий притормаживает, и мы начинаем сбавлять скорость. А потом картина повторяется. Я спрашиваю водителя, зачем он мешает обгону. Напарник виновато улыбается: «А что, наша машина хуже тянет?» Это не случайное наблюдение. Основываясь на своей многолетней практике, могу утверждать, что, к сожалению, многие водители безотчетно так или иначе препятствуют обгону. В то же время водитель, принявший решение обгонять, практически никогда не отказывается от своего намерения невзирая ни на какие осложнения и опасности. Подобная взаимная неуступчивость до добра не доводит. Однажды мне довелось наблюдать такую картину. Легковушка пыталась обогнать могучий тягач с полуприцепом. В ответ водитель тягача развилмаксимальную скорость и не уступал дорогу. Легковая машина вышла на полосу встречного движения и поровнялась с ним, но впереди показался тяжелый грузовик с крупногабаритным прицепом. Его водитель ни на шаг не принял вправо и продолжал ехать, словно перед ним никакого препятствия и не было. Дело закончилось столкновением, в результате которого легковая машина с ободранным боком оказалась в кювете. Люди не пострадали лишь по счастливой случайности. Главным виновником аварии был признан водитель легкового автомобиля. А я бы в данном случае не менее строго спросил с шофера тягача, который мешал обгону и раньше видел складывающуюся опасную ситуацию. Но пока участники происшествия выясняли отношения, он уже уехал километров за пятьдесят, и номер его машины, конечно, никто не записал. По-хамски вел себя и водитель встречного грузовика, не старавшийся избежать столкновения. Рассуждал он, вероятно, т ак : «Куда ты лезешь, мелюзга? У меня машина покрепче, да я на своей полосе движения». Вот' так недоброжелательность, неуступчивость привели кН А АОРОГАХ ВСЕГО СВЕТАБОЛГАРИЯ. Начались работы по сооружению автомобильной магистрали «Хемус», которая свяжет Софию с Варной. Общая длина трассы — 500 километров, ширина дорожного полотна — 28 метров. Все ее пересечения с другими дорогами будут выполнены в разных уровнях. «Хемус» строится в дополнение к существующей магистрали, которая становится уже тесной для непрерывно растущих потоков грузов и многочисленных автотуристов. АНГЛИЯ. Разрабатывается модель автомобиля. «безопасного для пешеходов». У него несколько больше выступает передняя часть и значительно опущен бампер. При наезде удар приходится ниже колен пешехода и причиняет ему гораздо меньшие повреждения. Чтобы травмы были незначительными, особая форма придана и капоту автомобиля. Наконец, одновременно с ударом автоматически приводится в действие специальное приспособление в виде рамы, которое поддерживает пострадавшего на капоте и не позволяет ему упасть на дорогу. Испытания на манекенах прошли успешно. АНГЛИЯ. Озабоченные интенсивностью автомобильных потоков, особенно в городских центрах, градостроители разработали целую систему, которая, по их мнению, улучшит транспортное обслуживание населения. Суть ее заключает24 ся в том, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд общественного транспорта. На подступах к городскому центру устанавливаются управляемые знаки и специальная аппаратура, которые контролируют и регулируют проезд индивидуальных автомобилей в центр. Если оказывается, что в таком районе возникли пробки, то проезд прекращается, исключение делается только автобусам. Время ограничения зависит от того. как скоро эти заторы будут ликвидированы. Тот. кто не имеет времени ждать. может пересесть на автобус. В местах. где ограничен въезд в центр, создается целая система емких автостоянок. В настоящее время такие мероприятия в порядке эксперимента осуществлены в ряде городов. БРАЗИЛИЯ. За последние десять лет число аварий на дорогах страны выросло почти в четыре раза. Ежегодно в дорожных катастрофах гибнет более 10 тысяч человек и свыше 100 тысяч получают тяжелые ранения. США. Специалисты, исследовавшие у себя в стране результаты столкновений автомобилей разных размеров и масс. установили, что опаснее для находящихся в них людей малолитражки с небольшим кузовом. При деформациях он почти не поглощает энергию и не ослабляет силу удара. Признано необходимым иметь на малолитражных автомобилях более массивные буфера вместо нынешних, которые представляют скорее декоративные детали, чем элементы пассивной безопасности. США. Исследования показывают. что четвертую часть территории страны занимают так называемые расширяющиеся грунты, которые подвержены усадке и вспучиванию. Специалисты утверждают. что эти грунты наносят государству в два раза больший ущерб, чем все наводнения. ураганы и землетрясения. Усадка и вспучивание грунта значительно удорожает строительство дорог. Из 1000 дорожно-транспортных происшествий в одном случае водитель теряет управление автомобилем из-за разрушения покрытия вспучившимся грунтом. США. Исследование, проведенное в 17 городах, привело к довольно неожиданному выводу. Оказалось, что почти 75 процентов американских водителей совершенно не пользуются дальним светом фар даже при езде с большой скоростью. Поэтому срочно изучается вопрос об оснащении автомобилей «средним светом», или «светом для автострад», а также о применении фар с поляризованным светом, что позволит исключить ослепление водителей при встречных разъездах и повысить освещенность дорог.