толий Козырчиков — Галина Козырчикова, представляющий ВАЗ. Кстати, супруга известного спортсмена впервые участвует в таких сложных соревнованиях. ...Вдоль шоссе, где остановилась судейская машина, несмотря на дождь, собралось много болельщиков. Вот приближается автомобиль. Стартового номера не видно, он залеплен" грязью. Но все без труда узнают победителей — это Брундза и Брум на автомобиле ижевского завода. Успешным финишем досаафовский гонщик вновь подтвердил свою репутацию раллиста самого высокого класса. Машины одна за другой с последнего KB направляются в закрытый парк. Здесь берем первые интервью. Водители и штурманы, только что сбросившие ремни безопасности и шлемы, делятся впечатлениями о ралли. Анатолий Козырчиков. Это было трудное и очень интересное соревнование. Настоящая, без всяких скидок проверка возможностей и спортсменов и техники. Выступали мы на автомобиле ВАЗ—-2103. На первом круге у нас получилась накладка (схватили порядочно штрафных очков на дорожных испытаниях), но потом все пошло лучше. У меня появилась уверенность, что Галя сможет стать неплохим штурманом. Хочется пожелать, чтобы на таких больших соревнованиях более четко велось судейство. А то вот на финише одного из скоростных участков судьи не оказалось. Стасис Брундза. Программа ралли близка к современным международным требованиям. Очень хорошо, что быломного скоростных участков на закрытой трассе. Новый порядок проведения первенства СССР (отдельно для серийных и для специально подготовленных машин), безусловно, очень полезен и для гонщиков и для заводов. Мнение о том, что соревнования по второй группе, где участвуют в первую очередь лучшие гонщики страны и автомобили, подготовленные заводами, надо проводить так вот, отдельно, поддерживают многие спортсмены и тренеры, с которыми довелось беседовать. Все они одобряют решение Федерации автомобильного спорта СССР. Как всегда, после подведения итогов чемпионата тренеры, спортсмены делились впечатлениями, высказывали свои пожелания, замечания. Одни из них в этом ралли видят главным образом техническую сторону, результаты, показанные заводскими гонщиками. В этой связи говорилось о том, что в команде АЗЛК половина экипажей сошла с трассы (их автомобили, изрядно измотанные на тысячекилометровых дорогах международных ралли, не выдерж али еще одного испытания). У ижевцев из пяти экипажей финишировало только два. Зато не сошел с трассы ни один из заявленных ВАЗом и ГАЗом автомобилей, хотя результаты ВАЗа были не очень убедительны. Другие подчеркивали в этом ралли их чисто спортивную значимость. При этом высказывалось и такое суждение. Чемпионат СССР по второй группе, проводимый с участием ведущих гонщиков, является одновременно и последним экзаменом на получение заветной путевки в сборную команду страны. Втаких соревнованиях спортсмену хочется выступить в полную силу, проявить все свои способности. В командном же чемпионате это не всегда удается: интересы коллектива требуют осторожности, исключают риск. Опасения, что в личных соревнованиях невозможно будет подводить итоги в заводском зачете, здесь несостоятельны. Да и самим автозаводам полезно узнать, кто из гонщиков на что способен. Кроме того, есть «Трофей заводов», который учитывает непосредственное участие автомобильных предприятий в соревнованиях, их вклад в развитие автомобильного спорта. В каждом автомобильном соревновании большую роль играет техника, но особенно она велика в тех ралли, где стартуют специально подготовленные машины. Огромный вклад в успех экипажей и команд вносят механики. И было бы справедливо отмечать их заслуги так же, как отмечаются заслуги тренеров, чьи подопечные поднимаются на пьедестал почета. А. ЛУБЕНСКИИ, спецкор «За рулем» г. РигаРЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИЙЛичный зачет. 1. С. Брундза — А. Брум («Москвич — 412» ижевский); 2. Я. Граудиньш — А. Озолиньш («Волга» ГАЗ — 24); 3. А. Козырчиков — Г. Козырчикова (ВАЗ —2103). Командный зачет (первенство заводской марки): 1. ГАЗ; 2. ВАЗ; 3. Ижевский автозавод; -1. АЗЛК. На фото торжественное открытие соревнований в рижском Дворце спорта.Фото Р. ВамбутаДУЭЛЬ•"> j j Vjr Ef ^ l PI rKlf BlJLJLt^/D •c• ВАЗ вновь завоевал «Трофей заводов» ^ 9 75г ° А а разыгрывается два приза журналаочки для «Трофея заводов», попал лишь экипаж Козырчиковых, но этого было достаточно (10 : 0), чтобы общий итог (154 : 128) принес первое место коллективу Волжского автозавода. Оценивая результаты выступлений заводских спортсменов в розыгрыше «Трофея», надо отметить большой вклад, сделанный А. Козырчиковым в победу ВАЗа. Он принес своему коллективу 35 очков и награжден специальным дипломом журнала «За рулем». Вторым по результативности был Ю. Теренецкий (АЗЛК), который набрал 24 очка и сегодня по праву считается одним из лучших гонщиков в стране. Третьим в этом списке стоит Э. Пистунович (ВАЗ) с 21 очком. Значительного прогресса добился коллектив уфимского моторостроительного завода (УМЗ). Он вышел в зачете «Трофея» на третье место, потеснив спортсменов горьковского и ижевского заводов. Совсем не участвовал в борьбе таллинский опытный авторемонтный завод (ТОАРЗ), резко ограничил свое участие в чемпионатах страны запорожский завод. Для того, чтобы стимулировать участие в соревнованиях, идущих в зачет «Трофея», тех заводов, которые по объективным обстоятельствам могут стартовать в ограниченном числе чемпионатов страны (ЗИЛ, УАЗ, ЗАЗ, ТОАРЗ), редакция «За рулем» с 1975 года вводит специальный приз. Им будет отмечен коллектив, набравший наилучшую сумму очков в любых двух чемпионатах, где он мог принимать участие. Результаты розыгрыша «Трофея заводов» в 1974 году 1. ВАЗ — 154 очка; 2. АЗЛК — 128; 3. УМЗ — 38; 4. ИЖ — 24; 5. ГАЗ — 24; 6. УАЗ — 22; 7. ЗИЛ — 8.35Каждый год ведущие автозаводы страны направляют свои команды для участия в чемпионатах по автомобильному спорту. Совсем недавно, пять-шесть летназад, круг предприятий, регулярно принимавших участие в гонках или ралли, был довольно узок: АЗЛК, ГАЗ, ЗИЛ. Теперь их семь, и в известной мере этому способствовал «Трофей заводов», который разыгрывается уже четыре года. В первые два года его с легкостью завоевал коллектив АЗЛК, который, напомним. дебютировал на автомобильных соревнованиях в мае 1948 года. Год 1973-и принес успех молодому Волжскому автозаводу. который в борьбе за «Трофей» одержал победу с минимальным перевесом — всего в одно очко. Сезон 1974 года с его семью чемпионатами СССР (в зачет «Трофея» идут результаты именно этих соревнований) снова вылился в захватывающую дуэль между главными соперниками — коллективами АЗЛК и ВАЗа. Особую остроту придавало то обстоятельство, что выпускаемые этими заводами «Москвич — 412» и ВАЗ — 2103 по спортивной классификации попадают в один класс VIII (от 1300 до 1600 см 3 ). Таким образом, результаты поединков между спортсменами двух ведущих предприятий определялись не только подсчетом занятых мест и очков, но и положением участников, соревновавшихся на одной трассе. И конечно, немаловажное значение имел тот факт, что в классе Vlll конкуренцию лидерам составили спортсмены ижевского автомобильного и уфимского моторостроительного заводов. Первый раунд, зимний чемпионат по командным ралли, дал преимущество москвичам. Они со счетом (по набранной сумме очков) 16 : 13 опередили волжан. Однако на первенстве страны по зимним ипподромным гонкам спортсмены из Тольятти добились существенногоперевеса — в 20 очков (55 : 35), и суммарный счет стал 68 : 51 в их пользу. Когда начался летний спортивный сезон. соперники скрестили оружие в третьем раунде. Трасса «Невское кольцо», где состоялось первенство СССР по кольцевым гонкам на легковых машинах. оказалась более счастливой для «жигулей». Выиграл здесь коллектив ВАЗа (54 : 38), и общий счет возрос до 122 : 89 в его пользу. Следующий, четвертый по счету чемпионат — «кольцо» на гоночных машинах. АЗЛК в нем имел значительные шансы на успех — хорошие гонщики (Ю. Теренецкий и Н. Казаков), мощные (124 л. с.) и быстроходные «москвичи — Г5М». Позиции ВАЗа были слабее, несмотря на основательную подготовку техники. Его спортсмены уступали москвичам. и АЗЛК выиграл этот раунд, правда, со сравнительно небольшим перевесом — 12 : 5. Так что по общей сумме очков (127 : 101) волжане сохранили лидерство. Реальная угроза потерять шансы на выигрыш «Трофея» возникла перед спортсменами из Тольятти на первенстве страны по ралли, где на автомобилях. подготовленных в рамках требований группы 1, они набрали всего 17 очков против 27 у АЗЛК. Счет после пятого раунда (144 : 128), однако, все еще давал преимущество волжанам. Шестой раунд, первенство СССР по кроссу, где спортсмены обоих заводов не стартовали, не внес изменений в положение лидеров. Большие надежды на его изменение в свою пользу возлагал коллектив АЗЛК в последнем раунде. Но на первенстве страны по ралли для автомобилей группы 2 московских фаворитов В. Бубнова — А. Печенкина и А. Шишкова — М. Титова постигла неудача. Они не дошли до финиша. Из спортсменов ВАЗа в десятку, дающую зачетные