IВЕДЕТСЯ СЛЕДСТВИЕПроцессуальные права водителя при расследовании дел по дорожно-транспортным происшествиямВ отличие от множества других профессий, работа водителя регламентирована весьма строгими правилами. Это и понятно: в руках у шофера — источник повышенной опасности, которая становится грозной для окружающих при малейшей с его стороны недисциплинированности и беспечности. Но и образцовый шофер может попасть в аварию не по своей вине. Если происшествие вызвало тяжелые последствия, возбуждается уголовное дело. И тут многое будет зависеть от самого водителя, от того, насколько правильно и полно он поможет установить истину. Как свидетель, подозреваемый, обвиняемый водитель не только обременен обязанностями, но и имеет определенные весьма существенные права. Пользуясь ими, он может дополнить картину происшествия, направить расследование по верному пути, подчеркнуть оправдывающие его факты и обстоятельства, осуществить свое право на защиту. Обо всем этом и пойдет речь. Итак, случилось дорожно-транспортное происшествие. Закон обязывает органы дознания и следствия немедленно приступить к выяснению причин, из-за которых оно произошло: неожиданно возникшей технической неисправности машины, нарушения правил движения, непредвиденного случая... Все это требует тщательной проверки, и в соответствии с ее результатами по-разному будет решаться судьба водителя и других участников происшествия. В зависимости от тяжести повреждений, причиненных здоровью пострадавших, и от размеров ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия Закон устанавливает две формы разбирательства. Первая — это административная проверка, осуществляемая обычно работниками ГАИ в случаях, если не было причинено существенного вреда потерпевшим, транспорту и грузу. В противном случае возбуждается уголовное дело ив порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, ведется предварительное расследование, выясняются обстоятельства, повлекшие происшествие. Расследование — составная часть уголовного судопроизводства. Строго регламентированная Законом деятельность органов предварительного следствия направлена на быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, на обеспечение правильного применения Закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. 26 Исходя из этой задачи, Закон четко определяет права и обязанности участников уголовного процесса. Объем прав и обязанностей зависит от того, в качестве кого выступает в процессе данное лицо: судьи, следователя, подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей. Это целиком относится ик делам об автодорожных преступлениях, ничем перед Законом не отличающимся от других дел. Свидетель На начальной стадии расследования дорожного происшествия, когда органы предварительного расследования обычно еще не располагают достаточными объективными данными для предъявления обвинения или для задержания водителя в качестве подозреваемого, его допрашивают в качестве свидетеля, и он не является участником процесса. Как свидетель он обязан являться по вызову к работнику органа дознания (ГАИ), к следователю, к прокурору и давать правдивые показания: сообщать все известное ему по делу и отвечать на поставленные вопросы. В случае неявки без уважительной причины он может быть подвергнут приводу. Обязанности у него такие же, как иу потерпевшего, однако права другие. Свидетель имеет право знакомиться со своими показаниями после окончания допроса — читать протокол, требовать правильной записи показаний, а в случае их искажения может требовать устранения неправильности, внесения необходимых дополнений. Водитель вправе также обратить внимание следователя на те или иные неточности, допущенные при оформлении подписываемых им документов об осмотре транспорта, места происшествия и других следственных действий, в производстве которых принимал участие. Все показания он имеет право давать на своем родном языке. По просьбе свидетеля следователь должен предоставить ему возможность изложить показания собственноручно. Показания свидетеля и других участников процесса могут быть записаны следователем на магнитофонной пленке. В таких случаях допрашиваемое лицо об этом предупреждается в начале допроса, а по его окончании звукозапись должна быть воспроизведена и удостоверена соответствующим протоколом. Если следователь нарушит перечисленные выше права или станет понуждать к заведомо ложным показаниям, свидетель вправе обратиться с жалобой к прокурору, которого Закон обязываетрассмотреть ее в течение трех суток и уведомить о результатах заявителя. Водитель, вызванный для проведения следственных действий в качестве свидетеля, имеет право на возмещение расходов, связанных с явкой в следственные органы ив суд, например стоимости проезда в оба конца, на оплату гостиницы, суточные. За ним также сохраняется средний заработок по месту работы. Иногда можно слышать, что если возбуждено уголовное дело в отношении конкретного лица, конкретного водителя, то с этого момента он находится «под следствием» (отсюда выражение — «подследственный») и приобретает процессуальные права. Такое мнение ошибочно. Советское уголовно-процессуальное законодательство не знает понятия «подследственный». Употребление этого выражения свидетельствует просто о недостаточной юридической грамотности. Несмотря на то, что уголовное дело возбуждено против конкретного водителя (например, «о наезде водителя Иванова на автобус»), само по себе это не делает его участником процесса и не наделяет соответствующими процессуальными правами. Допрашивают его вначале все-таки в качестве свидетеля, с предупреждением об ответственности за ложные показания. А когда же водитель приобретает процессуальные права, в том числе право на защиту? Ответ напрашивается сам собой. Тогда, когда для него возникнет необходимость защищаться. Если же водитель является свидетелем — значит его ни в чем не обвиняют и нет необходимости в предоставлении ему прав на защиту от обвинения. Это право закон предоставляет с момента, когда он становится подозреваемым, обвиняемым или потерпевшим. Подозреваемый Когда это происходит? Не тогда, когда водителя заподозрят в совершении наезда или аварии, что во многих случаях для следователя бывает ясно сразу же по прибытии на место происшествия. Происходит это, если следователь в случаях и по основаниям, определенным в Законе (ст. 122 УПК РСФСР и соответствующие статьи УПК союзных республик), задержит водителя, иначе говоря, на короткое время лишит его свободы (не более чем на трое суток) или вынесет постановление об избрании меры пресечения (заключение под стражу, подписка о невыезде, поручительство, залог, а для военнослужащих — наблюдение командования воинской части) до предъявления обвинения. Подозреваемый — это уже активный участник процесса. Ему предоставлено право на защиту от подозрения. Закон обязывает следователя в случае задержания подозреваемого или избрания в отношении его меры пресечения в виде содержания под стражей немедленно его допросить. При этом следователь должен объявить, в совершении какого преступления водитель подозревается. Перед допросом подозреваемому должны быть разъяснены его права, которые, согласно статье 52 УПК РСФСР, заключаются в следующем. Подозреваемый, в нашем случае водитель, вправе давать свои объяснения по поводу обстоятельств дорожнотранспортного происшествия, послуживших основанием для его задержания,