22
23
Давно известно, что легче предупредить аварийную ситуацию на дороге, чем спасти положение, когда дело уже приняло нежелательный для вас оборот. Не случайно под мастерством вождения прежде всего подразумевается умение прогнозировать поведение других участников движения, предвидеть, как будут развиваться события дальше. Что и говорить, в условиях интенсивного движения для общей безопасности очень много значит пораньше разобраться в намерениях другого водителя. А потому за рулем всегда надо быть предельно внимательным и собранным. Наверное, это понимают все. Однако как часто еще, к сожалению, приходится слышать по поводу различных инцидентов на дороге: «Ну кто мог предположить, что он вдруг выкинет такую штуку!» А дальше следует критика каких-то нелогичных, вроде бы, а главное неожиданных для других действий того или иного водителя. Неожиданных вовсе не потому, что все вокруг были невнимательны и беспечны, а совсем по другой причине — просто потому что виновник конфликта ездит некультурно. Ведь правила движения не могут предусмотреть все в мельчайших деталях, и, конечно, на дорогах возникает немало случаев, когда именно культура вождения предотвращает «конфликтную ситуацию». Складывается культура из многих качеств. Здесь мы хотим поговорить лишь об одном — умении ездить выразительно, то есть ясно и понятно для других участников движения. Лозунг, который вынесен в заглавие этого материала, популярен сейчас вомногих странах с высоким уровнем автомобилизации. Что это значит — езди выразительно? В первую очередь вот что: заблаговременно сигнализируй о своих маневрах и занимай правильное положение на проезжей части. Это очень важно. Это помогает другим водителям, да и пешеходам лучше ориентироваться в потоках транспорта, принимать правильное, то есть обеспечивающее безопасность движения, решение. К сожалению, встречаются еще водители, которые все делают заблаговременно для себя, а не для окружающих. Включая, к примеру, сигнал поворота, они думают только о том, успеют ли выполнить маневр сами. В то время как беспокоиться нужно прежде всего о другом — смогут ли, успеют ли отреагировать на маневр остальные водители и пешеходы или нет. Предположим, вы сумеете уложиться ив самое короткое время, но ведь у кого-то могут быть и более медленные рефлексы, а авто-••••^•«оо«есюооооое*оооооееооооое#£|и»еееКУБА. К концу 1980 года здесь будет завершено строительство автомагистрали протяженностью 1023 км, которая пройдет через всю страну. Она будет иметь по три полосы для каждого направления, а на самых загруженных участках — по четыре и рассчитана на скорость до 140 км/ч. Строительство ведется с помощью советских и болгарских специалистов. ПОЛЬША. Специалисты из Лодзинского политехнического института разработали электронное устройство, которое предотвращает блокирование колес при резком торможении. Благодаря ему происходит так называемое прерывистое торможение с большой частотой и без вмешательства водителя. ПОЛЬША. В последнее время в стране уделяется большое внимание развитию сети автомагистралей. Уже сдана в эксплуатацию магистраль ' Варшава — Катовице и 40-километровая кольцевая дорога, которая является участком будущей магистрали Север — Юг. Всего к концу 1980 года предполагается сдать в эксплуатацию около 260 км автомобильных дорог. СФРЮ. Чтобы привлечь внимание водителей к наиболее опасным участкам дорог, их стали отмечать особыми знаками — «красными точками». Это делают в тех местах, где произошло не менее пяти ДТП со смертельным исходом. ЧССР. С 1 августа 1979 года в стране установлены следующие пределы скорости: для мотоциклов — 80 км/ч. для легковых автомобилей — 110 км/ч на автострадах и 90 км/ч на обычных дорогах, для междугородных автобусов — 90 км/ч, для маршрутных — 70 км/ч. АЛЖИР. Построено более половины транссахарской автомагистрали, которая свяжет Алжир с Вамако, столицей Мали. Первый участок дороги протяженностью 400 км был сдан в эксплуатацию в 1972 году, второй — 800 км — в 1978 году. Недавно комитет по координации строительства дороги, в котором участвуют представители Алжира, Мали, Нигера, Нигерии и Туниса, принял решение продолжать строительство «Шоссе африканского единства», так была названа магистраль, более быстрыми темпами. АРГЕНТИНА. Проектом, который разрушит Буэнос-Айрес, назвал Аргентинский центр инженеров сооружение двух современных скоростных автомагистралей, начатое городскими властями. Прорезав столицу в километре одна от другой, они резко изменят не только облик города, но и весь ритм его жизни, а шум движения здесь намного превысит допустимые санитарные нормы. К тому же прилив транзитного транспорта сильно увеличит загрязненность воздуха. Буэнос-Айрес, считают исследователи, через несколько лет будет так же задыхаться от выхлопных газов, как сейчас Лос-Анджелес, город с самой большой протяженностью дорог в мире. По их мнению, лучше развивать метро. Постройка дорог истощит муниципальный бюджет, а основные прибыли все равно достанутся частным компаниям, под давлением которых городские власти и пошли на это строительство. Супермагистрали не нужны городу, делается вывод в исследовании. На 5800 миллионов долларов — во столько обойдется их сооружение — можно было бы построить 15 тысяч километров дорог в сельской местности. ИТАЛИЯ. В стране имеется кинотеатры, специализирующиеся на показе документальных и художественных фильмов с автомобильной тематикой. Они пользуются успехом. В то же время мобиль будет иметь не такие быстродействующие тормоза, к аку вашего. Разве можно не брать это в расчет? А вот другой пример. Вы движетесь в потоке автомобилей по городу. При нынешнем довольно интенсивном движении на наших улицах дистанции и интервалы между машинами, естественно, невелики. Однако вы спокойны за себя — ваш современный, в безукоризненном состоянии автомобиль оснащен очень эффективными тормозами и может остановиться на минимальном расстоянии. И вот вы_ замечаете, что второй или третий автомобиль перед вами вдруг тормозит. Что сделает водитель высокой культуры? Тут же, не дож идаясь , пока ему придется тормозить самому, несколько раз слегка коснется педали тормоза, чтобы и на его машине вспыхнули стоп-сигналы. Мигнувшие красные огни помогут водителям автомобилей позади вас заранее приготовиться к снижению скорости или остановке, в зависимости от ситуации. Так аямаленькая услуга и для них приятна и вам на пользу, ибо страхует от случайного наезда сзади. Ведь в потоке транспорта всегда есть риск : кто-то не заметит вовремя, что делается впереди. Стало быть, о том, чтобы обезопасить себя от удара сзади, и самому надо дум ать постоянно. Заблаговременная сигнализация, конечно, играет большую роль в безопасности движения, а в городах особенно. Во-первых, на городских улицах значительно теснее. Во-вторых, здесь нам приходится выполнять множество сам ых различных маневров. Так что не «жалейте» указателей поворота. Скаж ем , стоите вы у перекрестка и ожидаете, когда загорится зеленый сигнал светофора. Вы собираетесь поворачивать, но пока еще рядом с вами других водителей нет. Все равно включите сигнал, пусть приближающиеся водители издалека видят, в каком направлении вы намерены двигаться дальше. Этим вы поможете им принять правильное решение, сообразить, какой лучше занять ряд на проезжей части. Особенно важно это, когда вы стоите на левый поворот и подъезжающим сзади надо выбирать, то ли остановиться за вами, чтобы ехать затем прямо, то ли перестроиться на другую полосу. Ведь при левом повороте очень часто приходится пережидать встречные машины , и ваш автомобиль невольно будет блокировать на какое-то время одну полосу движения, станет помехой на пути тех, кто проезжает перекресток прямо, если вы своевременно не предупредите их о своих намерениях. Все сказанное относится, конечно, не только к ситуациям на пересечениях дорог. Кому не знакома такая , например, картина. Нагоняешь автомобиль, который почему-то движется с небольшой скоростью, но без всяких сигналов. Едешь за ним игадаешь : что его водитель намерен дальше делать? То ли он сейчас начнет прибавлять «газ» — тогда незачем кидаться из ряда в ряд, стоит чуть подождать, то лиу него машина неисправна — и тогда надо начинать обгон, то ли еще к чему-то готовиться. В общем, нервничаешь, теряешь время. Наконец не выдержишь, посигналишь ему — обрати, мол, на меня внимание. И тогда только он вдруг включает световой сигнал, да и то, бывает, не сразу. Оказывается, он думает останавливаться (или, в другом случае, просто развернуться). Ну что бы ему просигналить об этом заранее! Тогда никто за ним и не пристраивался бы, не беспокоился понапрасну. Неужели такая предупредительность друг к другу трудно нам дается? Еще одна ситуация. К ак известно, правила движения требуют подавать предупредительный сигнал при троганье с места от тротуара или обочины. Однако сплошь и рядом водители, к сожалению, этого не делают. Поинтересуешься, почему, и слышишь в ответ: «Так яже на другую полосу не выезж аю . Никому, вроде бы, не мешаю!» Да нет, мешаете. Мы уже говорили о том, что с ростом интенсивности движения интервалы между машинами на дорогах сократились. Порой имы сами и мимо нас проезжают почти впритирку. Конечно, тогда, когда есть уверенность, что другой автомобиль не вильнет вдруг в сторону. Поэтому, начиная движение и без смены полосы, надо обязательно, хоть на короткое время, включить указатель поворота. Это заставит обгоняющих вас водителей обходить ваш автомобиль с более значительным интервалом, а может быть, принять и еще какие-нибудь меры безопасности. В общем, давайте не будем пускаться в схоластические дискуссии о том, где и когда стоит применять сигналы изменения направления движения. В наших общих интересах твердо придерживаться на практике такого принципа : применять предупредительные сигналы всегда, когда это помогает другим участникам движения принять правильное решение, лучше понять наш следующий шаг. Мы говорим здесь (как это обычно делается) о взаимоотношениях между водителями. Но ведь к категории участников движения относятся и пешеходы, их даже больше, чем водителей. И они тоже нуждаются в информации. Признайтесь: всегда ли вы включаете сигнал поворота, если поблизости нет машин? Наверное, нет. А потом удивляетесь: что это пешеходы задергались — то ли переходят улицу, то ли нет. Между тем дело просто. Они не поняли ваших намерений. А самое плохое в том, что, обжегшись раз-другой, люди начинают ориентироваться не на правила, не на светофоры и сигналы водителей, а на сомнительные расчеты — успеют перебежать или нет. Так что культура водителя оценивается его отношением и действиями применительно к любой ситуации на дороге и ко всем без исключения участникам движения. И воспитывается она во многом взаимным уважением. Л. П АШКИН•©•••^••00*«0000000#«00000#«00000«*=;.««»*здесь обанкротились И прекратили существование более_500 кинотеатров, где шел показ фильмов-ужасов. ИТАЛИЯ. Пройдены последние метры скальных пород при сооружении туннеля между Италией и Францией, который будет одним из самых протяженных в мире. Его длина 12,9 км. Открыть движение по туннелю предполагается в этом году. КАНАДА. На основе проведенных испытаний канадские ученые предложили делать дорожные знаки выпуклыми, так как они читаются лучше плоских. Такие знаки уже устанавливаются в местах, где разрешено движение с большой скоростью. США. Суд города Пассадена отклонил жалобу на водителя такси, который высадил пассажира, потому что тот закурил. Таксисты этого города объявили, что их машины — для некурящих, и за ними признано право при нарушении этого запрета высадить пассажира. США. В штате Мичиган предполагают ввести запрет на перевозку автопоездами горючих жидкостей с температурой воспламенения ниже 21°. Причина запрета — участившиеся случаи ДТП, связанные с опрокидыванием и пожарами автопоездов. ФРАНЦИЯ. Органы полиции стали применять автоматические системы для выявления не только превышений скорости или проездов на запрещающий сигнал светофора, но и выезда на полосу встречного движения через сплошную линию разметки. Электромагнитные датчики, заложенные под такой линией, как только какой-нибудь автомобиль проедет хотя бы два из них, включают фотоаппарат, который тут же фиксирует само нарушение и номер машины. ФРГ. С наступлением зимы на горных дорогах Баварии отныне будут устанавливаться новые предписывающие знаки — на голубом фоне белая шина с цепью противоскольжения. Этот знак обязателен для водителей грузовых автомобилей и автопоездов, которые, как показали наблюдения последних лет, буксуя в снегу и на гололедице, иногда надолго блокируют движение, создавая заторы. ФРГ. Фирма «Даймлер-Бенц» совместно с фирмой «Стандарт Электроник Лоренц АГ» разработала устройство, которое контролирует соблюдение безопасной дистанции между автомобилями. Оно работает по принципу радара, поэтому эффективно в любую погоду, при любом состоянии видимости. Если дистанция между автомобилями не соответствует условиям безопасности, то сразу же следует предупреждающий сигнал. ШВЕЙЦАРИЯ. В городе Вельтхайме построен лабиринт асфальтированных дорог, где повышают свою квалификацию водители из многих стран. Повороты спроектированы таким образом, чтобы каждый мог на практике проверить свое умение управлять автомобилем, маневрировать на исключительно малом пространстве. ЯПОНИЯ. Превышение скорости — одна из главных причин дорожных аварий. Учитывая это, одна фирма начала выпускать оригинальное приспособление, которое охлаждает голову водителя в прямом смысле слова. Превысивший допустимую скорость водитель чувствует сильное охлаждение в области лба, где посредством специальной ленты закрепляется это приспособление. Оно соединено со спидометром и реагирует на высокую скорость. Это ощущение исчезает с уменьшением скорости.