ДЛЯ БАМАлей автомобилей. Руководить курсами и преподавать на них взялись специалисты-автомобилисты Б. Харитонов, В. Коцюба и другие знатоки автодела. В оборудовании учебного помещения, снабжении техникой помогли райком и крайком ДОСААФ. Дело пошло. За четыре с небольшим года в Ургале подготовлены сотни водителей автомобилей, мотоциклов. Для строек БАМа специалисты обучаются ив других местах. Так, в центре Верхнебуреинского района поселке Чегдомын действует наш спортивно-технический клуб. Два года назад мы построили здесь кирпичное учебное здание, гараж на десять автомобилей, оборудовали небольшой автодром для учебной езды. Работают курсы по подготовке водителей .разных категорий в поселках Тырма, Эльга, Софийсн и на базе первичной организации совхоза «Аланап».Передо мной цифры, характеризующие подготовку технических кадров за четыре года. Они идут по возрастающей. В прошлом году, например, водителей категорий «А», «В», «С», трактористов и других механизаторов было обучено около 900, ныне будет более тысячи. Мне часто доводится бывать у строителей магистрали, встречаться ис теми, кто получил шоферскую, механизаторскую специальность на курсах нашего оборонного Общества. И приятно, когда слышишь слова благодарности в свой адрес, в адрес преподавателей, активистов. Сознание того, что мы, досаафовцы, причастны к великой всенародной стройке, вдохновляет на новые дела. Конечно, мы испытываем немало трудностей. Главным образом они сводятся к нехватке учебной техники, помещений, современного оборудования в классах для лучшего обучения специалистов. И здесь, полагаю, мы вправе ожидать большего внимания к нашим нуждам со стороны вышестоящих комитетов ДОСААФ. Дело-то мы делаем важное, общенародное. В. ИСАКОВ, председатель верхнебуреинского райкома ДОСААФ Хабаровский край, пос. ЧегдомынНаши конкурсыПятилетка и автомобильМы вступили в завершающий год десятой пятилетки. И НОВЫЙ ФОТОКОНКУРС «ЗА РУЛЕМ», естественно, посвящается теме «Пятилетка и автомобиль», которая может быть воплощена в самых разных фотожанрах. Снимки должны отражать выполнение заданий десятой пятилетки, строительство новых заводов, дорог, станций обслуживания, рост производства автомобилей, двигателей, шин, бензина, увеличение автомобильных перевозок грузов и пассажиров, роль автомобилей в развитии сельского хозяйства, строительстве, в укреплении обороноспособности. Подготовка будущих военных водителей в организациях ДОСААФ, борьба за безопасность движения, чистоту окружающей среды, культуру обслуживания, автотуризм, автоспорт, широкий показ человека за рулем в часы работы и отдыха — все это обнимает тема нашего конкурса. К УЧАСТИЮ в КОНКУРСЕ ПРИГЛАШАЮТСЯ как профессионалы (корреспонденты газет, журналов и других органов массовой информации), так и фотографы-любители. НА КОНКУРС ПРИНИМАЮТСЯ чернобелые глянцованные отпечатки формата 13x18 или 18x24 см, а также слайды 6x6 или 6x9 см. К снимку должен быть приложен текст (не более одной машинописной страницы), поясняющий события или факты, запечатленные на фотографии (снимки и текст по каждому из сюжетов — в одном экземпляре). Конкурсные материалы следует направить в редакцию не позднее 1 июля 1980 года (дата определяется по штемпелю на конверте). Просим делать на конверте пометку «Фотоконкурс» и писать обратный адрес с почтовым индексом и полными именем и отчеством автора снимков. Фотографии не рецензируются. Лучшие работы фотоконкурса «Пятилетка и автомобиль» будут премированы и опубликованы на страницах журнала. УСТАНОВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРЕМИИ: одна первая (100 рублей), две вторых (по 75 рублей) и три третьих (по 50 рублей).СМОЛЬНОГОпроверки. Редакция обратилась с письмом к Марии Ильиничне — действительно ли все так было, как рассказал Гороховик? Вскоре от сестры Ленина по телеграфу был передан лаконичный, но убедительный ответ: •Подтверждаю достоверность. М. Ульянова». Ответ Марии Ильиничны окрылил клинцовского редактора. Воспоминания Тараса Гороховика были сначала полностью опубликованы в уездной газете «Труд», а через год — на страницах •Правды», где тогда ответственным секретарем работала М. И. Ульянова. В статью под заголовком •Об Ильиче» был вверстан портрет шофера совнаркомовской машины фирмы «Делонебелльвиль» с номером 46-47. На этом автомобиле Гороховик проработал недолго. Но сколько бы он ни водил его, все совершенное им и Платтеном в тот памятный вечер не забылось и не забудется никогда. Вскоре Гороховик ушел на фронт. Он искусно водил броневики, штабные машины. Не раз попадал в сложные ситуации, но всегда находил выход из самого трудного положения. А от сыпняка не смог уберечься. Тиф свалил его. Из госпиталя вернулся в родную деревню: пахал, сеял, ковал лошадей. Но мечта вернуться к полюбившейся шоферской профессии не оставляла его. Однако не только в селе Николаевка, но ив уездном городе Клинцы, на Брянщине не было ни одного автомобиля. Не оставила без внимания Мария Ильинична и вторую часть письма из Клинцов. Она касалась трудной послевоенной жизни Тараса Гороховика: «Хозяйство Гороховика бедное, и он живет в большой нужде, — писал клинцовский редактор. — Он обращался в автобазу СНК с просьбой об определении его на работу, но до сих пор не получил ответа.1*Ввиду того, что у нас в городе нет никакой возможности устроить его по специальности, и считая, что ему нужно оказать содействие в определении на работу, посылаем вам его письма в редакцию газеты «Труд». По рекомендации М. И. Ульяновой Тараса Митрофановича вернули в совнаркомовскую автобазу. И он снова сел за руль. • * * Спустя много лет я позвонил на автобазу управления делами Совмина СССР. Спросил о Гороховике. Чуть хрипловатый мужской голос ответил: — Сейчас я его позову. — Гороховик на проводе! — слышу в трубке. Я обрадовался. Значит, Тарас Митрофанович жив, еще работает? Ведь родился-то он в прошлом веке, в восемьдесят девятом году?! — Тарас Митрофанович, здравствуйте! — кричу в трубку. Короткая пауза, а за ней слышу: — Простите, с вами говорит Михаил Тарасович, сын Тараса Гороховика... Во время. Великой Отечественной войны Тарас Митрофанович привел своего тринадцатилетнего мальчугана в гараж. И с тех пор Михаил Тарасович беспрерывно трудится в автобазе Совмина. Он прошел путь от ученика электрика до механика. Тарас Митрофанович умер летом шестьдесят седьмого года. Вырастил семерых детей. Иван погиб при форсировании Днепра, Георгий умер во время войны. ... — Осталось нас пятеро, — продолжал разговор Михаил Тарасович. — Все получили образование. Все работают по призванию. Все гордятся своим отцом, которому посчастливилось быть рядом с Лениным. Такое не забудется. И Не только нами и нашими детьми. И детьми наших детей, Александр ДУНАЕВСКИЙЛучший совет годаВ последнем номере журнала за минувший год были подведены итоги конкурса, проходившего под таким названием. Он принес немало предложений, заслуживших высокую оценку и читателей (об этом свидетельствуют письма) и жюри. Поздравляя еще раз победителей, мы хотим уведомить водителей-умельцев, что «Конкурс-79» уже передал эстафету «Конкурсу-80». Условия его остаются теми же. «Совет» должен быть кратким, выполнимым в доступных авто- или мотолюбителю гаражных, домашних условиях. Его практическая полезность должна быть, безусловно, подтверждена хотя бы собственным опытом автора. Жюри не рассматривает самостоятельные «усовершенствования» деталей тормозной системы, рулевого управления и наружного освещения. Требования к этим системам в отношении безопасности весьма жесткие и не подлежат ревизии «на дому». Предлагая читателям включиться в творческое соревнование за специальные призы — комплекты универсального инструмента и денежные премии в размере 50, 30 и 20 рублей, жюри напоминает, что главная цель «советов» — помочь автомотолюбителям в затруднительном положении при обслуживании машины или в пути. Итоги конкурса (учитываются письма, поступившие в редакцию с октября прошлого года по сентябрь нынешнего включительно) будут опубликованы в декабрьском номере журнала. «Советы», поступившие после сентября, пойдут в счет конкурса следующего года. Ждем ваших предложений, товарищи!3