любители, не следует. Сама решетка закреплена без необходимой жесткости, и возникающая при езде вибрация ухудшает освещение дороги, сокращает срок службы ламп и снижает надежность электрического контакта корпусов фар с «массой» автомобиля. Противотуманные фары, особенно с мощными галогенными лампами, потребляют большой ток (порядка 10 А), поэтому, чтобы ослабить падение напряжения, их подключают через реле проводами большого сечения и минимальной длины прямо к аккумуляторной батарее. Правила дорожного движения требуют, чтобы дополнительные фары работали совместно с габаритными огнями и освещением номерного знака, поэтому выключатель, управляющий реле включения их, вводят в цепь подфарников. Ветвь «противотуманные фары — аккумуляторная батарея» защищают от короткого замыкания предохранителем. Варианты подключения противотуманных фар на современных отечественных легковых автомобилях основных марок приведены на рис. 1, 2 и 3. В каждой из трех схем используют провода типа ПВГА разного сечения. Они обозначены на рисунках. Для защиты от короткого замыкания наиболее удобен термобиметаллический кнопочный предохранитель ПР2-Б, приВаша сервисная книжнаРегулируем клапанные зазорыДля грамотного ухода за автомобилем нужно не только трудолюбие, но и специальные знания, навыки, опыт. В помощь энтузиастам самообслуживания журнал открывает в клубе «Автолюбитель» новую рубрику — «Ваша сервисная книжка». В ней специалисты автозаводов расскажут об особенностях выполнения отдельных операций, записанных в сервисных книжках, их профессиональных тонкостях, о необходимом инструменте. Серию статей этой рубрики открывают инженеры АЗЛК Б. Ф. СТРЕБКОВ и А. Б. ГУРЬЕВ. Разумеется, их советы относятся к автомобилям «Москвич—1500» разных моделей, выпускаемых заводом сегодня. Мы начинаем рассказ об уходе за «Москвичом» с регулировки клапанных зазоров в двигателе, чтобы продолжить тему, которой журнал отвел страницы апрельского, июньского и сентябрьского номеров прошлого года. Клапанный привод 1,5-литрового мотора, устанавливаемого на «москвичи» московского и ижевского заводов, весьма надежный и долговечный узел. Но выигрыш от этих важных качеств зависит не только от завода-изготовителя, а в решающей степени — от владельца машины, от соблюдения им рекомендаций инструкции по уходу за автомобилем и его агрегатами. В «Руководстве по эксплуатации «Москвича—1500» рекомендовано для впускных и выпускных клапанов устанавливать зазоры 0,15 мм. Со временем трущиеся пары «опорные шейки — подшипники распределительного вала», «кулачки—коромысла», «наконечники регулировочных болтов — стержни клапанов» изнашиваются. На практике зазор надо регулировать, если его величина не укладывается в рамки 0,15 — 0,17 мм. Незначительное увеличение зазора сверх рекомендованной величины, хотя и усиливает шумность работы механизма газораспределения, «здоровью» двигателя не угрожает. Гораздо опаснее уменьшение или полное отсутствие зазора. В этом случае при работе мотора между клапаном и его седлом образуется щель, пропускающая из камеры сгорания раскаленные газы. Даже непродолжительная «обработка» ими тарелки клапана приводит к тому, что она обгорает и даже после установки нормального зазора компрессия в цилиндре может не достигнуть требуемой величины. Порядок регулирования зазоров изложен в инструкции, и повторять ее здесь не имеет смысла. Остановимся лишь на некоторых технологических тонкостях. Проверяют зазоры ровным, без изломов щупом. Он должен прохоменяемый на «волгах» и «запорожцах». Можно использовать и самодельный — из одной жилы медного провода диаметром 0,3 мм. На ЗАЗ—968 его устанавливают на свободное место в блоке плавких предохранителей; на машинах других марок и моделей — в удобном для обслуживания месте. Самое подходящее реле - для включения фар — РС527, применяемое на «жигулях», или другое, но с аналогичными параметрами. Выключатель любого типа располагают в удобном месте, так чтобы до него можно было дотянуться, будучи пристегнутым ремнями безопасности. Провода желательно прокладывать кратчайшим путем в общем пучке электропроводки автомобиля и прикрепляя их к нему суровыми нитками или просто изоляционной лентой. К этим несложным монтажным правилам обязательно нужно добавить правила регулировки противотуманных фар. Понадобится ровная горизонтальная площадка и экран (хотя бы стена дома). Незагруженный автомобиль ставят строго перпендикулярно экрану и на высоте центров окончательно закрепленных противотуманных фар проводят через весь экран горизонтальную линию. После этого машину загружают. Достаточно, если в ней будут сидеть двое — водитель и пассажир сзади. Включают фары и регулируют их положение так, чтобы верхняя граница «свет—тень» каждого луча проходила на 200 мм ниже линии на экране. Угол освещения фар можно несколько увеличить, развернув их слегка наружу от оси машины.дить между торцами наконечника регулировочного болта и стержня клапана под действием легкого усилия руки. Случалось, что по недоразумению автолюбители проверяли зазор между кулачком и коромыслом по аналогии с двигателем «жигулей». Большого греха в этом нет. Может быть кому-то покажется удобнее контролировать зазор именно в этой паре трущихся поверхностей. Важно только обязательно учесть, что для подобных замеров понадобится другой щуп. Отношение плечей коромысла, то есть расстояния от стержня клапана до оси коромысла к расстоянию от оси коромысла до кулачка распределительного вала, равно 1,25. Поэтому на правильно отрегулированном двигателе зазор в указанном месте должен быть уменьшен в 1,25 раза, то есть равняться 0,12 мм. Причем нельзя сбрасывать со счетов и то, что требования к точности регулировки повышаются. Например, при ошибке в установке этого зазора на 0,02 мм фактическая погрешность составит: 0,02 мм X 1,25 = 0,025 мм. Приступая к регулировке тепловых зазоров, необходимо, кроме щупа и инструмента для демонтажа клапанной крышки, иметь открытый рожковый ключ «на 14» (им отворачивают контргайки) и специальный ключ с размером зева 5 мм, который есть в комплекте шоферского инструмента и предназначен для вращения регулировочного винта. Кстати, ослаблять контргайки и окончательно затягивать их удобно торцовым ключом «на 14» на ручке баллонного ключа. После выставления по щупу и затягивания контргайки зазор нередко нарушается, и его приходится снова корректировать. Опытный автомобилист может сразу повернуть регулировочный винт в нужное положение с учетом изменения зазора при затягивании контргайки. Новичку, возможно, потребуется выполнить эту работу в два-три приема. В продаже иногда можно встретить специальные ключи для регулировки зазоров в приводе клапанов (например, ясиноватского завода). Они представляют собой трубу с рукояткой, обжатую с одной стороны в шестигранник «на 14». Через нее проходит стержень, на конце которого выполнен паз шириной 5 мм под регулировочный винт. У стержня есть самостоятельная рукоятка. Конструкция такого ключа предусматривает, что действовать им надо двумя руками одновременно. Поэтому регулировку приходится делать в дваРис. 1. Модернизированный ключ для регулировки зазоров в приводе клапанов.зВид АЦ-"Ш29