16
17
апорожский автомобильный завод «Коммунар» в IV квартале прошлого года начал производство модернизированной модели — ЗАЗ—968М-03, которая имеет ряд существенных отличий от своей предшественницы ЗАЗ—968А. Представляет читателям новый «Запорожец» главный конструктор объединения «АвтоЗАЗ» Владимир Петрович СТЕШЕНКО. Сегодня мы знакомим автомобилистов с первым этапом модернизации нашей базовой модели, «Запорожцем» 80-х годов. Он получил индекс ЗАЗ—968М-03. Начнем с внешнего вида. Вы, наверно, сразу обратили внимание на измененную переднюю панель кузова, которая придала автомобилю новый облик. По ней проходит широкая черная полоса с надписью «ЗАЗ—968М» и декоративной вставкой, а замыкают ее передние указатели поворота. На фарах сделаны мягкие черные пластиковые травмобезопасные ободки. Бампер с мягкой резиновой накладкой в средней части и пластмассовыми боковинами, а также эмблема (новая, с нее и начинается этот материал — ред.) из пластика на капоте дополняют строгое, без лишнего хрома, оформление передней части, придают ей законченный, современный вид. К этому следует добавить новые щеткодержатели и щетки стеклоочистителя. Черный хром взамен блестящего, пластиковые наконечники осей, хорошая фиксация — все это гармонирует с остальными деталями оформления и соответствует международным нормам безопасности. Вероятно, глядя на фото, вы заметили, что на передних крыльях новой машины нет боковых повторителей указателей поворота. Просто они стали не нужны, когда сами указатели переместились на выпуклую панель передка. На этом месте «мигалки» хорошо видны и сбоку. Другое важное новшество во внешнем оформлении — с задней части кузова исчезли выступающие из боковин воздухозаборники. Их заменили вертикальные щели. Вообще задняя часть кузова переработана полностью. Обратите внимание на большие прямоугольные задние фонари, объединяющие в блок габаритные огни, указатели поворота, сигналы торможения, свет заднего хода и катафоты (световозвращатели). На панели между задними фонарями сделано углубление, в котором на специальном поворотном кронштейне укреплен номерной знак, прикрывающий решетку дополнительного вентиляционного отверстия моторного отсека. Для освещения знака служат два фонаря, расположенные на заднем бампере (он, как и передний, с резиновой накладкой и пластмассовыми наконечниками). Сзади, в моторном отсеке рядом с силовым агрегатом размещено запасное колесо. Таким образом, высвободилось дополнительное пространство в багажнике. Воздух для охлаждения двигателя поступает через щели в левой части крышки моторного отсека. На ЗАЗ—968М устанавливается 40-сильный двигатель МеМЗ—968. Отдельные партии этих машин могут быть ис 30-сильным двигателем, но с новой системой подачи охлаждающего воздуха. На всех двигателях «запорожцев» теперь устанавливаются менее шумные вентиляторы системы охлаждения, имеющие более высокую, чем прежние, производительность. Применена новая система подвода воздуха и организации его потока в моторном отсеке. Снаружи воздух может попасть к двигателю тремя путями. Часть его захватывается направленными вперед щелями на правом заднем крыле, проходит вокруг воздушного фильтра и, омывая верхнюю часть двигателя, поступает в левую половину моторного отсека, откуда выходит наружу через щели в левом крыле (они направлены назад). Таков путь воздуха летом, когда крышка кожуха воздухозаборника опущена и перекрывает окно в его стенке. Масса воздуха засасывается вентилятором через щели в крышке моторного отсека и подается к цилиндрам. Кроме того, охлаждающий воздух поступает через решетку из-под отодвинутого в положение «лето» номерного знака непосредственно к лопастям вентилятора и также нагнетается им к цилиндрам. Зимой и решетку под номером и люк воздухозаборника закрывают, и в кожух вентилятора воздух идет только из подкапотного пространства через окно, перекрытое летом. Эта система позволяет достаточно хорошо охлаждать двигатель в самых жарких районах страны летом и быстро прогревать его до наивыгоднейшей температуры в самое холодное время зимой.16 Обратите внимание и на резиновую (была металлической) чашку вокругпробки бензобака. Это небольшое, но практичное усовершенствование, к оторое предотвращает при заправке перелив бензина вмоторный отсек. П реждечем знакомиться с салоном, заглянем вбагажник , Его полезный объем возрос почти вдвое благодаря тому, что передняя панель стала более выпуклой, а из самого багажника ушли запасное колесо и инструмент. О дновременно были найдены более рациональные места для аккумулятора, с теклоомы вателя и бачков гидравлических приводов тормозови сцепления. Все агрегаты, к ромеаккумуляторной батареи, изолированы пластмассовой легкосъемной перегородкой от перевозимоговбагажникегруза , а батарея герметично закрыта резиновой крышкой , из-под которой шланг отводит пары электролита наружу, под кузов. Металлические панели пола и стенок багажника покрыты ре ­ зиновой обивкой , а выступающие детали рулевого механизма накрыты легким пластиковым чехлом. Кстати, картер икрышка рулевого механизма теперь алюминиевые, а не чугунные, к ак было раньше. Увеличена жесткость и надежность крепления всего узла к .кузову, в результате чего отпала необходимость систематически подтягивать болты. И з ­ менены размери геометрия «сминаемой» части рулевого вала. На эту деталь получен европейский знак безопасности. Если мыснимем пластмассовую перегородку багажника, то увидим , что электрический бензонасос теперь установлен непосредственно возле отопителя, а место омывателя с ручным приводом занял электрический. На смену двум бачкам в гидравлическом приводе тормозов пришел один сдвоенный, а все винтовые соединения проводов с агрегатами заменены штекк ерными (последнее относится к электрическим цепям машины вообще). Раз уж мы заговорили об электрооборудовании ЗАЗ — 9 68М , н еобходимо сказать о новых фарах с «европейским» светом (со встроенными габаритными лампами), что сделало ненужными отдельные подфарники . К роме того, увеличено количество це ­ пей, защищенных плавкими предохранителями (установлен блок с 10 вставками, как на ВАЗах), и уменьшены габариты и масса реле-регулятора. А что изменилось в салоне? Сразу отмечаем — средние стойки кузова закрыты пластмассовыми накладками, под панелью приборов предусмотрена вещевая полочка, появилось новое, большое зеркало заднего вида сположениями «день—ночь» и над проемом левой двери — новый плафон внутреннего освещения. На щитке приборов кнопочные включатели заменены более современными , клавишными, на рулевой колонке взамен двухрычажного переключателя света фар установлен трехрычажный, более удобный , с включателями указателей поворота, стеклоочистителя и стеклоомывателя. Педали тормозаи акселератора теперь практически на одной высоте, что соответствует требованиям правил ЕЭК ООНипо ­ зволяет более удобно управлять машиной. В спинках передних сидений предусмотрены гнезда для установки регулируемых по высоте подголовников. Изменены кон ­ струкция и угол наклона спинки заднего сиденья: пассажирам стало удобнее. За спинкой установлена пластмассовая полка с углублением для мелочей. Упростилось и стало надежнее крепление обивки боковин , на дверях установлены новые подлокотники. Комплект инструмента, выселенный из багажника, нашел свое место в салоне: малая сумка — в специальном держателе под сиденьем водителя, а большая, которая нужна значительно реже , — под подушкой заднего. И наконец, о том , что не видно при наружном осмотре. Иным стало уплотнение рычагов передней подвески. Теперь четыре точки этого узла смазываются присборке на весь срокслужбы , и в эксплуатации он не требует ухода. Новый буфер-отбойник задней подвески значительно увеличил ее энергоемкость. Д ля манжет рабочих тормозных цилиндров применена новая резиновая смесь, которая позволяет пользоваться любой отечественной тормознойжидкостью (естественно, не смешивая разные типы между собой1). Увеличена жесткость привода стояночного тормозаи уменьшен ход его рычага. Вот, пожалуй, и все основные отличия. В первый период освоения ЗАЗ — 9 68Мвторговую сеть могут поступать переходные партии модернизированных «запорожцев», укомплектованные новыми узлами и деталями еще не в полном объеме. В дальнейшем планируется провести модернизацию двигателя и внести все усовершенствования, внедренные на ЗАЗ — 9 68М , и на модификациисручным управлением. г. Запорожье Фото Г. КосинаТехническая характеристика Общие данные. Снаряженная масса — 840 кг. Число мест — 4. Максимальная скорость — 118 км/ч. Время разгона с места до 100 км/ч (с водителем и пассажиром) — 38 с. Контрольный расход топлива при скорости 80 км/ч — 6,2 л/100 км. Запас топлива — 40 л. Размеры. Длина — 3765 мм. Ширина — 1490 мм. Высота (без нагрузки) — 1400 мм. База — 2160 мм. Колея — 1228 мм спееди и 1212 мм сзади. Дорожный просвет — 185 мм. вигатель. Число цилиндров — 4. Расположение цилиндров — V-образное. Диаметр цилиндра и ход поршня — 76 и 66 мм. Рабочий объем — 1198 см 3 . Степень сжатия — 7,2. Топливо — бензин А-76. Карбюратор — один однокамерный. Мощность (по ГОСТ) — 41 л. с. при 4200—4400 об/мин. Максимальный крутящий момент — 7,6 кгс • м при 2700—2900 об/мин. Трансмиссия. Сцепление — сухое, однодисковое. Коробка передач — четырехступенчатая с синхронизаторами на всех передачах для движения вперед. Передаточные числа: 3,82,12—1,409—0,964 и на заднем ходу 4,156. Передаточное число главной передачи — 4,125. Управление. Рулевое — с глобоидальным червяком и двойным роликом (передаточное число — 17,0). Травмобезопасный вал рулевого колеса, запираемый замком, который объединен с включателем зажигания. Тормозное — с гидравлическим раздельным приводом барабанных тормозов, имеющих автоматическую регулировку. Ходовая часть. Независимая подвеска всех колес: передних — торсионно-пружинная, задних — пружинная. Амортизаторы _ телескопические, гидравлические. Шины диагонального типа размером 6,15—13 модели И-151. Кузов. Цельнометаллический, двухдверный, несущий, с задним расположением двигателя. Запасное колесо — в моторном отсеке. Емкость багажного отсека — 0,197 м3 .£17