новости,СОБЫТИЯ, ФАКТЫЮБИЛЕЙ В - 2Сорок лет назад началось производство дизеля В—2, двигателя, стоявшего в годы Великой Отечественной войны на танках и самоходках и заслужившего самую добрую славу. Он исправно служил и на карьерных самосвалах МАЗ525, МАЗ—530, БелАЗ—540, БелАЗ—548, четырехосных вездеходах МАЗ—535 и МАЗ—537, гусеничных тягачах и транспортерах АТС, АТС—59, AT—Т. В 20-е и 30-е годы на советских танках применяли карбюраторные двигатели авиационного типа. Но в этих условиях они были недостаточно надежны и экономичны, а кроме того, пожароопасны. Поэтому для перспективных моделей танков уже в начале 30-х годов молодому конструкторскому коллективу, возглавляемому талантливым инженером К. Челпаном, была поручена разработка специального дизельного двигателя. Первый опытный экземпляр нового мотора в мае 1933 года прошел испытания на тормозном стенде. Работы по его дальнейшей доводке в 1937—1938 гг. бы-ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВОТаков был девиз Всесоюзного семинара и выставки, проходивших осенью на ВДНХ СССР и посвященных опыту и достижениям Волжского автомобильного завода в повышении эффективности производства и качества труда. Сегодня Волжский автозавод — одно из крупнейших предприятий страны. Он возглавляет производственное объединение, включающее скопинский автоагрегатный завод, белебеевский завод «Автонормаль», димитровградский автоагрегатный завод, завод генераторов и стартеров в г. Тольятти, строительный трест «АвтоВАЗремстроймонтаж» и производственное управление «АвтоВАЗтехобслуживание» с 33 спецавтоцентрами, 243 стационарными и 117 передвижными СТО. оказывающими населению услуг на 70 миллионов рублей в год. Объединение «АвтоВАЗ» выпускает легковые автомобили с сентября 1970 года. Девять лет спустя, в октябре 1979 года с конвейера сошел пятимиллионный автомобиль. ВАЗ отказался от традиционной организации производства, при которой каждый цех копирует структуру всего завода, и создал свою, централизованную систему, в которой сконцентрированы все специализированные функциональные службы. «Опыт ВАЗа, — сказал, выступая на пресс-конференции во время открытия выставки, директор завода по экономике и планированию кандидат экономических наук П. М. Кацура, — имеет ту особенность, что он впитал в себя целый комплекс мер по управлению качеством». Этому комплексу и были посвящены экспозиции выставки, так и называвшиеся по разделам: «Организация труда», «Организация управления», «Комплексная система управления качеством продукции», «Работа партийной организации», «Социальное развитие», «Внедрение опыта ВАЗа». Живой иллюстрацией стали волжские автомобили всех вышедших моделей — они представляли в павильоне «Стандарты СССР» продукцию завода, достигшего наилучших результатов в отрасли по выпуску машин с государственным Знаком качества. Каждые 22 секунды с конвейеров ВАЗа сходит автомобиль. Сегодня ресурс «жигулей» повысился со 100 тысяч до 125 тысяч километров пробега, срок гарантии увеличен с 12 до 18 месяцев. 31 министерство и ведомство уже утвердили 52 опорных предприятия к внедрению комплексной системы ВАЗа. Творческий опыт волжан способствует успешному выполнению планов десятой пятилетки. Он стал хорошей школой для машиностроителей страны.Один из экспонатов «Лесдревмаша-79», советский автомобиль-лесовоз КрАЗ255Л с двухосным прицепом-роспуском ТМЗ-803К. прнятиях работают также лесопогрузчики и лесовозы фирм «Валмет» и «Сису» (Финляндия), гидравлические автокраны «Като» (Япония), с которыми могли познакомиться посетители выставки. Наряду с ними были представлены и плоды совместных разработок, например МАЗ—509, оснащенный финским краном, чехословацкий трактор ВКС-120 с советским навесным оборудованием, финский лесопогрузчик КТД-1510, выполненный по рекомендациям советских специалистов. В зарубежных машинах, показанных на выставке, прослеживалась тенденция к «совмещению профессий». Выставка «Лесдревмаш-79» помогла специалистам ознакомиться с самыми последними достижениями машиностроения для лесного хозяйства и промышленности.ЖУРНАЛИСТЫ ЧССРГОСТИ РЕДАКЦИИли выполнены группой инженеров, в которую входили Т. Чупахин, И. Трашутин, П. Поддубный, Я. Вихман, И. Бер. В 1938 году было начато мелкосерийное производство двигателя, получившего индекс В—2. Дизели В—2 ставили на серийные танки БТ—7М. Эти машины осенью 1939 года приняли боевое крещение, участвуя в разгроме японских милитаристов на реке Халхин-Гол. В декабре 1939 года было принято постановление об организации крупносерийного производства дизеля В—2 и его модификаций для новых танков Т—34 и KB и гусеничного тягача «Ворошиловец». К началу Великой Отечественной войны наши заводы уже сумели выпустить 1225 танков Т—34 и 639 танков КВ. Прошло 40 лет с принятия первых образцов В—2 для серийного производства, но и сегодня разные модификации его находят самое широкое применение в качестве силовых установок на большегрузных автомобилях, тракторах, на речных судах. Ю. БАКУРЕВИЧ, полковник-инженер в отставке По приглашению Союза журналистов СССР и журнала «За рулем» в СССР находилась группа ведущих журналистов Чехословакии, пишущих на автомобильные темы. В ее составе работник отдела средств массовой информации ЦК КПЧ И. Брож, главный редактор журнала СВАЗАРМ «Свет мотору» М. Эбр, главный редактор журнала «Стоп» Э. Паулины, журналисты из газет «Руде право» В. Поспишил, «Обранца власти» — Я. Корецки, журнала «Свет мотору» — О. Грегора и «Чехословацкого радио — Братислава» — Л. Брат. Гости познакомились с автомобильной жизнью Москвы и Таллина, посетили завод имени Лихачева, завод имени Ленинского комсомола, НИИАТ, побывали на олимпийских объектах. Они были приняты начальником ГАИ г. Москвы генерал-майором милиции А. Ноздряковым, который рассказал, как будет осуществляться движение в дни Олимпиады-80, и председателем МГК ДОСААФ генерал-майором Д. Кузнецовым. В редакции «За рулем» чехословацкие журналисты беседовали с членом президиума Федерации автоспорта СССР летчиком-космонавтом дважды Героем Советского Союза Г. Гречко, с начальником Управления военно-технических видов спорта ЦК ДОСААФ СССР К. Ходаревым, которые рассказали о развитии автомотоспорта в стране, его месте в подготовке молодежи к труду и обороне. Гости приняли участие в торжествах, посвященных 62-й годовщине Великого Октября. Встреча чехословацких журналистов с летчиком-космонавтом Г. Гречко в редакции «За рулем». _ Фото В. КнязеваЛЕСДРЕВМАШ-79Первая в нашей стране такая выставка имела в своем названии цифру «73». Это был большой международный смотр машин и оборудования для лесной индустрии. Вполне понятно, почему именно в нашей стране проходят эти смотры: СССР занимает первое место в мире по площади лесов, запасам древесины и объемам лесозаготовок (около 400 000 000 м3в год), имеет большой опыт ведения лесного хозяйства. В павильонах 197Э года, разместившихся в парке Сокольники и выставочном комплексе на Красной Пресне, экспонировались машины и оборудование, представленные 400 фирмами и организациями из 19 стран. Самой крупной была экспозиция Советского Союза, которая включала транспортные и погрузочно-выгрузочные машины на автомобильных шасси минского, кременчугского и могилевского заводов. Среди них — прекрасно зарекомендовавшие себя лесовозные автопоезда повышенной проходимости МАЗ—509А и КрАЗ — 255Л грузоподъемностью соответственно 17 и 23 т. Оба лесовоза могут принимать на свои прицепы-роспуски хлысты до 30 м длиной. В наших лесозаготовительных пред-ПРИЗ УЕХАЛ В БЛАГОВЕЩЕНСКВ Дальнереченске Приморского края состоялись соревнования картингистов Дальнего Востока на приз героев-пограничников. В них участвовало четырнадцать команд из Хабаровского, Приморского краев и Амурской области. В классе до 50 смз первое место завоевал ученик благовещенской средней школы № 1 Г. Бурлаков. В классе «Юниор» (125 смЗ) сильнейшим стал В. Смыковский — воспитанник дальнереченской автошколы ДОСААФ. В «Союзном» уверенную победу одержал кандидат в мастера спорта из Благовещенска В. Бессарабов, а в 125-кубовом (мелгдународном) — гонщик из Владивостока В. Матвеев. В командном зачете победили картингисты Благовещенска, они и стали обладателями приза. Н. ТОДОРОВА, корреспондент газеты «Амурская правда»