СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБААВТОМЕХАНИКОВ УЧАТ В ДОСААФГорьковчанин В. Сеткин узнал, что в учебных организациях ДОСААФ можно получить специальность'автомеханика. «Какова программа и продолжительность обучения? Сколько надо платить за учебу?» — на эти и другие вопросы он просит ответить редакцию. О том же спрашивают B. Мерзлый из Кировской области и C. Сухорукое нз Вологды. Учебный план и программы подготовки механиков автомобильного транспорта утверждены в июне 1978 года. Они предусматривают обучение водителей второго и первого классов, автослесарей высших разрядов, имеющих общее образование не ниже восьми классов. На курсы принимают по направлению автотранспортных предприятий или по личным заявлениям. Срок обучения с отрывом от производства — 6 месяцев, без отрыва (вечерняя форма) — 1 год. Весь курс рассчитан на 1050 часов, в числе которых 175 отводится производственной практике и 24 — экзаменам. Остальные 851 час распределяются следующим образом: политзанятия — 40, общетехнические сведения — 100, технология металлов — 40, автомобильные материалы — 30, устройство автомобилей — 184, гаражное оборудование — 30, техническое обслуживание автомобилей — 164, ремонт автомобилей — 100, экономика, организация и планирование автомобильного транспорта — 58, организация службы безопасности движения в .ДТП — 30, техника безопасности в АТП — 30, гражданская оборона45 часов. Успешно сдавшим экзамены выдаются свидетельства установленного образца. Стоимость обучения — 157 рублей.или случайном повреждении не разбивалось на крупные осколки с опасными длинными режущими кромками, в его толще посредством специальной обработки создается определенное внутреннее напряжение. При ударе оно способствует образованию мелких осколков, которые не столь опасны, как крупные. Процесс термообработки закаленного стекла сопровождается побочным эффектом — небольшой неравномерной (пятнистой) его поляризацией. В результате определенные участки, если смотреть через противосолнечные очки с поляризованными стеклами, кажутся покрытыми темными пятнами. Что делать? Либо приобрести менее «модные» противосолнечные очки без поляризованных стекол, либо заменить закаленное лобовое стекло слоистым (триплексным).«СУХОЙ КАРТЕР»«Разъясните, пожалуйста, что представляет собой система смазки с сухим картером». Такой вопрос задал в письме редакции В. Саламатич из села Ачхай-Мартал Чечено-Ингушской АССР. За ответом мы обратились к книге В. В. Бекмана «Гоночные автомобили» (2-е издание, «Машиностроение», 1967). Цитируем: «Система смазки с сухим картером характеризуется наличием отдельного масляного бака, установленного на шасси автомобиля, и масляного насоса с двумя секциями — нагнетающей и откачивающей. Нагнетающая секция забирает из бака масло и заставляет его циркулировать... Масло, стекающее в картер, сразу захватывается откачивающей секцией и отводится в бак. Ббльшая производительность откачивающей секции насоса не допускает скопления масла в картере, чем и оправдывается название этой системы. Преимущества сухого картера для гоночных двигателей очевидны. Циркуляция вне двигателя способствует снижению температуры масла и сохранению его смазывающих свойств (вязкости)...» Такая система смазки применялась на четырехтактных двигателях отечественных гоночных мотоциклов М—76, С—159, С—259, С—354, С—360, а также дизелях типа В—2, устанавливавшихся на самосвалах МАЗ —525, МАЗ—530, БелАЗ—540, БелАЗ—548. Из отечественных гоночных автомобилей с двигателями, имевшими систему смазки с сухим картером, можно назвать «Харьков—Л2», «Харьков—6».МАРКИРОВКА РЕМНЯМосквич В. Тарасов просит сообщить размеры ремня вентилятора двигателей «жигулей» и объяснить, как ремень маркируется. На двигатели ВАЗ всех без исключения моделей устанавливается одинаковый ремень вентилятора. Его длина по наружному диаметру 944 мм, сечение — 10x8 мм с углом клина 38°. Маркировка наносится на одно из оснований ремня рельефно или краской. Выглядит она так: 10x8x944 21011308020 9 А. Последняя цифра обозначает год, а буква — месяц изготовления (в нашем примере—январь 1979 года).НЕ БОЛЕЕ ДЕСЯТИ ЛЕТКакие существуют в мировой практике нормы продолжительности выпуска запасных частей к моделям автомобилей, снятым с производства? Этим вопросом интересуется костромич С. Колесов. Каких-либо регламентированных норм на этот счет не существует. По сложившейся же на протяжении долгих лет практике многие зарубежные автомобильные фирмы обычно выпускают запчасти к снятым с производства моделям не более десяти лет. После этого срока заводы, как правило, лишь сохраняют оснастку для их изготовления и могут в соответствии с просьбой заказчика сделать отдельные детали или их партии, но уже по ценам, значительно более высоким, чем прежде. Поэтому поддержание на ходу машин, возраст которых превышает 15—20 лет, в большинстве случаев обходится очень дорого.ШИПЫ ДЛЯ ГОНОК ПО ЛЬДУ«Часто бываю на соревнованиях по мотогонкам на льду, — пишет новосибирец Ю. Ульяненко, — и хотел бы Получить информацию о шипах, которыми оснащены покрышки мотоциклов: их количестве, форме, материале». Для гонок по льду переднюю шину оснащают примерно сотней шипов; на задней их больше — 144. Каждый шип имеет цилиндрическую часть диаметром 8 мм, переходящую в конус. По международным правилам, шипы должны выступать из покрышки не более чем на 28 мм. Вытачивают их из стали 45 или из пружинной, закалийая в масле конец шипа и половину его конусной части до твердости 55 единиц по шкале Бринеля. Шипы вставляют изнутри покрышки в отверстия, сделанные сверлом диаметром 6—6,5 мм. Снаружи их фиксируют плоскими гайками с резьбой М8 X1и двумя отверстиями под специальный ключ. Для защиты гонщиков от ранения шипами при возможных столкновениях и падениях колеса окружают защитными трубчатыми каркасами. Более подробно с конструкцией шипов и их установкой на покрышках можно ознакомиться по книге В. И. Карнеева «Мотогонки по льду» (Москва, Издательство ДОСААФ, 1971). Колесо с шипами и защитным каркасом.ТАХОГРАФ«Слышал, что на грузовиках, например для магистральных перевозок, устанавливают тахограф. Что это за прибор и для чего он служит?» — спрашивает Ю. Волынский из Гродненской области. Тахограф представляет собой комбинацию из контрольных и регистрирующих приборов. В нее входят спидометр, часы, одометр (счетчик пройденных километров) и самопишущее устройство. Оно фиксирует на барабане с лентой пройденный километраж, мгновенную (в. каждый данный момент) скорость движения. Прибор применяется для регистрации режимов движения магистральных грузовиков.КОЭФФИЦИЕНТ ОБТЕКАЕМОСТИ«Часто на страницах «За рулем» я встречаю термин «коэффициент обтекаемости», — пишет школьник из г. Сосногорска (Коми АССР) В. Сосновский. — Однако пока нигде не нашел, что означает этот коэффициент. Прошу разъяснить, для чего он нужен». Коэффициентом обтекаемости, обозначаемым латинскими буквами СХ, оценивают сопротивление, которое оказывает воздух движущемуся автомобилю. Он почти целиком зависит от формы и качества поверхности кузова. Для расчетов пользуются также коэффициентом сопротивления воздуха. Обозначаемый буквой К, он представляет собой произведение СХ и величины плотности2 воздуха, равной в среднем 0,125 кг • с /м'. Коэффициенты СХ иК нужны при расчетах. Сила аэродинамического сопротивления (Р), которую надо знать конструкторам, вычисляется по такой формуле: Р = K.F.v*, где F — лобовая площадь автомобиля s (M ); v — скорость движения (м/сек). Значения СХ колеблются от 0,6 (для грузовиков) до 0,35 (средняя величина для легковых машин), достигая 0,2 (у хорошо обтекаемых рекордно-гоночных автомобилей).ПЯТНА ПЕРЕД ГЛАЗАМИ«Когда я, находясь за рулем своего «Москвича—408», надеваю противосолнечные очки, то начинаю видеть на лобовом стекле странные пятна, которые мешают при езде. Что это за явление?» — просит объяснить Н. Чекалов из Благовещенска. Видимо, у ваших противосолнечных очков поляризованные стекла. Из световых волн, которые распространяются во всех направлениях, оптическая решетка этих стекол пропускает лишь те, что лежат в одной, определенной плоскости. Кроме того, следует иметь в виду, что лобовое стекло вашего автомобиля не триплексное (слоистое), а закаленное. Чтобы такое стекло при аварииУстановка шипов на покрышке: 1 — пронладка для защиты камеры; 2 — покрышка; 3 — прокладка под шайбу; 4 — резьбовая шайба; 5 — шип.18