КАК ОБЕЗОПАСИТЬ ФАРЫ "ЯПОНЦЕВВ прошлом номере мы вели речь об эксплуатации на наших дорогах автомобилей с правым расположением руля (в основном японского производства]. Там подтверждался известный тезис: свет фар «японцев» неприемлем для дорог с правосторонним движением. Теперь, когда автомобилям с «правым» рулем разрешено ездить до 2001 года, крайне актуально решить, как обезопасить свет «правых» фар. Сегодня комментарий по этому поводу дает кандидат технических наук, сотрудник НПО «Автоэлектроника» Константин ЛЕВИТИН, давний автор нашего жур ­ нала. Ближний свет фар автомобилей с правым расположением руля — основной источник возможных ДТП на дорогах с правосторонним движением, в особенности на наших, необустроенных. Ф ары «японцев» с о ­ здают световой пучок, по конфигу ­ рации противоположный (относительно продольной оси дороги ) нашему отечественному. А это значит, что они недостаточно освещают правую стор онудорогиисизбытком светят в глаза водителям встречных автомоби ­ лей, ослепляя их. П овторюсь : речь идет только оближнем свете фар, поскольку дальний предназначен для использования, к огда нет встречного транспорта, и по Правилам дорожно ­ го движения водители при встречном разъезде обязаны перейти с дальнего света на ближний за 150 метров . Пути адаптации «правых» фар известны специалистам. Но преждечем рассмотреть их более детально, п од ­ ч еркну , что любые операции с фарами, и зменяющими их конструкцию , д олжны быть подстрогимконтролем . А точно профотометрировать результаты переделкив «домашних» условиях весьма и весьма сложно . Поэтом убудем рассматривать те варианты, к оторыеисключают вмешательство вконструкцию . Кстати, делать это само ­ стоятельным кустарнымспособом зап рещенокомиссией по внутреннему транспорту ЕЭК ООН — фары наряду срулевым управлением итормозны ­ ми системами существенный элемент безопасности движения . Как же , не изменяя конструкции , заставить светить фары «японцев» так, как нужно? Самый эффективный способ — сделать их световой пучок симметричным относительно продольной оси дороги , исключив тем самым опасное засвечивание встречной полосы. По такому принципу работают известные всем иширокоприменяемые противотуманные фары. Д лятого , чтобы фары равномерно освещали левую и правую стороны<в> — условная точка нахождения глаз водителя встречного автомобиляд ороги , достаточно на рассеиватель вопределенном месте наклеить специальные маски из светонепроницаемого материала. Точно указать ме ­ сторасположение маски на отража ­ теле невозможно , так как для каждой модели оно свое. Найти егоможно , самостоятельно проэкспериментиро вав свключенными фарами перед экраном . Основной недостаток наклеек — недолговечность. Под воздействием песчинок, мелких камней, осадков маска приходит внегод ­ ность и отклеивается. Такой способ может быть суспехом использован для транзитных или туристских автом обилейс «правым» р улем , к оторые находятся на наших дорогах сравнительно короткоевремя . Для машинже , получивших у нас «прописку», м ожно рекомендовать другой рецепт. Исходя из того , что, как было сказано, противотуманные фары дают нужный нам симметрич ­ ный широкий низкостелющийся пучок света, стоит рекомендовать приме ­ нение противотуманного света вместо ближнего . На некоторых японских автомобилях (правда, их не очень много ) в блок-фару встроены про ­ тивотуманные фары. В этом случае переделка вообще не требуется — достаточно схемногопереключения . Попросту говоря, к лемму , и дущуюк нитям ближнего света, надо «перебросить» на «противотуманки». На основной же массе поступавших к нам автомобилей японскогопроисхождения придется дополни ­ тельно устанавливать обычные про ­ тивотуманные фары. В этом случае по сравнению с фарами ближнего света уровень освещенности проез ­ ж ей части будет заметно ниже ( п ри ­ м ернов 1,5 раза), зато увеличивается ширина обзора ( п рекрасно освещаются обочины и повороты). Тем не менее водитель не вправе забывать опотерев освещенности идолжен на 10—15 % снизить скоростьдвиже ­ ния втемноевремя . Есть умельцы, у тверждающие , чтоСветораспределение головных фар: а — ближнего света для правостороннего движения; б — ближнего света для левостороннего движения; в — противотуманных фар. переделать «правые» фары на «левые» м ожно за полчаса: повернуть лампу и пропилить отражатель. Д ей ­ ствительно, в лампе существует экран , ориентация которогоформируетгнеобходимую для правостороннего (или левостороннего) д виженияасиммет ­ р ию светового пучка. Если повернуть лампу по часовой стрелке вокруг оси на 15 е , м ожно добиться желае ­ м ого светораспределения, и все-таки есть здесь свои «но». Во-первых, совершенно по-другому спроектированный рассеиватель не позволит сде ­ лать такуюпеределку идеальной. Следы нежелательной «засветки» (а вместе с ней и ослепления встречных авто) останутся. Во-вторых, п од ­ ход коптическомуприборус напильн иком (независимо от квалификации умельца) просто недопустим . И хотя теоретически здравый смысл в таких действиях есть, но это уже не регу ­ лировка фары, а изменение ее кон ­ с трукции . П овторю еще раз : и змене ­ ниями основных элементов активной безопасности автомобиля вправе заниматься лишь завод-изготовитель — настолько это ответственное дело. Всякое неквалифицированное вмешательство в «свет» м ожетпри ­ вести к аварии. Подведем итог. Приемлемыми можно считать два варианта измене ­ ния ориентации света фар: либо специальной маской , либо использован ием «противотуманок». Д ля владельцев японских машинпредпочти ­ тельнее последний. Есть и еще один путь — купить новые фары, о риенти ­ рованные для правостороннего движ ения (японская промышленность такие выпускает). О днако это, с кажемпрямо , нереально, поскольку стоимость такой замены будет соизмери ­ ма сценойсамого автомобиля, за которую наши соотечественники при ­ о брелиегов Японии.ЗА РУЛЕМ 8/93 33