ный знак MA 4719). С уровыйинспектор . Хотя нас и «прикрывала» Рита, о щущение «прихлопнутости» было очень неприятн ым . О днаков сравнении со стилем раб оты , н апример , а мериканской полиции наши милиционеры действуют более чемлегкомысленно . О ни значительно довер ­ чивее своих заокеанских коллег. При задержанииподошлик нашей машине спереди, без необходимых мер предос торожности (пистолет — в застегнутой кобуре ) . Это, к онечно , х орошо тогда, к ог ­ да имеешь дело сжурналистами , р або ­ т ающимиподугонщиков . А если за рулемматерый преступник, готовый пой ­ ти на все? Их коллеги из полиции давно прошли этот этап прекраснодушия . К по ­ дозреваемому автомобилю они подходят обязательно со стороныбагажника , ч тобы видеть всех пассажиров и водителя. П ри ­ б лижаютсясуже расстегнутой кобуройиникому не разрешают выходить из салона. М ыжесвободно выходили, п одклю ­ чались кразговору , и никто делать нам это не запрещал. Там же при любом нес облюденииприказовогонь открывается без предупреждения . Как ивпредыдущий раз, з адержав ­ ш ий нас инспектор ничего обугоне нашей «девяносто девятой» не знал и обратил на наш автомобиль внимание лишь пото ­ м у , что сработал КОРЗ . Пришлось нам отбросить предположениеотом , что ин ­ с пектора не связываются сугонщиками , опасаясь за свою безопасность. Иначе всех работников ГАИ надо ставить подпо ­ д озрение , а это перебор , нелепость. И н ­ ф ормациядо них явно не дошла по неизвестной нам причине. На этом наш рейди завершился. М ы ехали обратновредакцию , у жесовер ­ шенно не опасаясь встречающихся нам на пути людейвмилицейскойформе . К о ­ нечно же , одна проверка не может дать полнойкартины состояния оперативногорозыска угнанных машинв столице, но высветила она очень тревожныесимпто ­ м ы . Если в этот день ко всем угнанныммашинамбезвключенной сигнализации было такое отношение , как к нам, то суверенностьюможнопредположить , что все они благополучно миновали мили ­ цейские кордоны , столь грозные на вид. О бидно сознавать, что даже если вы видели «хвост» т олько что угнанной вашей машины , н адежды на ее перехват прак ­ тически нет. П ричем не срабатывает цепочка : с ообщение водителя обугоне — пикеты ГАИ на выезде из города . Наша информация , как выяснилось позднее , четко дошлатолько до 68-го отделения милиции. Его патрульная машина остановила нас, к огдамыуже возвращались кредакции спустя полтора часа ( н ичего себе оперативность). Есть и позитивные результаты нашей проверки . Четко сработала система КОРЗ . Что и говорить, очень перспективное дело , глядишь, с овместными усилиями милициии НИИ «Кулон» (телефон 287-09-20) будет создан надежныйпротивоугонный щит. О днако обольщаться чрезмерно не следует — работа в этом направлении фактически только начата, п ричемпока лишь вМоскве . Но идея хорошаи вселяет вдуши российских автомобилистов долго ­ ж даннуюнадежду . Вот толькосколько придется за нее платить? Машину «угоняли»: Ф . И ЛЮХИН , Б. П РИМОЧКИН , М . ЗАСТАВНАЯ, К. С ОРОКИН , В. ТОВБИН Фото В. Князева ЗА РУЛЕМ 8/93Шаг навстречу господин инспектор!Для нас, водителей, привычна такая картина: инспектор ГАИ неб режнымдвижением жезла останавливает проходящую машину и... царственно не двигается с места. А «провинившийся», к оторый , случается, стражу порядка в отцы годится, семенит к нему влюбую непогоду, достает на бегу доку ­ менты. М ногие делают это из-за того, что по опыту знают: раздра-ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАжать инспектора — себе дороже . Как же на самом деле должна проходить встреча водителя и инспектора? Кто подходит первым? М ожно ли предъявлять докумен ­ ты, не выходя из автомобиля? Обратимся к первоисточникам. Приказ МВД СССР № 43 от 3 марта 1987 года (он действует до сих пор) предписывает следующее. При остановке транспортного средства госавтоинспектор долж ен сам, без задержки , подойти к водителю, поздороваться и представиться — внятно назвать должность, фамилию и звание. Водителю для разговора вовсе не обязательно выходить из автомобиля, и сотрудник ГАИ не долж ен на этом настаивать (за исклю ­ чением тех случаев, когда существует подозрение, что водитель пьян или причастен к совершению преступления). Таковы правила. Если инспектор все-таки предлагает вам выйти — лучше сделайте это. Вместе с ним постарайтесь освободить проезжую часть, отойти на обочину, чтобы не мешать движениюи не подвергать себя лишней опасности. П редположим , необходимо составить протокол , а погода ненастная. Инспектор вправе зайти в служебное помещение или сесть в служебный автомобиль. Запрещается же делать записи, о блоко ­ тившись на крыло, капот идругие части вашей машины, ставить ногу на подножку . Но самое главное: инспектор влюбом случае обязан предоставить водителю возмож ­ ность дать свои объяснения, вообще проявлять, как гласит инструкция, «доброжелательное, уважительное отношение к гражданам» без «заносчивости, высокомерия, упреков и нравоучений». При возникновении конфликта или недоразумений по требован ию водителя сотрудник ГАИ обязан предъявить свое служебное удостоверение и разъяснить поря ­ д ок обжалования его действий (запомните, пожалуйста, это). Если поведение работника дорож но-патрульной службы показалось вам грубым или противозаконным — обращайтесь к начальнику смены или командиру строевого подразделения. Напоследок еще одна деталь из той же инструкции. Инспектор, оказывается, не должен делать внушение родителям-нарушителям в присутствии детей.32Д. эльк