KAXSИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИИРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д . ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙуточнить диагнозиопределить , что по ­ т ребуется для «лечения» м отора . Если наблюдается дымление на холостомходуионо не сильно увеличивается свозра ­ станием оборотов , а расход масла не превышает 200 г/100 км , то можно утв ерждать , что изношенымаслоотража ­ тель ные колпачки . Д ругой случай — к огда на холостом ходу дыма нет, а при « п рогазовках » сильное дымление . Это означает, что маслосъемные кольца достигликритическогоиз ­ носа. К ак правило, высота маслосбрасы вающих кромокприэтом 0,1...0,3 мм . К ос ­ венно о состоянии поршневыхколецмо ­ ж ет сказать замеркомпрессии . В вышео писанном случае у двигателей безде форсирующих прокладок головки цилинд- • р овкомпрессия равна 10...10,5 кгс / с м . В отдельных цилиндрах она может быть иниже из-за неплотностей между тарелк ой клапана иегоседлом . Н аконец , третий случай, к огдадвига ­ тель умереннодымит на холостомходуиобильно — п ри « п рогазовках » и под наг рузкой ( п риразгоне ) . Здесь может встретиться два варианта. О дин — к огдаиз ­ н ошены сальники клапанов, а состояние цилиндро - п оршневойгруппытакое , к ак во втором случае. Д ругой вариант, к огда сальники клапанов впорядке , но на маслоотражательных маслосъемных коль ­ цах Совершенно сточены маслосбрасывающие кромки . Замер компрессии при этом не дает больше 10 кгс / с м2 . Расход масла во втором случае зави ­ сит от режимаезды . ( г ородской или шоссейный) и составляет 0,5...1 л/100 км . В последнем случае расход возрастает до 1,5 л/100 км , свечи постоянно забрасы ­ вает масломи работа двигателя пол ­ н остью нарушается. М асло на резьбовой части свечи приходилось видеть какпридефектных колпачках, так иприизно ­ шенных кольцах. Учитывая, что ремонтциЛиндро - п орш невой группысложен , всегда начинайте спроверки состояния маслоотражательных колпачков , благо для этого достаточно снять распредвал, рассухарить один из клапанов и внимательно осмотретькол ­ пачок.' Если его верхняя часть тверда , как камень , или, т огохуже , растрескалась, или онлегко снимается с направл яющей втулки клапанов — такой колпа ­ чок подлежитбезусловнойзаменеи лишь после нее можно заняться цилиндро поршневой группой. Замечу, что после заменыколецком ­ прессия заметно увеличивается. В двига ­ телях, г дезазормеждупоршнемици ­ л индром не больше 0,12 мм , установка комплекта новых колец повышает ком ­ п рессиюдо 12 кгс / с м2 — это показа ­ тель нового двигателя. В среднемже удается поднять ее величину до 11...11,5 кгс / с м2 . Те, к тоездилсдопол ­ нительными прокладкамиголовкицилинд ­ ров ( п од «76-й»), п ризамерекомпрессиидолжны учесть, что каждый «лишний» м ил ­ л иметрснижал ее на 1...1,5 кгс / с м2 (в за ­ висимости от диаметра цилиндра). При таких значениях падение мощностидвига ­ теля (по сравнениюс новым) о щущаетсятолько на максимальнойскоростии на ре -КОГДА ДВИГАТЕЛЬ ЗАДЫМИЛвладелец с тоской задумывается о серьезном ремонте. Однако не исключено, что емуеще удастся обойтись «малой кровью». О способах ремонта «задымивших» двигателей рассказывает набивший в этом руку автолюбитель К. БУРМИСТРОВ из Подмосковья. Речь пойдетотом , как устранить сизый дым от сгоревшего масла, к оторый всегда сопровождает работу двухтактных ( м отоциклетных ) м оторов , но которого не должно быть у четырехтактных. Не надо путать сизыйдымсбелым — к огдавцилиндры попадает охлаждающаяжид ­ кость ( к ак правило, если вышла из строя прокладка головки цилиндров) и с черн ым — от неполного сгорания переобо ­ г ащеннойсмеси , п риготовленной неисп равнымкарбюратором . Устранение этих неисправностей — отдельные темы , к о ­ торых неоднократно касался журнал «За рулем». М оирекомендации основаны на опыте эксплуатации иремонта «жигулевских» двигателей, о днакостеми или инымиуточнениямиониприменимыко всем моторам отечественных легковых машин . Н апомню , что масло попадает вци ­ линдры двумя основными путями. Первый — ч ереззазорымежду втулками истержнями клапанов. Второй — в ци ­ линдрах сгораютизлишки масла, а изно ­ шенные поршневые кольца не способны удалить их со стенокцилиндров . 38 ЗА РУЛЕМ 8/93.Задымить можети исправный дви ­ гатель, если, н апример , по неопытности при очередном ТО слили масло из ко ­ р обкипередач , а новуюпорцию залили в двигатель, где егои так хватало. Бывает, масло доливают сразу после остановки двигателя, не дождавшись , п окато , что быловнем , стечет вкартериуровень установится. Кстати, и ногдавизношенныхмоторах стараются поддерживатьуровень масла на отметке «min», чтобы поменьшедымили , но у «жигулей» п риэтом давление в системе не поднимается выше 2кгс / с м2 на всех оборотах . Приходилось читать ио третьей воз ­ м ожностипроникновения масла вкамеру сгорания — через систему вентиляции картера . Действительно, газы, п рорываю ­ щиеся из цилиндров, выносят капелькимасляного тумана из картера . Но часть их оседает в маслоотделителе сапуна, а часть конденсируется в корпусе воздушного фильтра, о бразуя там лужицы . М асло появляется вкорпусевоздушного фильтра «жигулей» после пробегапримерно 60 000 км . Но попалась мне как-то но ­ венькая «пятерка», на которойоно стало скапливаться там после первых двух тысяч, п ричем дополнительный маслоотделитель лишь незначительно уменьшилегоколи ­ чество в фильтре. Хотя притаком состоянии двигателя расход масла выше нор ­ м ы , в цилиндры его попадает все-таки немного , двигатель не дымитиездитьоно не мешает, пока жиклерыи каналы карбюратора не забьют смолистые отло ­ жения, приносимые картерными газами. Вообще в «жигулевских» м оторах система очистки картерных газов несовершенна и перестает справляться со своимиобязан ­ ностями задолгодокритического износа мотора , так что не от хорошейжизнимногие владельцы выводят шланг сапуна вниз, п од двигатель. Приступая к ремонту, необходимо