49
50
ная затяжкаподшипников влияют на процесс торможения . Вдобавок присбор ­ ке или регулировкемогут быть допу ­ щены ошибки . К рометого , о дно колесо недавно проехало по луже , д ругое чуть греется от приспущенной шины, одна колодка ходит легко по направляющим , д ругая заедает из-за неточностей визго ­ товлении и т. д. Д исковымтормозампри всех достоин ­ ствах присущ серьезный недостаток: к олодки от диска не оттягиваются пру ­ ж инами (этого нельзя делать!), а имеют свободу взазоремеждудискомипорш ­ н емтормозного цилиндра. Теория утв ерждает : к огда нет давления колодки на диск, сила трения здесь равна нулюиколесотормозиться не будет. З азоржедолжно обеспечить упругоерезиновоекольцо , находящееся в канавке корпуса цилиндра ( с м . р исунок ) . К огданажимают на педаль, п оршень подается впереди давит на тормознуюколодку . При этом кольцо выгибается вперед (стенка канавки это позволяет), и, если промежуток между диском и колодкой увеличен, п оршеньперемещаетсяв кольце, выбирая излишнийзазор . После снятия давления в системе кольцо распрямляется и оттягивает поршень от диска всего на 0,1—0,2 мм , что и требуется. Со временем поверхности цилиндра и поршня загрязняются и окисляются, создавая все большее сопротивление перемещениюпоршня . Из-за этого прихо ­ дится все сильнее нажимать на педаль, чтобы заставить тормоз действовать, пусть иногдаирывками . Такое последствие водитель ощущаетхорошо , а вот другое — то, что колесополностью не растормаживается ( п осколькупоршень не можетотойтиот диска), он чувствует слабо ипродолжает ездить. На сухой дороге , где сцепление сши ­ ной хорошее , з аторможенное колесо пусть струдом , но вращается. К огдажемашина попадает на скользкий участок, о номожет остановиться — тогда машину броситвсторонуиразвернетвокругзаторможенного колеса. Вот наиболее вероятная причина моих давних пируэтов на асфальте! К онечно , не единственная из возможных . М ораль : не ленитесь лишний раз убедиться, что стормозами все впорядке . Оценивать их состояние лучше всего на поднятоймашине . Сняв колесо , в ращай ­ те тормозной диск исмотрите , не при ­ ж имаются ли кнемуколодки . З атемпопроситекого - н ибудь нажимать на педаль тормозаи наблюдайте, как выходят из цилиндраивозвращаютсяпоршни . П еремещатьсяонидолжны плавно иодно ­ в ременно . При необходимости придется разобратьи очистить детали скобы или заменить их. Л егче всего судить отормозах по поведениюмашины на уклоне . С кажем , если вы стоите передсветофором , не трогая педаль тормоза , в то время как удругихмашин горят стоп-сигналы, значит, какое-то колесоу вас притормаживается . М ожноутверждать , что на любомскольз ­ к ом участке дороги , где рано или позднопроедет такая машина, ее будто ни стого , ни ссего кинет либо вправо, либо влево. П рибудетинспектор ГАИ ивпро ­ токоле напишет: «Водитель не справился с управлением». Хотя тот, м ожет быть, проявил исключительное мастерство и пытался допоследнегоудержать машину на дорогеиизбежать аварии. Но ведь виноват все жеон , водительхозяин, и мы теперь знаем , п очему .IBдляГНЕЗДО"ЗАПАСКИ"Обзор ваших конструкцийЧитательское КБ заработало! О б этом нас известили многочисленные письма, авторы которых решили участвовать в новом конкурсе — на лучшее решение конструкторских задач. Напомним, что в первой из них (ЗР, 1993, № 1) требовалось облегчить укладку запасного колеса в автомобиле АЗЛК-2141, чтобы не нужно было для этого лезть под машину и чрезмерно напрягаться. Первые 150 предложений читателей уже рассмотрены жюри во главе с обозревателем редакции инженером Б. СИНЕЛЬНИКОВЫМ. Последующие ждут своей очереди. Лучшие будут отмечены. Все присланные разработки по способу решения можно разделить на четыре основные группы . Первая — конструкциитипа салазок. Здесь дополнительная рама двигается на роликах или ползунах по основной . П римеромможет служить вариант В. Мельникова из Курской области (рис. 1). Снимать и укладывать колесо на выдвинутую из - п одмашиныи располаг ающуюся горизонтально раму , к онечно , у добно , но необходимость дорабатывать штатный держатель и изготавливать новый со связывающими их узламисни ­ ж ает ценность идеи. Вторая группа предложенийпредус ­ матривает передвижение штатной или подобной рамы по направляющим, к оторые придется изготовить и закрепить подднищембагажника . Направляющие — это стальные уголкис пазами на вертикальн ой стенке (рис. 2, п редложение Г. Якунина из Абинскаи др.) или прутки , согнутые в виде. с коб . К сожалению , такая конструкция не дает заметных преимуществ передсуще ­ с твующей , п оскольку отодвинуть раму дал еко назад не удастся, иначе колесо просто не пройдет подбуфером . В третьюгруппу вошли конструкции с качающимися рычагами. Здесь типичны разработка Д . Бакирова из Тольятти (рис. 3) и схема А. Голубева (рис. 4). Кинематика их механизмов позволяет рам елегко выдвигаться вниз-назад изани ­ мать положение , довольно удобное для снятия иукладки колеса. Вероятно, б езособогонапряжения ее можно возвратить на место движением вперед-вверх. Но потребуется изготовить довольно много деталей — раму, рычаги, у пор , к ронштей ­ ны — и применить сварку, что затруд ­ нительно вдомашних условиях. Вот если какое-нибудь предприятие наладит выпуск комплекта деталей, наверное, м ногие захотят установить их на своей машине . В четвертую группумыобъединили те предложения , где штатная конструкцияЗА РУЛЕМ 8/9349 Рис. 3. Держатель с качающимися рычагами. Пунктиром показано положение при укладке и снятии колеса. Разработка Д. Бакирова.Рис. 4. Схема держателя А. Голубева. Рис. 5. Укладка колеса при помощи троса. Автор Р. Кирчинский.ЛРис. 6. Приспособление для снятия и укладки колеса Е. Черпая.дополнена различными механизмами, о б ­ л егчающимиукладку колес в держатель и его последующий подъем. В большинстве из них примененытросы или капро ­ новые шнурысблоками , как, н апример , Р. Кирчинского из Ставрополя (рис. 5). Беда подобных конструкцийвтом , что такие детали, как блокии тросы, находясь, как говорят специалисты, в зонеповышенногозагрязнения , станут быстро корродироватьи выходить из строя. У прощенный вариант этого типа при ­ слал Е. Черпай из подмосковногогорода Бронницы (рис. 6). На колесе он закреп ­ ляет при помощи двух крюковрезино ­вый захват, на петлях которогофикси ­ рует шнур (ленту). Его пропускают чер езскобу , з акрепляемую на днище баг ажника . Д ляукладки колеса на раму надо тянуть за одинконец шнура, для снятия — за другой . Поднимать раму сземлиможнотемжешнуром , если на одномегоконцезакрепитькрючок для захвата края рамы . В нерабочем полож енииконцы шнура надеваются на крю ­ чок, ф иксирующий раму. Кстати, для облегчения подъема рамынекоторые автолюбители советуют при ­ варить к ней отрезок трубы, в которуюможно было бы вставлять монтажнуюлопатку, чтобы использовать ее в качестве рычага. Полагаем, это полезное до ­ полнение, т ем более, что не придется пачкать руки , доставая раму, о пущенную на землю . К сожалению , авторы не могутпод ­ твердить эффективность своих разработок испытаниями натурных образцов . О жида ­ е м , что со временем это сделают заинтересовавшиеся тем или инымпредло ­ ж ением автолюбители, о чем сообщат нам. А пока — б лагодарим всех стартовавших вконкурсе КБЧ ижелаемим успехов в решении следующих задач!Памяти товарищаТрагический случай на 37-м году оборвал жизнь Светланы Николаевны Ждановой — сотрудницы "За рулем". Ее имя не стояло под журнальными материалами, хотя она работала с каждым из них. Последние три года Светлана вела техническую редактуру "За рулем", создавая вместе с художниками его оформление, его облик. И делала она это высокопрофессионально, с любовью. А еще Светлана Николаевна была добрым товарищем, порядочным человеком, умевшим ценить хорошее в людях. Мы все скорбим о постигшей нас утрате и выражаем глубокое соболезнование ее родным и близким. Редакция "За рулем"50 ЗА РУЛЕМ 8/93