22
23
АВТОМОБИЛЬНАЯ ЛИХОРАДКА?не одиндень на московскомавтомобиль ­ н омрынке , к оторыйразместилсяв Печатниках, р ядомсАЗЛК . С реди « н емцев » (и это можетпоказатьсядажестранным ) б ольше всего подержанных БМВ, чаще всеготретьейсерии . За нимипоколиче ­ ству предложений идут «опели», « м ерсе ­ д есы » , «ауди», « ф орды » . М еньше всего предлагают немецких «запорожцев» — « ф ольксвагенов » , хотя эти экономичные неб ольшиемашины очень дажепопулярныиу себя на родине , и в Европе, и вЛатинскойАмерике . На рынкенередкишведские «волво» и СААБы , к ак правило, и зряднопоношенные , но совсеммалофранцуз ­ с кихавтомобилей , р авно как итальянских и английских. Машины с Северо-Америк анскогоконтинента — на « т олкучке » п ока большая редкость . И если одна - д ругаяпоявляютсяврядупродаваемых , то служат скорее украшением, нежели предметом сделки. Но иномаркииномарками , а каковопо ­ л ожениеотечественныхавтомобилей на столичном рынке? П редлагаемыхкпрода ­ ж е машин примерно столько же, сколько автомобилей «Опель». Интерес вызывают «одели Волжского автозавода: в первую Вспомним последние годы «автомобилизации всей страны»: производство машин перестало расти, потом стало сокращаться, освоение новых моделей давалось с неимоверным трудом, запасные части превратились в самый дефицитный товар — в него, как в недвижимость, вкладывали деньги. Автомобили по открыткам — тольк о передовикам производства, ветеранам, а чаще чиновникам и «блатным». Кто из желавших приобрести машину не прикидывал с тоской, сколько десятков лет придется ждать очереди на «Жигули» или «Москвич»! Теперь очень многое изменилось: хочешь легковую машину — пожалуйста, выбирай, были бы деньги. Правда, людей с ним и пока немного, и по - п режнему наших сограждан возмущает, что перспектива стать обладателем автомобиля не приблизилась, хотя и по другой причине — бешеных цен. М еждутемавтомобильныйрынок начинает заполняться машинамииностранно ­ го производства , к акабсолютноновыми , так иподержанными . Н овыеиномарки заняли местовфойекинотеатров , в залах универмагови выставочных павильонах, о нив виде шикарнойрекламы не сходятсэкрановтелевизоров . Но продают их пока немного , основной покупатель — разного рода предприятия. Продажа новых зарубежныхавтомобилейеще не стала массовой , и хотя реализация их растет, п одержанныхиномарокпродаютв десятк и раз больше . И менноони начинают создавать конкуренциюотечественным . М инувшее лето былопримечательнокак раз тем , что пустовавшие площадки для продажимашин «с рук » стали вновь заполняться, д ажев областных центрах, р асположенныхдалеко от границиморей . Автомобильный рынок сегодня наводнен автомобилями самых разных марок, как отечественных, так и зарубежных, но объединяет их одно — цена, определяемая только в твердой валюте.Американские автомобили пока большая редкость. А о портовых и приграничных городах и говорить нечего: рыночные площадки, где в основном предлагаются иномарки, пришлось значительно расширить . П охоже , г рядет настоящая автомобильнаялихорад ­ ка. На Востоке России рынок захватили японскиемашины . У тверждают , что наш автомобиль в Приморье и Хабаровском краесегодня встретишь реже , ч емино ­ м арку . Точной статистикой мы не распо ­ л агаем , но то, что неприхотливые , д о ­ вольно надежные «японцы» завоевали на нашемДальнем Востоке авторитет — н е ­ п реложный факт. Ведь даже неновые « х онды » , «тойоты», «ниссаны» п ерехажи ­ вают новые « м осквичи » и « ж игули » . Иное деловевропейской части. Здесь первенствуют автомобили немецкого производства. В этоммы убедились, п роведя очередь переднеприводные, а уж потом классические « ж игули » . Стоят «таврии» и «волги», р едкопопадаютсясорокпервые « м осквичи » — о нисовсем не пользуются спросом. После общейэкспозиции давайте прой ­ д емся вместе подлиннымрядамавтомо ­ билей с табличками «продаю». Предуп реждаем : цены здесь называют только втвердой валюте — долларах США . И ног ­ да, правда, попадается машина , о цененнаяв рублях, но это скореесклад запчастей на колесах, ч емавтомобиль . К онечно , поначалу долларовыеценыпугают , но, пересчитав их на рубли , з аме ­ чаешь, что они не так уживысокипоотношениюкценам на новыеотечествен ­ ные модели . К примеру , за четырехцилин ­ д ровый БМВ-316 1981—1984 годов выпуска, а таких здесь, к акмыотмечали , б оль -РЫНОКЗА РУЛЕМ 9/93 шая часть, просят 1500—1700 долларов . Как правило , их кузовавотличномсо ­ стоянии, п рактическинигде нет коррозии . Ходовая часть также вполне работоспо ­ собная. Правда, набегали машинынемало : 150—200 тысяч километров . Но учтем , что эти километрынакрученыпохорошим евр опейскимдорогам , да иобслуживание , наверняка, б ылополнымисвоевремен ­ н ым (иначе тамтруднопройтитехосмотр ) . Если автомобиль действительно только что пришел «оттуда», есть надежда , что даже после пробега 200 тысяч километровно ­ вый владелец «накрутит» д о капитального ремонтаещесотню тысяч. К онечно , п ри тщательном уходе.ставки снеблизкогоАпеннинского полуострова. А вот, наконец, и российские маши ­ ны — в основномВолжского завода. Новые и совсем «укатанные», но тоже за «баксы», как теперь величают у нас дол ­ лары. К новым « в осьмеркам » , «девяткам», «девяносто девятым» б ез 4,5—5 тысяч долларов лучше не подходить . Н есколько дешевле свежиезаднеприводные « ж игу ­ ли» — 4—4,5 тысячи. Д вухлетнюю « с емер ­ к у » , если повезет, м ожно купить и за 3 тысячи. Но дешевле, ч ем за тысячу «зеленых», не найти даже совсем доби ­ т ую . Репутация надежноймашиныпрямоотражается на ее цене. Примерно пятую часть всех предлагаемых составляют автомобили БМВ.РЫНОКНовые автомобили Горьковскогозаво ­ да дорожемоделей ВАЗа: о т5 тысяч и выше, хотя впоследниеполгода «волги» дешевели, приближаясь по цене к ВАЗ-21099. Тут надо иметь в виду, что многие «волги»-такси уже стали частными. Ремонт, о бслуживание , запчасти обходят ­ ся довольно дорого , да инадежностьмашин , находящихся впостоянной эксплуатации, оставляет желать лучшего . П отому цены подержанных «волг» н иже , ч ем « ж игулей » т огоже года выпуска. А вот «Таврия» имеет на рынкерепу ­ тацию вполне современногоевропейскогоавтомобиля . Цена новой — 2,3—2,6 тысячи долларов. Зато старые дешевле — в два — два споловиной раза. В России «Таврия» в родебыиномарка , о беспечен ­ ная запчастями исервисомхуже , ч ем иные модели из дальнего зарубежья . П отому так различаются цены новых иподержан ­ ных машин из Запорожья . Ижевские автомобили зарекомендовали себя как достаточно надежныеипрак ­ тичные в наших условиях, а значит и стоить должныдороже «Таврии» — все же класс иной, и запчасти есть, и сервис какой - н икакой . Но цены на них не превы ­ ш ают 2,5 тысячи. С корее всего, из-за того , что модель давно ужеморально устарела — к ак - н икак за «плечами» десятк и лет. Новых «москвичей-2141» на рынкепро ­ сто нет. Зато «сорок первые» с вободноАвтомобили из бывших соцстран продаются просто за бесценок.Эти машины — за рубли, но проедут ли они хоть десяток километров!П римерно такие жецифры — от 1500 до 3000 долларов на табличках подержан ­ ных немецкихмашин «Опель» и « А уди » более поздних лет. О собняком стоят « м ерседесы » : здесь или довольно новые моделитрех - ч етырехлетней давности по 10—15 тысяч долларов , или ужсовсем «бэушные» — 10—15-летние за те же 2—3 тысячи. Ф ранцузские авто, как ужебылоот ­ м ечено , р едкие гости на рынке . И з тех, что предлагают , м ожно выделить «ситроены» м оделей ВХ, АХ пяти-шестилетней давности. Просят за них в два — т ри раза больше , ч ем за десятилетний БМВ 3-й се ­ р ии , то есть 3 — 4 тысячи долларов . Вот толькопокупатели не очень жалуют — сказывается традиционное для нас тяготе ­ ние кнемецкиммаркамишведскому «Волво». Примерно в том же небольшом количестве, что ифранцузские , представлены автомобили итальянских марок . Здесь, в озможно , сказываются трудности доп родаютв магазинах, в том числе за рубли ( п окурсуоколо3 тысяч долларов ) . Д аиподержанныхмашин этой модели на рынкенемного — п риемлемую цену, ну хоть как за «Таврию», никто не дает: непопулярен «Москвич». Возможно, будь повыше качество сборки , п ошелбы автом обильи за «баксы», но тогда , по Жванецкому , н ужно браться за конструкцию . . . М едленно расширяется типажпредла ­ гаемых на рынкеавтомобилей . С лишком мало пока там джипов , а если и встречаю тся , то очень дорогие . Вероятно, в буду ­ щ ем это изменится , а пока покупатель должен довольствоваться нашимиУАЗамии «нивами». Н емногои дизельных ма ­ шин — наше топливо губит их дизельную аппаратуру, а заменить ее дорого : п о ­ ж алуй , дешевле купить другую машину, с бензиновым мотором. П редлагают , но все реже (из-за низко ­ г о спроса) а втомобилисавтоматическойкоробкойпередач : в наших условиях, д аеще на подержаннойиномарке «автомат» ЗА РУЛЕМ 9/93 236*