ВЫ КУПИ ЛИ «ЗАПОРОЖЕЦ»В июльском номере журнала А. ТЕРКЕ ЛЬ, бывалый владелец «Запорожца», рассказал, как защитить его узлы от хищения и каким инструментом целесообразно дополнить штатный комплект. Завершают материал советы по уходу за кузовом и ходовой частью.Всем уже известно, что сразу после покупки автомобиля надо обработать дни ­ ще и закрытые полости антикоррози ­ о нным составом. Тем, к то захочет сделать это своими силами, р екомендуем книгу Ю . А. Ш ангина «Восстановление лакокрасочногопокрытиялегкового автомобиля» ( М . , Транспорт, 1987). Особых отличий в проведении этих работ у « З апорожца » от других автом обилей нет, а вот вероятность про ­ никновения влаги в различные закры ­ тые места у него намного выше. Это объясняется в равной степени конструк ­ тивными недостатками инизким качеством изготовления автомобиля. Поэтому наряду сантикоррозионнойобработкойнеобходимо исключить или хотя бы умень ­ шить доступ влаги в салон, б агажник , скрытые полости кузова. Д ля этого нужно добиться, чтобы двери закрывались плотно. Как? Д остаточ ­ но немного ослабить винты защелки , р асположеннойвстойке кузова, и, постучав по защелке, сдвинуть ее всторо ­ ну салона. Затем затянуть винты ипо ­ пробовать закрыть дверь. О перацию повторять до тех пор , пока дверь не будет плотно закрываться. Чтобы сохранить такуюрегулировку надолго, р екомендую изготовить упор проставку и приклеить его , поместив меж ­ ду защелкойиотбортовкойдверного проема. П роем двери « З апорожца » уплотнен по двумконтурам — н аружномуи внутр еннему . Но в отличие от автомобилей другихмарок внутренний уплотнитель в сечении имеет формускобы , к ото ­ рая надевается на отбортовкупроема , по существу, служа защитой от пореза ее острымикраями . К рометого , м еждувнутренним уплотнителем и поверхностью закрытой двери на длинном участке есть щель. Н ередко вода попадает в салон вверху двери . О смотрите уплотнитель: п овреж ­ денный лучше заменить новым . В крайнем случае можно снять старый и наклеить его другойстороной . Если уплотнитель исправен, проверьте, плотно ли прилегает дверь кпроему . Местные неплотности можно устранить, п одложивпод уплотнитель кусочки листовой резины . К огда дверь не прилегает на большом участке, возможно, она перекошена. В этом случае надо ее выправить — упереться коленомв середину и сильно потянуть на себя за верхнюю часть (стекло должно быть опущено ) . Иногда виновницей попадания воды в салон оказывается опора багажника на крыше . Вода, скапливающаяся вже ­л обкекрыши , как по направляющей, стекает под уплотнение и капает в салон. М ожно исправить такое положение , надев на лапку небольшой щиток из жестисуклоном наружу. Д ругой способ надежнее герметизи ­ ровать дверной проем — установить до ­ полнительный уплотнитель на втором контуре . Его можно взять от машины другоймарки или просто использовать резиновуютрубкуподходящего диаметра. Если во время дождя вода просачивается из-под щитка приборов , с корее всего, не держит уплотнитель ветрового стекла. Д ля устранения течи заложите меж ­ ду стекломикромкой уплотнителя специальный герметик , п родающийсяв магазинах (в крайнем случае, несохнущую замазку или пластилин). Это надо де ­ лать, оттягивая кромку резиновой детали уплотнителя. Ш татного уплотнения бывает недостаточно ивбагажнике . Во время дождяпод его крышку через щели может попасть вода. П режде всего, надо попро ­ бовать ввернуть глубже штырь замка, чтобы крышка закрывалась плотнее. Если не помогло , закройте щель полосой листовой резины , п рикрепив ее кперед ­ ней части крышкибагажникаподмол ­ дингом. Обратите внимание на стык крыла скузовомунижнего угла ветрового стекла. Если и там обнаружите щель, з амажьте ее пластилином. Но если вода все же проникла в сал он , сделайте все, чтобы она там не задерживалась. Очень важно поддерживать открытыми отверстия для слива воды из порогов . Иначе последние заполнятся вод ой , которая будет вытекать в салон. Есть две щели для слива — в передней и задней части порогов . Иногда найти их бывает трудно , если деформированы края порогов . Проведите рукой по боко ­ вой поверхности кузова снаружиусамого низа, и вы ощутите небольшой выступ. Под ними располагается щель. Засунув туда проволоку , прочистите ее. Если проволока не входит, расширьте щель отверткой . Вода, которая попадает в салон под коврик , наверняка достигнет и задних си ­ дений. Чтобы этого не случилось, п ро ­ мажьте герметиком угол междуполом V- и вертикальной стенкой основания заднего сиденья. В подержанном автомобиле вода может проникать другим путем — через щели (или дыры) в арках задних колес, закрытых спинкой заднего сиденья. Чтобы их обнаружить , оторвите от арки приклееннуюрезиновую полосу. Внимательно осмотритепротивошумо ­ вые коврики . Если в их полиэтиленовые чехлы попадает вода, заклейте или заме ­ ните их. Д ля удобства контроля за со ­ стоянием пола резиновый коврик лучше разрезать пополам по линии опорперед ­ них сидений. Теперь обратим внимание на колеса. У «Запорожца» больше, чем у других машин, причин, по которым нарушаются углы установки колес ипреждевремен ­ но изнашиваются шины. Если автомобиль подержанный , то вид протектора шины может подсказать, что надо делать. Н апомним общие положения . При отрицательном значении схожде ­ ния или развала колес изнашиваются внутренние дорожкипротектора , при положительных значениях — наружные. Выяснять по характеру износа, виновато схождение или развал, смысла нет, п осколькуу «Запорожца» известные излитературы признаки проявляются не так четко. Это связано стем , что быстроизменяющиесязазорыв кулаках, рычагах подвески и подшипниках служат дополнительными причинами износа про ­ тектора. Наиболее характерен для колес «Запор ожца » износ внутренней дорожкипро ­ тектора. Значит, н ужно увеличить развал исхождение . Если нет возможности сделать это на СТО, р екомендуем воспользоваться способами, п редложеннымивин ­ струкции по эксплуатации или вжурна ­ ле «За рулем» (1992, № 2). Но прежде чем заниматься такой регулировкой , нео бходимо , по крайней мере , подтянуть поворотные кулаки иподшипники колес. В « З апорожце » следует уделять внимание изаднимколесам . Практика пока ­ зывает, что даже на новом автомобиле схождение задних колес часто не соответствует норме . Что же говорить о старых, у которых добавляется деформацияры ­ чагов подвесок и опорных площадок кузова. В отличие от передних колес схож ­ дение задних — не общее для обоих, а определяется отдельно для каждого . Поэтому и износ укаждого свой. Поскольку на СТО нет стендов для ре ­ г улировкисхождения задних колес, п рихо ­ дится прибегать кдомашнему способу, рекомендуемому инструкцией. Напомним его суть: и змеряют разность расстояний между натянутой нитью ( с мещеннойосью автомобиля) и боковой поверхностью задней шины в двух диаметрально проти ­ воположных точках — спереди и сзади от центра колес. Нить натягивают от бо ­ ковой поверхности переднего колеса до кубика, установленного на боковойпо ­ верхности заднего колеса за его центр ом . Толщина кубика равна половине разности между колеями передних изад ­ них колес. Если расстояние от нити до передней боковой поверхности заднего колеса отличается от размеракубика не более чем на 2ммв ту или другую сторону — с хождениевнорме . С ледующий узел, к оторый требует вним ания , — рулевой механизм, вернее, его крепление кбрызговику . Это традици ­ онно слабое место « З апорожца » , поэтому не дожидайтесь, пока вы вэтом убедитесь на своем опыте. Советую сразу заменить винт М10Х55 более длинным , чтобы притягивать рулевой механизм не винтом, а навернутой на него гайкой . Тогда резьба вкорпусе механизма со ­ хранится. И не вздумайте выкручивать винт, чтобы проверить уровень масла в картере механизма, как это рекомен ­ дует инструкция. Лучше периодически доливайте туда масло наугад — с запасом. Если же автомобиль старый и резьба вкартере механизма слабая, придется нарезать резьбу М12 и подобрать подхо ­ дящий винт или сделать скобу , как ре ­ комендовал журнал «За рулем» (1992, № 7). И еще советую доработать заслонки термостатов двигателя, как описано в ЗР (1991, № 5). Работы на полчаса, а польза большая — двигатель не будет перегре ­ ваться. В озможно , не все приведенные реко ­ мендации вам пригодятся, ведь хотя производство и массовое, но, слава Богу, не каждыйэкземпляр автомобиля страдает сразу всеми упомянутымидефек ­ тами. О днако вовремя сделанная про ­ филактика предупредит появление серьезных неисправностей, бороться ското ­ рыми гораздо труднее. ЗА РУЛЕМ 9/93 47