равно останется много водяных паров. Работа кондиционера с таким влажным газом приводит к нежелательным последствиям: конденсируется и замерзает вода в испарителе, из-за чего нарушается режим кондиционирования; выходит из строя осушитель (силикагель) в ресивере, развивается коррозия внутренних поверхностей, что вызывает нарушение герметичности. Прежде чем что-либо разбирать и ремонтировать, оцените свои возможности. Так, восстановление герметичности соединений почти всегда требует замены резиновых уплотнительных колец. Не пытайтесь поправить дело подтягиванием накидных гаек штуцеров — ничего, кроме повреждения элементов, это не даст! На рис. 3 представлены типичные конструкции соединений трубопроводов. Ремонт заключается в подборе резиновых колец нужного размера. При этом следует помнить, что они должны быть из масло- и кислотостойкой резины. Более серьезный случай — утечка газа из компрессора (рис. 4 ) . Следы масла на корпусе рядом с муфтой свидетельствуют о дефекте торцевого уплотнения. Для ремонта демонтируем компрессор, аккуратно моем его бензином снаружи, тщательно закрыв отверстия, и отворачиваем гайку на валу. Используя съемник (какой-либо универсальный вряд ли подойдет, придется делать специальный для конкретного компрессора), снимаем муфту. Далее извлекаем стопорные кольца и электромагнит. После этого, поставив компрессор вертикально, можно отвернуть винты (или болты), стягивающие корпусные детали, и снять переднюю крышку. Часто для восстановления герметичности достаточно заменить резиновые кольца торцевого уплотнения на валу ив корпусе. То же самое следует сделать при утечке по фланцам корпуса, однако здесь необходимо оценить состояние поверхностей, прилегающих к уплотнительным кольцам. Не исключено, что с фланцев придется удалить следы коррозии, иначе надежного уплотнения не обеспечат даже новые кольца. Торцевое уплотнение демонтируйте осторожно, стараясь не повредить сопрягаемые поверхности втулки и графитового кольца. Если на деталях обнаружены задиры, трещины или царапины, отремонтировать компрессор без замены поврежденных частей не удастся, поскольку требования к шероховатости и форме рабочих поверхностей исключительно высоки. Обратите внимание на то, сколько масла в компрессоре; часто вследствие негерметичности оно уходит из системы. Объем масла обычно указан в табличке на компрессоре, но в любом случае он не должен быть менее 50...70 см 3 . Если масла меньше, компрессор может довольно быстро выйти из строя. К сожалению, найти сорт, используемый в данном кондиционере, почти невозможно, а отечественные аналоги, в том числе широко распространенное в холодильной технике масло ХМ 12, явно уступают по качеству иностранным. Когда другого выхода нет, можно добавить масло ХМ12, однако предсказать, как это отразится на ресурсе компрессора, трудно. Кстати, масло должно быть прозрачным и светлым. Если оно утратило хотя бы одно из этих качеств, лучше его заменить. В процессе эксплуатации возникают и другие, более сложные неисправности, однако их устранение требует специальных знаний, навыков, оборудования и запасных частей. 18 ЗА РУЛЕМ 9/93СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАПочему иные водители меняют колесо прямо посреди улицы, мешая движению!В озможно , по незнанию : боятся повре ­ дить спустившую шину, о тъезжаявсторо ­ ну. Забывают, что могут поплатиться куда более тяжкими последствиями — ведь онипреграждают путь машинам , к оторыевы ­ нуждены тормозить и объезжать неожиданное препятствие. К аждый водитель хо ­ р ошо представляет ситуацию , к огда на двух- или трехполосномпроспектевдруг оказывается закрытастоящеймашинойоднаиз левых полос. Такое, к сожалению , не редкостьдаже на центральных маги ­ стралях Москвы . . М еждутем опасность повредить спус тившую шину, о которой кто-то на ходу сообщилводителю , н ичтожна , если осто ­ р ожно , б езрывковимедленно , проехать несколько десятков метровдо места, у добного для работы . Ч тобыуменьшитьнагрузку на шину, п ассажировжелательно высадить. Если же спустившее колесообнаружи ­ ло себя на ходу уводомавтомобиля или стукомобода по дороге , тут вообще нельзя резко останавливаться, пользуясь тор ­ м озами . Во-первых, автомобиль может бросить всторону , а во-вторых, оторвать вентиль камеры . И ужсовершенно нелепо предполагать, что те несколько десятков метров , к оторые надо проехать добезо ­ пасного места, п овредятшине после того , как на ней промчались сотнюметровс большой скоростью. О становку для замены колеса внераз ­ р ешенном Правилами дорожногодвиже ­ ния месте ( п ункт 13.7) нельзя считать вынужденной , п оскольку автомобиль спо ­ с обен двигаться. А потомуможно рассматривать ее какнарушениеи наказывать в зависимости от конкретных условий. Все это следует учитывать водителям ( о собенноначинающим ) при выборе места для замены колеса. 26 % — на доделкуи устранение дефек ­ тов. В 1992-м напрямую попали кпотре ­ б ителям 74,4 % м ашин , а за первый квар ­ тал 1993 года — у же 78 %.Можно ли отремонтировать блок управления ЭПХХ или заменить его каким-либо другим!Блоки управления экономайзеромпри ­ н удительногохолостого хода ( Э ПХХ ) — это довольносложныеэлектронныепри ­ боры смикросхемами . Чтобы опреде ­ лить отказавший элемент ипроверить после егозамены выходные параметрыбло ­ ка, н ужнылабораторныеприборывысокой точности ( н апример , г енераторпрямо ­ угольных импульсов , ч астотомеридр . ) . П оэтомуконструкцияблока не рассчитана на ремонтиего элементы впродажу не поступают . Н евозможнаи замена одногоприборадругим , если различаются их обозначения . Так, н апример , б локи 25.3761 и 50.3761, п редназначенныесоответственно для « ж и ­ гулей» и ВАЗ-2108 (-2109), и меют разные параметрызакона управления (частот включенияиотключения ) и потому не обеспечат требуемыережимыработы «не своего» двигателя.Как создают имидж автомобильной фирмы!В едущиекомпаниимираимеютв своих структурах специальные отделыпо связи собщественностью . О нирегулярноор ­ ганизуют пресс-конференции, презентации новых моделей , встречи спредстави ­ телями фирмы , испытательные пробеги для журналистовидругиемероприятия . К роме того, они предоставляют журналистам печатную , ф ото - и видеоинформа ­ цию. Так, г руппаинформации « М ерседес Бенц» в ФРГпостоянноподдерживает на территории своей страны связь с 1100 журналистами , 150 ежедневными газетам и , 40 специализированнымиавтомобиль ­ н ымижурналамиислужбами , 100 иллю ­ с трированнымижурналамиобщего назначения, 50 радиостанциямиителецентра ­ м и , 25 информационными агентствами. Вдобавок отдел связи собщественностью выпускает на языках фирменныйжурнал « М ерседес » т иражом 550 000 экземпля ­ ров. Что касается рекламымашин « М ерсе дес-Бенц», этим занимается другоепод ­ р азделениекомпании , деятельность кото ­ р ого не дублируетработу отдела по связи с общественностью.Кто и когда изобрел шину радиального типа!На конструкциюавтомобильной шины, у которой стальные нити корда располагались врадиальном направлении по от ­ н ошениюк ее центру вращения, патент был выдан французскойфирме « М ишлен » 24 октября 1951 года во Франции . Вскоре она начала серийноепроизводство таких покрышекитемсамым произвела рево ­ л юциюв шинной промышленности.Улучшается ли качество автомобилей ВАЗ!Н есмотря на сложные условия работыакционерного общества ВАЗ , качество из ­ готовления машин здесь растет, хотя имедленно . Заводская газета « В олжский автостроитель» привела в этой связи интересные цифры , к оторые очень редковы ­ ходят за пределыкакого - л ибоавтомо ­ б ильного завода. Результаты работы гарантийной службы показали, что в 1991 го ­ ду количество дефектов на машинах ВАЗ , поступивших кпотребителям , составило 3867, а в 1992-м — 3 810 . По заводскимданным , в 1991 году 74 % выпущенных автомобилей , п ройдя ОТК, н апрямую отправлялись в сбыт, аКогда впервые состоялась автомобильная выставка в США!Первая национальная автомобильная выставка открылась вАмерике3 ноября 1900 года . Это событие произошло в НьюЙ орке на территориивыставочногоцен ­ т раМэдисонСквер Гарден. За неде ­ л юэкспозициюосмотрели 48 тысяч посетителей. На стендах демонстрировалось 300 моделей 40 американскихавтомо ­ бильных фирм , а также детали ипринад ­ л ежностикавтомобилям 11 фирм .