20
21
ffМАЗДА-323" от "Марии^ццц^цщ^ццВВЛffшшвшяшшшшшяяшЧем привлекает езда на дизельном топливе! Тем, что его можно достать почти везде, особенно в малых количествах. Владелец дизельной легковой машины рассказал, что однажды совершенно незнакомый тракторист после короткого, но задушевного разговора налил ему целую канистру «солярки» за спасибо — мол, что там, это ж не бензин... Да, у нас — не в Италии, где такая канистра обошлась бы, по нынешнему курсу лиры, в 20 тысяч рублей. Л для «Мазды», о которой пойдет речь, ее хватает в среднем на 350 км.С созданиемвсередине 70-х годовмалолитражногодизельного двигателя за рубежом появился новый тип легковоймашины — д ля тех, к топостоянно находится в разъездах, чаще на небольшие расстояния, и поэтомуособеннозаинтере ­ сован свести кминимумуэксплуатацион ­ ные затраты. А уждинамика — д ело третье. Ну, а наминтереснопознакомитьсяс современной дизельной машиной такого класса. Ведь если верить оценкам западных журналов , п оэксплуатационным характеристикам они мало чем отличаются от своих бензиновых собратьев... Торговая фирма « М ария » и з г. М уромаВладимирской области любезнопредоста ­ вила редакциитакуювозможность , п ере ­ дав на небольшойсрокновую « М аз ду-323». По всем размернымпарамет ­ р ам — п рямой аналог ВАЗ-21099: п ереднеприводныйчетырехдверный седан вкомплектации «LX», п редназначенныйдляевропейскогорынка . Т олько двигатель не бензиновый , а вихрекамерный дизель ра ­ б очимобъемом 1720 см3имощностью 56 л. с. По сравнениюсмодификацией , оснащаемой бензиновым двигателем в 1598 см3 , эта всего на 25 кгтяжелее . Конструкция довольно свежая: «Мазду-323» т ретьегопоколениявыпускаютс 1989 года . Кстати, на базе этих машинвСШАделают аналогичные машины « М аз да-Протеже», «Форд-Эскорт» и « М еркью ри-Трейсер». О собенности , известные по описаниям,— переднеприводная компоновка споперечнымрасположениемдви ­ гателя, ж есткийкаркаскузова , п ередняяи задняя независимыеподвескисходомко ­ лес до 220 мм — п озволяют отнести ее к современным комфортабельным автомоб иляммалого класса. П редстоялооце ­ нить, н асколько ( п рибегломзнакомстве ) эти оценкисоответствуют действительности. П редложеннаякомплектация «LX» — наиболее простая и дешевая, п оэтому на машине не было таких полезных устройств, к акгидроусилительрулевого управления, механизм для регулировки положениярулевого колеса итахометр . Зато была стереомагнитола , а цвет — столь престижный у нас «мокрый асфальт». К узовпроизвелприятное впечатление округлостью своих формихорошей аэродинамической проработкой элементов. А сильно наклоненноеветровое стекло какбы напоминает, что машина со 20 ЗА РУЛЕМ 9/93Конечно, очертания «Мазды» уступают в плавности и изяществе линиям женского тела, но смотрится машина вполне современно. Красная светящаяся полога сзади — отличительная черта машины. Подобной светотехникой обычно оснащают более престижные модели. здана дляскоростнойезды — н еважно , стоит на ней дизельный или бензиновый двигатель. П одумаликонструкторыиотом , ч тобымашинаменьше пачкалась: в каждойколеснойнишеукреплен эластичный грязезащитныйщитокаэродина ­ м ическойформы , установленный на заво ­ де. Как иу многих современных моде ­ лей, в одосточныежелоба на крыше отсутс твуют . Весь низ кузоваиколесные ниши обработаны антикоррозионным покрытием. Д остоинствамашины начинаешь ощу ­ щать, едва сев за руль. ( К онечно , м ы вольно или невольно сравнивали « М азду » с нашим «люкс-авто» ВАЗ-21099.) В оди ­ т ельское сиденье стремястепенямире ­ г улировки (вверх-вниз, в перед - н азадииз ­ м енение наклона спинки ) позволяет раз ­ меститься удобнодажепрификсирован ­ н омположениирулевого колеса. Д иапа ­ з онрегулирования обеспечивает комфор ­ табельную посадку водителю ростомдо 190 см (усадить болеевысокогомы не пробовали ) . Правда, обувь 45 — 4 6разме ­ ра, с оответствующеготакомуросту , н е ­ сколько затрудняет работу педалями газа итормоза . П ередние сиденья ковшеобразного типа хорошофиксируют тело водителя и пассажира на крутыхпово ­ ротах. Слева внизу уводительскогоси ­ денья — два рычажкадляоткрывания багажника и крышки, прикрывающей горловину топливного бака. О днакобагажникможно открыть иключом снаружи. Высота подушкизаднего сиденья за ­ м етнониже , ч емв «девятке». П оэтому на заднем сиденье может сидеть, не заде ­ вая потолка , п ассажирростомдо 190 см . Все места оборудованыинерционными ремнями безопасности, причем верхние крепления передних ремней имеют нес колькофиксированныхточек для регу ­ лировки. Ш ирина салона на уровне плеч почти такая же , к акивАЗЛК - 2 141 . О днакоего полезная длина, к оторуюможно оценить расстоянием от педали акселераторадо спинки заднего сиденья, несколько меньш е , ч ему «девятки». С пинка эта отки ­ дывается и выполнена из двух частей, с оотношениешириныкоторых 1:2. П оэто ­му для перевозки длинномерных иобъем ­ ных грузов этот седан можнопревра ­ щать какбыв хэтчбек: о бъембагаж ­ н огоотсека увеличивается чуть ли не втрое. А для укладки, например, л ыждостаточнооткинутьузкую часть спинки , сохранив два посадочных места. З адние двери (со стороны замков) снабжены спец иальнымификсаторами , не дающимиде ­ тям открывать двери изнутри. При этом снаружи они открываются как обычно. На прекрасночитаемомщиткеприбо ­ ров скромная комбинация стрелочных указ ателей : с пидометрсодометром (счетч иком пробега), указатели температуры охлаждающейжидкостииуровня топлива. К роме этого, восемь контрольных ламп: включения наружного освещения, заднего хода, р учноготормоза , у ровня масла в двигателе, з арядкиаккумулятора , п одте ­ кания охлаждающейжидкости , а также сигнализаторы автоматического натяжения ремня , п риводящего топливный насос, и засорениятопливного фильтра. П опыт ­ ка разобратьсяв двух последних особен ­ ностях конструкции не удалась: прилагаемая кмашинеинструкцияничего не разъясняет по сути. Расположение и удобство пользования рычагом переключения передач и рукояткой ручного тормоза, пожалуй, идеальные. Д вигатель на холостых оборотахиз ­ дает характерное клацанье, а внекоторых случаях возникалирезонансныеколеба ­ ния глушителя . О днако машина только п роходилаобкатку , двигатель работал на слегка повышенныхоборотахи такие ко ­ лебания покарано считать дефектом . « М ягкое » с цеплениеи четкость переклю ­ чения передачотметили сразу же , как только начали поездку . Двигатель рабо ­ тает оченьтихо , д остаточнобыстро набирает оборотыипоощущениям , с озда ­ в аемымуводителя , едва ли отличается от бензинового . «Выдают» е готолькоспе ­ ц ифическийшум на холостых да невоз ­ м ожность развить большиеобороты . Разумеется, н икакого запаха « с олярки » в салоне, н икакогодымаизвыхлопнойтрубы . Устойчивость идержаниедорогима ­ шиной снагрузкойот двух до пяти человек в обычных режимах движения — отличные. Вплоть доскорости 120 км / ч (ехать быстрее не пробовали ) в салоне « М аз ­ ды» з аметнотише , ч емв «девятке». С юрпризом явилось то , что относи ­ тельно слабый ( в сего 56 л. с ! ) д вига -ч ем двигатели ВАЗ-2108 и -21083 ( о бъе ­ м ом 1289 и 1499 см3 соответственно). В диапазоне от 1000 до 3000 об / м индизель « М азды » м ощнее двигателя -2108 на 20 — 3 0 % , м отора ВАЗ-21083 — на 8 — 22 % . Его преимуществовмощности над -2108 сказывается примерно до 4200 об / м ин , а над -21083 — до 3400 об / м ин . П оэтому эластичность мо ­ т орапрекрасная . На Iпередаче машина устойчиводвижетсяпри холостых оборотах двигателя, что удобновгород ­ с кихпробках . Двигатель уверенно работает на малых оборотах , п ричем на IVпередачуможноперейтиужепри 25 км / ч . Предельная скоростьмашины на первых четырех передачах приноминальной частоте вращения двигателя 4300 об / м ин — п римерно 35, 65, 92 и 129 км / ч . А теперь осамомглавном — о расх оде топлива. Д аже необкатанная маши ­ на показала примерно такие результаты,НАШЕ ЗНАКОМСТВОподеленная на три) — 5,9 и 7,5 л/100 км ; выходит, « М азда » почти на треть эконо ­ м ичнее . Еще большеразницаприсопо ­ ставлении заводских данных поусловномугородскому циклу — целых 38 % . М огут возразить, что сравнение с полут оралитровой « д евяткой » не совсемкор ­ р ектно , ведь у нее кудалучшедина ­ м ика . Но в наше время , о чевидно , м но ­ гие предпочлибы 30-процентный выигрышв топливной экономичности «в обмен » на 20-процентное ухудшениединамики . В целрм от « М азды » осталось благоп риятное впечатление. К ачествомсборкииотделки , л егкостью управления она выг одно отличается от отечественных машин . В прочем , н емалой дистанции, р азделяю ­ щ ей «их» и «наши» а втомобили , с оответ -Сочетание эргономик и , эстетики и фирменного стиля вполне достижимо и на относительно дешевом автомобиле. Хотя у двигателя нет системы зажигания, под капотом просторнее не стало. Правда, владельцу доверили только проверять уровень масла. М ного места отведено аккумулятору: он может быть и больше, чем на 55 А- ч. тель оказалсямощнееи тяговитее, ч ем это можнобылобыожидать . Полистав журналы , о бнаружили , что, п оданнымфирмы , в ремяразгона этой машиныс места до 100 км / ч — всего 16,5 с (у ВАЗ-2109 сдвумяпассажирами — 16,0 с). Это очень хорошее значение для двига ­ теля такоймощности . Правда, по субъек ­ тивным ощущениям, приемистость «Мазды» все-таки похуже , ч ему «девятки». Специфическая особенность дизеля — в его внешней скоростной характеристике. П рирабочемобъеме 1720 см3 на малых и средних оборотах он развивает более высокие крутящий моменти мощность, к оторых от нее ожидали . С редний расход топлива вобычнойпоездке , м аршрутко ­ т оройпроходили на шоссе, составил око ­ ло 5,5 л/100 км . О днако на испытательном маршруте по центру Москвы длиной в 20 км , г деровно 50 светофоров , дизельная «Мазда-323» израсходовала уже 7,6 л/100 кмприсреднейскорости 22 км / ч . Д ля сравнения отметим , что на этом же маршруте примерно с такой жескоростьюив то жевремя обкатанный редакционный ВАЗ-21099 с полуторалитр овымдвигателем потреблял 9,9 л/100 км . Интересно, что такоежесоотношениесо ­ храняется ипри сравнении официальных показателей топливной экономичности . При скорости 90, 120 км / ч ивусловномгородскомциклеу « М азды » с двумя пасс ажирами эти цифрытаковы : 4 , 7 — 6 , 8 — 6,2 л/100 км . У ВАЗ-21099 сдвигателем 1499 см3 — 5,9—8,0—8,6 л/100 км . О сред ненные расходы ( с умма трех значений ,Откидная спинка позволяет уложить груз длиной метра в полтора. ствует и разница вцене : в более стабильном (долларовом) выражении ВАЗ-21099—7200, а «Мазда-323-дизель» — 13 800. В общем , п ри наличии сервисного пункта, г деможнопроводитьдиагности ­ ку иобслуживание , о собеннотопливнойаппаратуры , дизельная машина едва ли принесет больше хлопот, ч ембензиновая . О собенно если там , где вы живете , не бывает сильных морозов . М . ТЕПЛОВ Основные технические характеристики «Мазды-323 LX» с 4 - д верным кузовом «седан». Количество мест — 5. Снаряженная масса — 995 кг . Г рузоподъемность — 475 кг . М инимальный радиус поворота — 10,6 м . Ш ины — р азмером 175/70Р13. Запас топлива — 50 л. Наибольшая скорость — 145 км / ч . Двигатель — 4-цилиндр овыйрядныйдизель . М ощность «нетт о » — 56 л. с./41 кВт при 4300 об / м ин . Максимальный крутящий момент — 110 Н- м при 2800 об / м ин . К оробкапере ­ дач — механическая 5-ступенчатая. Этот автомобиль вы можете заказать вМосквепотелефону 459-74-66.ЗА РУЛЕМ 9'93Основные размеры «Мазды-323» красным цветом) и ВАЗ-21099.(выделены•№-21099 •МАША-Ш6 За рулем № 921