КЛГБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИИРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д . ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙсвободной трассе при этом положении стрелки невозможно, какую передачу ни включай, а во-вторых, что ив городе при небольшой скорости (по улицам в центре Москвы в темпе транспортного потока она получилась в среднем около 16 км / ч ) двигаться довольно утомительно, а расход при этом примерно такой же (около 12 л/100 км ) , как и при «свободном» движении, без оглядки на эконометр. В чемже дело! Сначала вспомним , что представляет собойэконометр . По сути — это вакуум ­ метр, показывающий разрежение во впускномтрубопроводе двигателя. М ак ­ симальной величине соответствует зеле ­ ная зона на его шкале. В карбюра ­ торных двигателях это разрежениеоб ­ ратно пропорциональнокрутящемумо ­ м енту двигателя — ч ембольшемо ­ мент, т емменьшеразрежение . М ожно сказать, что показания эконометрапро ­ п орциональны величине крутящего мо ­ мента двигателя. Достичь наименьшего потребления топлива удается, к огдамотор работает врежимеминимального удельного (на единицу произведенной работы) расхода. Двигатели ВАЗ-2106-70 и УЗАМ-331.10, к оторыми оснащаются новые «москвичи», э кономичнывшироком диапазоне оборо ­ тов — от 1500—2000 до 4500—5000 об / м ин , но вдовольноузкомдиапазоненагру ­ з ок (для двигателя ВАЗ-2106-70 низкий удельный расход топлива, не превышаю ­ щий 280 г/кВт- ч, приходится на диапаз оннагрузок от 75 до 115 Н- м ; для двигателя 331.10 такой жеудельный расход — п ринагрузке60 — 9 0 Н- м. Такова в двух словах теоретическая подоплека вопроса. О днако для водителя это величины довольно отвлеченные. Как перейти от них ктем , с которыми он привык иметь дело — с коростьюи выбранной пере ­ дачей? Расчеты показывают , что на автомобиле «Москвич-21412» (двигатель УЗАМ-331.10) с главной передачей 4.1 оптимальномувотношении расхода кру ­ т ящемумоменту соответствует равномер ­ ное движение со скоростью 120 км / ч на пятой передаче; на автомобиле « М оск вич-2141» (двигатель ВАЗ-2106) с той же главной передачей — со скоростью 135 км / ч на пятой передаче. Следует отметить, что хотя удельный расход ими Зоны шкалы эконометра для «Москвича-21412»: 1 — повышенный удельный расход топлива (обогащенная горючая смесь, возможна детонация на низких оборотах); 2 — минимальный удельный расход топлива (оптимальная нагрузка двигателя); 3 — переходная зона; 4 — повышенный удельный расход топлива (двигатель недогружен, работает с низким КПД).ЭКОНОМЕТР - ВСЕ ЖЕ ПОМОЩНИККаждый скачок цен на бензин вновь заставляет автолюбителей искать пути к уменьшению его расхода. Немалые резервы таятся в манере вождения. Своими мыслями о том, что такое экономичный стиль и как его ОСЕОИТЬ, делится на примере «Москвича-21-41» инженер Д . ДОРОФЕЕВ*. Ездить экономично — значит не только (и не столько) использовать накат, как иногда думают , но главное — выбирать наиболее выгодные режимыразго ­ на идвижения . Понятно, что возмож ­ ность применять эти приемы зависит от конкретных условий. Двигаться способом «разгон — накат» т рудно , у томительно для водителя и пасс ажиров , это создает дополнительные неудобства другим водителям, а на скольз ­ кой дорогеи вовсе недопустимо . Поэтому пользоваться накатом удается до ­ вольно редко . Разгоняться, в зависимости от дорожной обстановки, м ожнопо -Чтобы оценить рекомендации автора, были проведены испытательные заезды на редакционном «Москвиче-2141», оборудованном расходомером. Полученные результаты выделены шрифтом. 38 ЗА РУЛЕМ 9/93р азному . Вот несколько типичных транспортных ситуаций приразгонев диапаз онескоростей от 50 до 70 км / ч на «Москвиче-2141». Первая: обогнать ко ­ лонну автомобилей на подъеме , п ричем быстро. О птимальным (и сточкизрения безопасности, и по расходу топлива) б удетразгон на второй передаче. Д ругаяси ­ туация: вы обгоняетегрузовик на неши ­ р оком шоссе. Самый удобныйиэконо ­ м ичный вариант — выполнить обгон на третьей передаче. Еще один случай — о бгон на многорядномсвободном шоссе. Здесь вполне оправдана четвертая или даж е более экономичная , пятая передача. В жизниподобных ситуаций ивопро ­ сов куда больше : к огда переходить ради экономии топлива с пятой на четвертую передачу, если идешь на небольшойподъ ­ е мс постоянной скоростью ; к ак выбирать передачу в зависимости от темпа движе ­ ния, е го интенсивности, чтобы обеспе ­ чить наименьший расход бензина, и т. д. Ответы подскажетприборэконометр , к о ­ т орым ныне оборудованынекоторые авт омобили : А ЗЛК - 2 141 , -21412, ВАЗ-2107, -2108, -2109. Но вот незадача: большинство води ­ телей новых «москвичей», п опробовавших ездить по эконометру , перестали им пользоваться. П опробуем разобраться — почему. Руководство по эксплуатации автомо ­ биля АЗЛК-2141 сообщает : «...Стрелка приборав зеленой зоне — э кономич ­ ный режимдвижения ; в белой зоне — пер еход от экономичногорежимадвиже ­ ния крежимудвижениясповышеннымрасходом топлива; в краснойзоне — неэкономичный режим движения». Что же получается на практике, когда следуешь этим указаниям! Наши заезды показали, что, во-первых, в «зеленой зо ­ не» автомобиль почти не едет, и двигаться со скоростью более 60 км / ч даже по