22
23
ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦАмашину к эксплуатации. За три дня успел промазать препаратом « М о виль» все стыки кузова, швы и петли, а также усилители на капоте ив дверях фургона ( п оследние , не поленившись, снял). Памятуя об опыте борь ­ бы скоррозией на предыдущей «старушке», снял облицовки фар и радиатора и покрыл их «Мовилем» с внутренней стороны. Впоследствии у ровесников моего «каблучка», не прошедших такой обработки , краска срешеток облезла раньше чем через год. Кстати, о лакокрасочномпокры ­ тии: незадолго до получения новой машины прочел где-то о «передовом методе » о краски , в недренном заводом-изготовителем. Не знаю , к омупришлов голову лишить детали кузова грунтовки , но уверен, что среди моих коллег, ездящих на ИЖ-2715, нет никого , к ому удалось бы пройти Еще недавно фургоны ИЖ-2715, получившие это меткое прозвище за характерный силуэт, принадлежали только государственным предприятиям связи, торговли, сферы обслуживания. Теперь они доступны и частникам, будь то фермеры на селе или экспедиторы в городе. Словом, круг потенциальных покупателей «каблучка» существенно расширился. Надеемся, их заинтересуют заметки водителя-профессионала Б. ИВАНОВА из Зеленограда, не один год работавшего за рулем ижевского фургона. Первому моему «каблучку» было почти шесть лет от роду, к огдая сел за его руль, и набегал он ктому времени около 170 тысяч: возраст глубоко пенсионный. Проследив за жестом начальника колонны, я увидел прижавшуюсяк забору сиротинушку, осевшую набок, с дырой в прогнившем крыле, и восторга не испытал. Глаза боятся, а руки делают: через полтора месяца мой «друг» о жил , о крепи был готов к нашим с ним долгим верстам. За те тридцать тысяч километров , что мы проехали за десять месяцев, серьезных неисправностей было всего две: традиционная поломка «москвичовской» к оробки передач и пробитая прокладка головки блока цилиндров. Доливая воду в образовавшуюся эмульсию, м ы преодолели оставшиеся до базы сто километров (дело было при возвращении из 1500-килом етровойкомандировки ) . Вот так, кое-что подвинчивая, подкручивая, м ыидожилидо расставания. К сожалению, получать новую ма ­ шину пришлось не на заводе: автобаза наших смежников перегоняла их из Ижевска к себе в Саратов. После оформления бумаг я попал на склад, где мне предложили выбрать один из выстроившихся рядком «каблуч-КАКОЙ ОН,ков». Казалось бы , какая разница — все машины новые и цвета одинако ­ вого, светло-бежевого (называется он «Белая лилия»). Но, присмотревшись, заметил, что удоброй трети из двух десятков машин на кузовах — вмятины и сильные «ссадины», содравшие краску до металла. На вопрос, откуда они, кладовщик правдиво ответил, что это следы от тросов, полученные при погрузке или разгрузке . Еще на трети машин красовались битум ­ ные пятна. К ороче , после недолгогоосмотра брать пришлось почти наугад. Торопясь заправить машину (и себя) перед ночным перегоном , поставил поводки ищетки , проверил зат яжку гаек колес, свет — но, каюсь, пренебрег осмотром машины снизу. И был наказан: на каждой неровности дороги машина странно подпрыгивала и после этого долго клевала носом . Признаюсь, сначала объяснил такое поведение увеличением грузоподъемности — рессоры стали жесткие , сказал я себе, и начал было искать по обочинам старый бордюрный камень для балласта. Но на первой жепридорожной эстакаде пришлось констатировать... отсутствие передних амортизаторов. Краска в местах их крепления сохранилась — значит, дефект заводскогопроисхождения , кладовщики на автобазе ни при чем . «Каблучки», полученные месяцемпозже , т оже оказались без передних амортизаторов. Все эти машины были собраны в июле-августе 1991 года. Не стану пересказывать свои объяснения на сей счет с начальством и коллегами; «чайник» — был самый мягкий из присвоенных мне эпитетов. Словно стараясь убедить окружающих, что это не так, стал готовить«КАБЛУЧОК»?е жегодный техосмотр безокраски всего автомобиля, начиная со второго (!) года эксплуатации. «Спасибо» за новую чудо-краску, не доживающуюдо второй весны ислезающуюбук ­ вально лоскутами. Кое-что упустил ия при подго ­ товке машины. В полу фургона есть большой люк , открыв который получаешь доступ кдренажнойтрубкеи датчику уровня бензина. Последний из-за попадавшей туда воды (при мытье или от дождейи снега) вышел из строя на 22-й тысяче пробега, новый же после обработки всех наружных контактов консервант ом работал безукоризненно . Возм ожно , п омоги постеленный вкузо ­ ве лист линолеума для защиты пола от царапин. С наступлением первых холодов по салону стал гулять сквознячок, обдавая прохладой ноги и спину, а после дождяв задней части кабины скапливалась вода. Поиски причин ни к чему не привели: дверной уплотнитель выглядел прекрасно , а все щели в стыках междуфургономи кабиной были замазаны шпатлевкой и закрашены. Оставались два способа завершить герметизацию салона: заклеить герленом (специальной липкой лентой) довольно широкийпромежу ­ ток между верхней частью кабины ифургоном , а также набить пропитанным клеем поролоном боковые короба салона (под креплениемремней безопасности), для чего пришлось снять закрывающие их картонные (?) накладки. Не знаю , какая из этих мер помогла, но воды в салоне не стало, а сквозняки беспокоили лишь при сильно открытых окнах. Кстати, они прекратились, когда поставил на окна полупрозрачные споилеры. И солнце-*>22ЗА РУЛЕМ 10/93 летом стало меньше досаждать. Вспоминая прожитыес «каблучк ом » з имы , настойчиво рекомендую применять утеплитель капота: в машине станет гораздо тише (особенно на больших оборотах двигателя) и теплее. В карманах утеплителя удоб ­ но хранить самый необходимый инструмент. В оборудовании «каблучка» немало такого, что устарело, доставляет неудобства при пользовании, ненад ежно работает — с ловом , давно требует усовершенствования или зам ены . Например центральный пере ­ ключатель света, расположенный и неудобно, и далеко; вытягивая его тугуюрукоятку , то и дело проскакиваешь нужное чаще других положе ­ ние включенных «габаритов». Нет изменений ив узле для регулировки наклона спинки сиденья — т рудно придумать более неудобный. Порадовались мы за владельцев новогогрузо - п ассажирского варианта «каблучка», где появилось освещение кузова и ступенька-подножка на заднембампере . С колько раз приходилось, забираясь в кузов, «отмечать» головой или спиной довольно острые края у верхнего кронштейна замка ! Но и на грузо - п ассажирскоммы не увидели хотя бы простенькой крышечки , закрывающей от грязи и воды скважину замка задней дверцы : стоит проехать по грязнойдороге после дождя или вдождь , как замок буквально заклинивает забившийся в него песок. Промыть жеего , не разбирая, крайне трудно . В итоге задняя дверь очень быстро лишается запора, закрываясь лишь на защелку: остается приделать петли под висячий замок. А кому не приходилось переставлять на «каблучках» наружные зер ­ кала: р асположены они довольно дал еко от водителя, на крыльях, и мало способствуют хорошемуобзо ­ ру. Л учше укрепить их на дверцах. Было бы неправдой утверждать, что в машине ничего не меняется, но польза от иных нововведений выглядит сомнительной. Так, почитав описание автомобиля, я открыл для себя, что заводизготовитель поднял его грузоподъемность до 670 кг . Вместе скол ­ легами пытался выяснить, какие ре ­ зервы конструкции изыскал завод для повышения грузоподъемности . Д ви ­ гатель — тот же . Подвеска прежняя, нет и намека на усиление; м аркарезины осталась прежней . Зато выяснилось, что груженныйдо полутонны «каблучок» при скорости свыше 45 км / ч начинает сильно раскачиваться из стороны в сторону задней частью кузова, а при скорости свыше 70 км / ч только героические усилия водителя и виртуозная работа рулеммогут удержать автомобиль на прямой траектории. Единственное, что помогло уменьшить раскачива6*н ие , — укладка груза в кузове буквой «П», перекладиной к стенке, разделяющей кузов и салон, хотя сильно мешают выступающие колесные арки . Сколько раз жалел, что их не закры ­ вает скамейка-ящичек под крупный инструмент! Рад, что так сделано, наконец, на новой грузо-пассажирс кой модификации «каблучка». Д умаю , с увеличением грузоподъемности завод явно перебор ­ щил, но на триста-четыреста килог раммов груза мощности уфимскогомотора , п роверенногодолгими годам и эксплуатации, вполне хватает. К тому же терпеливый УЗАМ-412 вполне лояльно относится почти клюбому сорту масла идажеквремен ­ ной его нехватке. Не раз проезжал сто-двести километров до дома, к ог ­ да в картере не хватало литра, а то и полутора донормы : обходилось без последствий. В разговорах с водителями ИЖ-2715 нередко слышал, что карбю ­ ратор ДААЗс электромагнитным клапаном идругими устройствами слишкомсложени по конструкцииив обслуживании для такой простой машины и давно знакомогомотора . ( Н апомним , что усложнение карбюра ­ тора вызвано прежде всего необход имостью уменьшить токсичность отработавших газов — ред.) Порадовался было необслуживаемому («белому») аккумулятору. Жаль, что через два года он после небольшой аварии, внешне на нем не отразившейся, вышел из строя. Слабоваты ( к онструктивно или изза качества металла) оказались новые колеса (диски). Без особенной перегрузки машины при езде по обычным (более или менее ровным) д орогам три диска из пяти просто лопнули совершенно неожиданно, п ричем не по шву, а по сгибу. Произошло это на 15-й, 22-й и 28-й тысячах пробега. А поставленные взамен колеса от списанного « М о ­ сквича» нормально работали, несмотря на усталость металла и небольшую коррозию. Сдается, что мойфургон вел себя тем лучше, чем сложнее оказывались дорожные условия. Довольно тяговитый моторУЗАМмного раз вытаскивал нас из грязных луж, помогал перебраться через поле во врем я весенней распутицы, терпеливо гудел на крутых склонах — к ороче , показал себя с самой лучшей сторо ­ ны. Пользовался япростым , но над ежным средством преодолеть раскисшие участки бездорожья : снижал до предела давление в шинах. В прочем , этот способ нельзя назвать новинкой для водителей, как имно ­ гое из того , о чем вы только что прочитали. Тем не менее хочется этим и заметками помочь любимому «каблучку» приобрести новых поклонников. Ведь машина, что ни говори, хорошая, да к тому же своя, российская.RUST STOPидеальная защита кузоваБ переводе на русский «Rust Stop» означает «Стоп коррозии». Именно так и называется отделение канадской корпорации в CAT, открывшей недавно свой филиал Москве и предлагающей услуги по защите кузова. Прежде чем познакомить с «секретами» фирмы, отметим, что она дает письменную гарантию высокого качества своей работы. А именно: если вы будете систематически повторять обработку кузова у «Раст Стоп», на автомобиле никогда не появится даже следов коррозии металла. Каково? Но чтобы у клиента не было и тени сомнений, фирма обязуется оплатить любой ремонт по восстановлению поврежденного коррозией кузова, если вы у нее обслуживаетесь. Пока, насколько нам известно, подобных бессрочных письменных гарантий еще никто не давал. Откуда такая уверенность? Мы посетили мастерскую в Москве, где «Раст Стоп» ведет обработку автомобилей. Как и проводимая у нас «Мовилем» или «Тектилом», она начинается с мойки под давлением. Далее же наступают отличия. Здесь нет необходимости в длительной сушке (хотя мы прекрасно понимаем, что она практически не проводилась и на наших СТО) и можно сразу начинать обработку. Смесь «раст стоп» при помощи специальных насосов и распылителей наносят на поверхность днища и колесных ниш, подают внутрь дверей, во все закрытые полости кузова. Он обладает способностью проникать в швы и соединения, проходить сквозь слои пыли, грязи, рыхлой ржавчины и при этом очищать металл, в любом виде замещать влагу, образуя с неповрежденным металлом неразделимый защитный слой. В этом и заключается главное отличие «раст стоп» от смол, воска, битума, «Мовиля», других составов, образующих поверхностные защитные пленки, под которыми могут сохраниться влага и ржавчина. А это значит, что хоть и медленно, но процессы коррозии будут продолжаться. Смесь «раст стоп» не высыхает полностью до следующей обработки. А это ко всему прочему существенно снижает шумность и скрипы кузова, обеспечивает, дополнительную смазку его механизмов (тросов и т. п.), предохраняет замки от замерзания. Полностью процесс обработки автомобиля занимает 1,5—2 часа. Отметим, что в отличие от традиционных антикоррозионных материалов этот состав нетоксичен, экологически чист и имеет, можно сказать, довольно приятный запах. Редакция планирует провести обработку двух редакционных автомобилей «раст стопом» и в будущем году сообщит читателям о ее результатах. Те из вас, кто заинтересовался нашим сообщением, могут обратиться непосредственно в фирму «Раст Стоп» в Москве по телефону 357-50-31 или к компаньонам ее в Москве «Восток Сервис» (тел. 348-89-31) либо «Мебор Групп» (тел. 203-35-75). А. БРОДСКИЙЗА РУЛЕМ 10/93 23