Рис. 3. Проверка предварительного натяга в подшипниках ведущей шестерни динамометром: 1 — динамометр; 2 — переходная втулка или торцовая головка; 3 — картер редуктора. Второй вариант ремонта : заменены подшипники ведущей шестерни. С редукторами автомобилей ВАЗи «Москвич» выпуска с января 1984 г. следует проделать те жеоперации , что ивпервом варианте, к огдаподшипники не заменялись. В редукторах автомобилей ВАЗ нужно установить новуюраспорную втулку 16, а предварительный натяг впод ­ шипниках 17 и 24 создать такой , чтобы момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни 23 составил 1620 кгс - см (1,5—1,9 Н- м ) , у « м оскви ­ чей» — 15—35 кгс - см (1,4—3,4 Н- м ) . Если нет динамометра , м ожновоспользо ­ ваться ключом ( с м . рис. 2) и грузом . Его подвешивают на нити 3 (рис. 4) и пере ­ м ещают по рукояткеключадо начала проворачивания фланца 4. З америв плечо li , вычислите момент по элементарной формулемеханики . П очему теперь не обойтись без точных измерений? Новые детали ( п одшипники , распорная втулка) имеют другие размеры и жесткость, поэтому создать требуемый преднатяг «на глазок» не удастся. Последовательность измерений проследим на примере . Пусть ведущая шестерня провернулась, к огдагруз Gi = = 0 , 5 кгс находился вточке А, расстояние от которойдо оси вращения фланца 1 = 150 мм = 1 5см . М омент , с тронувший1шестернюс места: M = M i - | - M 2 , г деMi — м омент от грузаGj ) M | = G i - h = 0,5X X15 = 7 , 5 кгс - с м ; М ^ — м омент от веса ключа; M 2 = G o - 1г=0,5- 2 0 = 1 0 кгс- см, где G2 — вес ключа ( п римерно 0,5 кгс, если изготовить его из стали по размерам на рис. 3); \> — расстояние от центра тяжести ключадо оси вращения ведущей шестерни, равное примерно 20 см .Суммируя, получим: М=7,5-|-10=17,5 кгс- с м (1,72 Н- м ) . Можно было бы удовлетвориться полученной величиной, так как она — в регламентированных пределах. Р екомен ­ д уем , о днако , довернуть гайку 21 , д о ­ бившись значения М=21—22 кгс- см (2,05—2,15 Н- м ) для автомобилей ВАЗ иМ = 3 6 — 3 8кгс - с м (3,5—3,7 Н- м) для «москвичей». Во-первых, если моментМ равен или близоккмаксимальнодопу ­ с тимому , новые подшипники прирабатываются быстрее, а период эксплуатации узла до следующейрегулировкиподшип ­ ников или подтяжки гайки ведущей ше ­ стерни (для устранения осевого люфта, в озникшего из-за естественного износа) будет продолжительнее , ч ем при значениях М , близких книжнему пределу. Вовторых, описанным способом вы прове ­ ряете момент трения покоя , к оторое нес колько больше, чем трение при взаимномперемещении деталей. Следовательно, фактическая величина моментасопро ­ тивления, к оторую указывают винструк ­ циях в расчете на измерениядинамо ­ м етром , м еньше полученной при помо ­ щи ключаигруза . П оэтомуподшипники не будут перетянуты. П реждечем рассказать орегулиров ­ ке «москвичовских» р едукторов старой конструкции , з аметим , что ключ , к оторыйслужитрычагом при измерениимомента , м ожно изготовить из подручных мате ­ риалов: фанеры, оргстекла и т. п. Центр тяжести легко определить, отыскав поло ­ ж ение , при котором рычаг, л ежащий на острие ( н апример , отвертки), будет в равновесии. Точка приложения острия близка к центру тяжести. У редукторов автомобилей « М осквич » выпуска до 1984 г. после заменыпод ­ ш ипниковнеобходимо подобрать новый пакет регулировочных шайб 30 ( с м . рис. 1). Д ля этого соберите узел ведущей ше ­ стерни, но без сальника 18. Вместо расп орной втулки 16 ирегулировочныхпро ­ к ладок 30 установите телескопическуюконтрольнуюраспорную втулку (рис. 5). Гайку 21 затяните стакимусилием , чтобы после 8—10 оборотов ведущей шестерни момент сопротивления вращению при проверкединамометром был 15—35 кгсХХсм (1,5—3,5 Н- м ) . После этогоразбе ­ рите узел, а ккуратно снимите телескоп ическую втулку и замерьте микрометром высоту телескопическойи штатной втулок.Разница в размерах укажет толщину нов ого пакета регулировочныхпрокладок , к оторыйнужно установить вместе со штатной распорной втулкой на прежнееме ­ сто, собрать узел заново (опять без сальника 18), затянуть гайку 21 моментом 14,5—16 кгс - м (142—157 Н- м ) и прове ­ рить момент сопротивления проворачиван ию ведущей шестерни. Если и на этот раз моментокажетсяв установленных пределах (если нет — повторите операц ию ) , частично разберите узел исоберите вновь, запрессовав сальник 18. Гайку 21 затяните моментом 14,5—16 кгс - м и законтрите. Если телескопической контрольной втулки нет, подбирайте толщину нового пакета регулировочных прокладок поэтапно: уменьшайте после очередной сборки и проверки момента сопротивления. Первый пакет должен быть толще прежнего на 0,1—0,2 мм , чтобы припер ­ вой сборке избежать перетяжкиподшип ­ н иков , к оторая чревата повреждениемде ­ талей. Количество сборок-разборок узла можно сократить, если при первой , затянув гайку динамометрическимключом , воспользоваться индикатором часового типа для замераосевого люфта ведущей шестерни. Прибор укажет, насколько уменьшить толщину пробного пакета. О бычнонужную толщину удастся опре ­ делить со второй попытки . П одобравпро ­ к ладкии проверив момент сопротивления, о кончательно соберите узел . Окончание в следующем номере.«ЛЕНА» ОХЛАЖДАЕТНа страницах журнала в свое время сообщалось, что в продаже появился антифриз «Лена», аналогичный по качествам широко известному «Тосолу» (ЗР, 1990, № 8 — 9 ) . Поскольку далеко не всем известны свойства и возможности применения новой жидкости, представляет интерес информация Е. АНДРЕЕВА, заместителя начальника производства спецжидкостей Дзержинского объединения «Капролактам». Еще в 1987 годуМежведомственнаякомиссияпо испытанию топлив, масел, с мазоки специальных жидкостей при Госстандарте СССР, рассмотрев резуль ­ таты госиспытаний охлаждающей жидк ости «Лена», приняла решениедопу ­ стить ее кпроизводствуипримене ­ н июв автомобилях ипомере освоения ее промышленного выпуска прекратить изготовление жидкости «Тосол». С тех пор, однако, многое в жизни, в экон омике изменилось, так что сегоднявпродажу поступают и «Лена», и «Тосол». На «Капролактаме» освоили новый антифриз в 1989 году. Поначалу делали 1000 тонн вгод , с егодня — в десятки раз больше. Д оговоры на его поставку заключены с АЗЛК, ГАЗом, КамАЗом, У АЗом . И все же автомобилисты пред ­ почитают «Тосол», а не «Лену». Почему? Уверен, д еловтом , что к «Тосолу» привыкли — он выпускается уже давно. Окончание на стр. 47Рис. 5. Телескопическая контрольная втулка.35-0.21Рис. 4. Проверка предварительного натяга в подшипниках ведущей шестерни при помощи ключа: 1 — ключ для фланца ведущей шестерни; 2 — груз (гиря); 3 — нить; 4 — фланец ведущей шестерни; 5 — картер редуктора; 6 — тиски.44 ЗА РУЛЕМ 10/93