10
11
Думаю, не ошибусь, если скажу, что по обороту наличных (не учтенных ни в одной налоговой инспекции) и безналичных де ­ нег торговля автомобильными деталями уступает разве что торговле алкогольными напитками, табаком да самими машинами. Прошедшее лето ознаменовалось тем, что автомобильные рынки закрывали в одних местах и открывали в других, загоняли в сетку или, как в старые времена, на удаленные от города (а также от станций и остановок общественного транспорта) пустыри. Конечно, все делалось по ре ­ шению местных Советов, преследующих исключительно «благородные» цели: улучшение экологической, криминогенной обстановки и т. д. Так это на самом деле или нет, судить не берусь, но простым автолюбителям, приобретающим детали на рынке, от всего этого не легче, тем более что и цены на них растут. Но в торговле запчастями наметилось и что-то положительное: с открытых площадок, из бывших киосков «Мороженое» она стала переходить в настоящие магазины. Пока еще по объему реализации они не конкуренты ручной торговле, но тенденция, как говорят, наметилась. Покупатель идет в магазин охотнее, нежели на базар: во-первых, ближе, а во-вторых, какой-никакой гарант качества продукции. По крайней мере, сюда можно обратиться с претензией или вопросом. Правда, неизвестно, добьешься ли ответа: компетентность продавцов в магазине (не говоря ужео рынке) крайне низка — почти невозможно получить толковую консультацию о взаимозаменяемости деталей, а то и просто узнать об их назначении или принадлежности к той или иной марке. Поэтому перед тем, как отправиться за деталями, загляните в каталог или руководство по ремонту (благо этой литературы в последнее время напечатано достаточно), и вы сэкономите время на поиск нужного узла или механизма. Теперь подробнее о группах автомобильных запасных частей.сальников, прокладок, пробочек, тросиков — более чем достаточно, цены на нее значительно снизились. К примеру, год назад цена вкладышей составляла несколько процентов от стоимости двигателя в сборе, сегодня — лишь 0,5 %. Правда, и двигатель подешевел относительно всей машины. Причем заметно выравнялись цены на моторы ВАЗа, У ЗАМа , М еМЗА , З МЗ : все — около 700 и выше долларов США (или 800 тысяч рублей по курсу июля). По-прежнему в цене карбюраторы, которые повинны, как считают многие, во всех грехах и неполадках мотора: от высокого расхода топлива до потери мощности. Не спешите покупать столь до ­ рогой прибор — гарантии, что с его заменой мотор заработает идеально, вам никто не даст. Попробуйте сначала заменить жиклеры, клапаны, прокладки — р ем комплектов на рынке хватает. Вновь отрегулируйте прибор, ведь он, по сути, м а -ПОЧЕМло изнашиваемый и при хорошем уходе должен пережить весь автомобиль.ТРАНСМИССИЯобъединяет сложные и дорогие узлы: коробку передач, приводы, задний мост. А цены на них подтверждают сказанное: за два года они выросли в40 — 5 0 раз. Заметно чаще предлагают пятиступенчатые коробки передач для автомобилей ВАЗ, но вдвое дороже обычных, четырехступенчатых. Объясняется это тем, что на пятой передаче можно сэкономить топливо, меньше износ двигателя, слабее шум (хотя, конечно, не вполовину).КОММЕРЧЕСКИЕ ЦЕНЫ на основные запчасти к легковым автомобилям в МосквеДетали, узлы и агрегаты 2101 21,8 22.7 27.3 22,7 14.6 10,9 36.4 27.3 13,6 2106. 2103 20 18,2 27,3 22,7 15.5 13.6 40,9 31.8 14.6 27.3 1.4 7.1 13.6 4,6 18.2 18,2 9.1 13,6 5,5 22.7 22.7 1В.2 7.3 10.9 5.0 3.6 7.3 600 227 50 6,4 7.3 59.1 68.2 7.3 S.2 6.4 6.4 10.0 0,9 50 34,6 1 3.6 40,9 2.7 5.5 1.4—2.3 0,9 1.4 9.1 4.6 15.5 27,3 227 (4-стул • 382 (5-ступ.) • ) 27.3 5,5 1.8 2.7 10.9 5,5 18,2 31,8 400 (5-ступ.) 54.6 1.8 | 68.2 10,9 | 13.6 3.6 36.4 31,8 64 40.9 31.8 9.1 квич" 2104 | 2105 | 2107 2108 | 2109 21412 13,6 18,2: 27,3* 18.2 20 | 18,2 — — 18.2 29,1 31.8 29,1 13.6 18.2 | 27.3 — 27,3 31,8 16.4 15,5 9.1 15.5 13.6 40.9 36.4 45.5 10,9 13,6 18,2 36,4 27,3 50 36.4; 45,5* 16,4 27,3 1.8 10.9 18.2 4,6 63.6 54,6 22,7 8,2 2.7 7,0 ВАЗ"Мое- Iкрыло дверь панель брызговик с лонжер оном в сборе капот крышка багажника крыша порог пол багажника рамка ветрового окна облицовка радиатора бампер стеклопереднее заднее передняя задняя передняя задняя27.3 9,1 13,6 1.4 4.6 9,1 5,5 27.3 27,3 22,7 9.1 1,8 4.0а 0пЖ>.передний задний ветровое заднее опускное ветр. окна багажника дверейКУЗОВНЫЕ ДЕТАЛИЦены на них подскочили по сравнению с 1991 годом в25 — 4 0 раз. Эти детали пользуются повышенным спросом из-за того, что парк неуклонно стареет: купить новую машину абсолютному большинству владельцев пока не на что. В городах чаще стали случаться крупные и мелкие аварии (таково субъективное впечатление), в которых мнутся крылья, капоты и двери. Кузовные запчасти поступают на рынок только с автомобильных заводов. Это надо иметь в виду: «кузовщина» на базаре, да ив магазинах,— большей частью некондиционный товар, то есть детали, не пошедшие на конвейер. Поэтому, например, замена поврежденной двери на новую может оказаться непростой задачей: купленная не встанет в проем, ее придется подгонять, чтобы образовались нормальные зазоры, на новые крылья — наваривать старые водосточные желоба и т. д. Если у вас нет опыта работы с такими «новыми» деталями, советуем покупать снятые с автомобиля, пусть немного помятые — шпатлевать проще, чем править.уплотнительв сборе блок цилиндров головка цилиндров распределительный в ал комплект клапанов коленчатый вал комплект поршни комплект колец вкладышей550 227650 272650 272650-700 272 63.6 9.1 9.1 63.6 7,3 9,1 7,3 6.8 10,9 1.0480 182 45.5 6,4 5.5 45.5 6.11 1 8.24.6 16.4 9.1ЕС• > • X •бензонасос масляный насос прокладка головки "Солекс" "Озон" ремонт, комплект ка рбюратора цепь, зубчатый ремень радиатор водяной насос термостат патрубки системы ох лаждения масляный фильтр воздушный глушитель ("резонато >) приемная труба ведомый диск сцепления "корзина" сцепления коробка передач первичный вал синхронизатор эластичная муфта подвесной подшипник карбюратор0.7 I7.3—9.1| 9,14.6 45,5 1.8 7.37.3 36.4 2.3 6.4а |1.67-3|ДВИГАТЕЛЬИЕГОСИСТЕМЫZЦены этих деталей выросли в30 — 50 раз по сравнению с тем же 1991 годом. Эта группа наиболее хорошо обеспечена «фирменными» (заводскими) деталями: ни поршни, ни карбюраторы «на коленке» не изготовишь. Не так дороги, как раньше, распределительные валы, поршни, кольца, вкладыши. Всякой мелочевки —10 ЗА РУЛЕМ 10/93иV£1-3.6 1 18.2 27,3 I 209 |1—7.3О-з— -— 1 2,7 1 — 1- I ЗАПЧАСТИ?ПОДВЕСКА КОЛЕС— группа деталей, в которую активней всего вносят конструкторские изменения различные производители. В продаже появились отечественные газонаполненные амортизаторы, пружины с иным, чем у штатных, диаметром прутка или увеличенным количеством витков, долговечные шаровые опоры, литые колеса, усиленные рычаги. А прирост цены — 30—40-кратный к уровню 1991 года. Примечательно, что намного подешевели детали, которые быстро выходят из строя: шаровые опоры, .рычаги, сайлентблоки. Поэтомуиногда возиться с ремонтом не стоит выгоднее купить новые.—РЫНОКЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕВ этой группе самые дорогие — стартер, генератор, распределитель, фара (исключая аккумулятор) — ремонтируемые. Поэтому не спешите бросить старые узлы — их можно восстановить. Разбитое стекло фары легко заменить новым, посадив на герметик, а оторвавшийся провод в роторе генератора — припаять. Если мотор не заводится или «троит», не стоит сразу бежать за новыми высоковольтными проводами — они могут оказаться хуже «родных». Как соотносится стоимость запчастей по маркам машин? Цены на детали к автомобилям ВАЗ примем за базовые, чтобы, ориентируясь по ним, говорить о других. Самые дешевые запчасти в Москве — к автомобилю АЗЛК-2141. Не только потому, что его здесь изготовляют, но и потому, что «Москвич» сегодня приобретают люди с меньшим достатком, чем владельцы «жигулей». По своей покупательной способности они ближе к хозяевам ижевских машин. Не будем забывать и про такую черту рыночной экономики: чем быстрее оборот товара, тем он дешевле. Запчасти «сорок первого» не залеживаются: ломаются и меняются быстро. Подорожали запчасти к легковым машинам ГАЗа: автомобили госсектора быстро приватизируются — и служебные, и такси. Пробег этих машин обычно велик, поэтому высока потребность в запасных частях, что обусловило высокие цены — примерно в 1,5 раза выше, чем аналогичных деталей «жигулей». Д аже «Таврия» с ее дефицитным ассортиментом уступает лидерство ГАЗу, хотя детали этой машины в 1,2—1,4 раза дороже «жигулевских». Впрочем, это не относится к ЗАЗ-968: запчасти для него дешевле, чем для «Таврии» и даже «Жигулей». Вероятно, еще не иссяк источник поступления частей на рынок из гаражей запасливых владельцев. Начинает формироваться рынок запчастей для иномарок. Пока он очень скуден (валютные магазины в расчет не берем) и, конечно, дорог; ассортимент почти исчерпывается фарами и задними фонарями. Все же мы предполагаем, что насыщение рынка деталями иномарок, для начала с автомобильных свалок Европы и Японии,— дело ближайшего будущего. Есть еще один источник приобретения запасных частей — это автосервис. Увы, методы и стиль его работы остались прежними. Услуги по ремонту стали непомерно дорогими, порой не по карману даже состоятельным гражданам. Ф ирмен ­ ный сервис — только для очень богатых людей. Это касается и станций обслуживания для иномарок. Динамику роста цен мы определяли в рублях, а в таблице намеренно пересчитали в доллары США : так будет проще ориентироваться на рынке по истечении определенного времени. По нашим данным, за прошлый год цены на запчасти в пересчете на доллары увеличились ненамного — на два-три процента. Полагаем, что до будущей весны они удержатся на уровне прошедшего лета. А продавать детали будут, конечно, за рубли — с учетом инфляции. В. СУББОТИНЗА РУЛЕМ 10/93 11МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯОт их исправности и надежности в большей степени, чем от других узлов, зависит безопасность. Всякая самодельщина чревата серьезными неприятностями. Поэтому, помучившись с кооперативными манжетами задних тормозных цилиндров, которые текут после ремонта уже через 1000 км пробега, автолюбители покупают цилиндр в сборе. Только этим можно объяснить высокий рост цен — 5 0 — 6 0 раз в сравнении с 1991-м. Как и прежде, обращаем внимание на легко распознаваемые по виду изделия кустарного производства: тормозные колодки, разборные и регулируемые шарниры наконечников рулевых тяг. Д аже если они дешевы — не берите, в критический момент подведут!на июль 1993 г. в долларах США (один доллар стоил 1100 рублей)Детали, узлы и агрегаты 2101 | 2106, 2103 крестовина с подшипником задний мост в сборе главная передача (редуктор) приводы передних колес (1 шт.) полуось амортизатор телескопическая передняя стойка задняя шаровая опора ступица передняя колеса задняя передней подшипник ступицы колеса задней рычаг передней подвески стабилизатор комплект реактивных штанг пружина передняя задняя комплект сайлентблоков поперечина передней подвески диск колеса шина камера главный тормозной цилиндр тормозной цилиндр задний суппорт в сборе пер. тормозные, цилиндры, внутр., нар. вакуумный тормозной тормозной тормозной тормозные колодки усилитель диск барабан шланг передние задние 36.4 18.2 18,2 22,7 31.8 10,9 1,8 2,0 10,9 5.5 (4 шт.)' 7,2 2.7 22.7—27.3 (отечественный 0.7 0.45 (отечественная) 3.6 2.7 1.8 5.5 0.7 0.45 1.8 2.3 9.1 (галогенная) 4.6 7.3 1.1 0,7 0.45 1.4 6.4 0.9 0,45 0.45 10.9 36.4 13.6 13,6 7,7 0.9 27.3 10.9 11.8 3,6 0.9 ВАЗ | 2104 | 2105 I 2107 2108,| 2109 "Москвич" 21412•XL'03 182 82 63,6 29,1 1.8—2,3—9182—68.2—31.8— —0.6—0,7 4,6 3.6 0.45 1.8 1.4 18.2 5.5 6,4 2.7 15,5 6,4 10.9—16,4 1,8 7.3 | 1,8 6,4— —13,6 7,3 0,9 6.4 5.5 4.6 4.6 1.4 0.9 2.7 6.4 7.3—1.8 27.3—0.7 3,6 2.7 5,5 4,6 0.9 1,8—1—8,2 5,5— ——13,6 9,19.1 2.3 31,8вI27,3 1.8—2.75,5 1.4 5.518.2I5 15,5 1.2 1.4 4.6 36—18,2 27,3 5,5 18,2 1.4 2.7 5,5 36 36,4 22,7 5,0—22.7 2,7 13,6 0,9 1.8 3.6 8 13,6 18.2 3,1>.•51рулевой механизм рулевой вал рулевое колесо рулевые тяги (комплект):' генератор стартер распределитель фара задний фонарь40,9 22.7 | 27.3Sаккумулятор ремень генератора свеча зажигания пучок проводов высоковольтные провода катушка зажигания крышка распределителя "бегунок" переключатели лампа фары замок зажигания) Iпередний заднийДлинное крыло (капот) 3*J10,9