18
19
ЖАРКИЕ ПЕСКИ КАРАКУМОВШестьдесят лет назад, 30 сентября 1933 года в 15 часов 45 минут, к о ­ лонна участников невиданного по темвременам испытательного автопробега финишировала при большом стечении людейв столичном парке культуры и отдыха. Отсюда они и стартовали 6 июля на 23 автомобилях, из которых 19 были отечественного производства. Все 23 машины вернулись вМоскву , все выдержали. Без преувеличений, тогда это было одним из главных событий. За ходом пробега по газетам и радио следили стар и млад. На освещение его центральные газеты отрядили своих ведущих репортеров , а кинохроника — л учшего оператора Романа Кармена. Д аимогло ли быть иначе: ведь впробеге испытывали первые серий ­ ные автомобили двух автогигантов, к оторыми так гордилась страна, — ГАЗа иАМО . Предстояло также сопоставить качества трех равных по конструкции трехосных моделейв тяжелейших дорожных условиях, дать сравнительную оценку самовытаскивателям, с ъемным гусеницам «Оверолл», ш ирокопрофильным шинам, различным воздушным фильтрам. Не впоследнюю очередь автопробег нес и агитационную нагрузку , пропаганд ируядостижения социалистической индустриализации, успехи политиче-1вшНЯВИВвнШН4i,Vi - j * i ;с кого строя, претендовавшего на роль самого прогрессивного. Рейд испытателей действительно стал событием вдовоенной летописи страны, завоевал право на место в нашей памяти. М аршрут пробега про ­ шел через 19 республик, краев и областей, пересек среднеазиатские пустыни, в том числе Каракумы , и пот ому за ним закрепилось названиеК аракумского . Из более чем 80 его участников до шестидесятилетнего юбилея этого события дожилинемно ­ гие — Г. Гордеев, Л . К осткин , В. Карп енко . С их помощьюредакциясо ­ брала документальные снимки , к ото ­ р ые передают дух пробега, оставившего заметный след в истории отечественного автомобилестроения.Автомобили участников перед стартом в Москве 6 июля 1933 года. В пробеге шли 4 грузовика АМО-3 (на переднем плане), 6 грузовиков ГАЗ-АА, 6 легковых машин ГАЗ-А, а также 2 экспериментальные трехоски ГАЗ-AAA, опытная трехоска ГАЗ-НАТИ-30, 3 трехосных грузовика «Форд-Тимкен» и один прошедший капитальный ремонт «Форд-АА» (для сравнения). Солончаки в Сарыкамышской впадине оказались практически непроходимыми для автомобилей: ведь под их твердой коркой — вязкий гипсовый раствор. Не помогали ни расстеленные под колесами веревочные лестницы, ни резиновые ленты, ни дополнительные 15 ч. с. (человеческих сил), ни самовытаскиватели. Пришлось пойти Б обхОД. Три автомобиля ГАЗ-А были оснащены опытными широкопрофильными шинами «сверхбаллон» размером 800X250 мм (на снимке) и В00Х200 мм, смонтированными на колесах специальной конструкции. Эти шины не зарывались в песок и оставляли на нем отпечаток глубиной всего 4 мм. Рядом с машиной (слева направо): инженеры И. Осипов, Д. Великанов (впоследствии член-корреспондент Академии наук СССР) и Г. Гордеев. Автомобили ГАЗ-А (№ 1 — водитель В. Воинов) на «сверхбаллонах» в сыпучих песках имели безусловное преимущество перед теми же машинами на серийных узких шинах (автомобиль № 5). В пробеге испытывались и покрышки из только что освоенного нашей химической промышленностью синтетического каучука. На пробках радиаторов — вымпелы Московского автомобильного клуба (МАК), под флагом которого шел пробег.Фото В. Кинеловского, М. Прехнера, Б. Богдана 18 ЗА РУЛЕМ 10/93• - . ' : ' - ,, БЫЛОЕЭкспериментальный ГАЗ-AAA колесной формулы 6X4 под управлением инженера цеха испытаний ГАЗа H. Ванюкова выезжает на берег Узбоя, старого русла Амударьи. Наравне с этой машиной испытывались трехоски «Форд-Тимкен» и ГАЗ-НАТИ-30.Под Воронежем автомобили с трудом справ. лялись с липкой черноземной грязью. Двускатные задние колеса превращались в скользкие барабаны,Александр Максимович Мирецкий, командор пробега. По окончании 86-дневной эпопеи он рапортовал руководителям страны: «Советский стандартный автомобиль блестяще сдал технический экзамен на зрелость, выносливость, прочность, доказал, что он может работать в любых условиях любого района нашей необъятной страны». Мирецкий, как и председатель технической комиссии пробега Давид Наумович Эхт, и лучший водитель пробега (шел на ГАЗ-АА| Владимир Павлович Беневоленский, были награждены орденами. Хлипкие мосты провинциальных дорог, такие, как атот через Клязьму под Гороховцом, еле выдерживали 5 тонн — вес АМО-3 с полной нагрузкой. Только 432 километра из 9S00, составлявших маршрут, приходилось на дороги с твердым покрытием. Этот путь участники покрыли за 86 дней. Напоминаем: АМО-3, выпускавшийся в 1931 —1933 гг., после модернизации в 1933 году дал начало трехтонке ЗИС-5.ЗА РУЛЕМ 10/9319