пвюппидииЙТИС ПОПАЛ И ДЕСЯТКУэ тогоположениявприменении западных норм . Пострадал человек по твоей вине — плати ему или егосемье . Д исциплини ­ рует водителя и обязательная страховка: е здишь без нарушений и ДТП — и она значительно меньше . Все это вЛитве — д елоближайшегобудущего , п отому что уже утверждены Сеймом изменения вКодексеоб административных нарушениях. На очереди — изменения системы учета нарушений . Планируется установка в подразделениях дорожнойпо ­ лиции на первых порах не менее 50 компьютеров , в памяти которых будут все нарушения всех водителей со штрафными баллами за каждое из них. Если Первое, что бросается в глаза каждому, кто приезжает в Литву, ставшую близким зарубежьем , — новые щеголеватые мундиры западного образца на плечах стражей порядка. Но нашего корреспондента, посетившего два крупнейших города республики — Вильнюс и Каунас, интересовала не столько форма одежды дорожной полиции, сколько ее деятельность. Как она изменилась и изменилось ли отношение к ней жителей в нынешней Литве! О том, что узнал корреспондент, встречаясь с руководителями дорожной полиции, ее рядовыми работниками, с водител ями , — в публикуемых здесь заметках. Когда начался переход от милицей ­ ских структуркполицейским , к огда на дорогах впервые появились парни вновойформе , водители сготовностьюподчи ­ нялись указаниям полицейских, чистосерд ечноисулыбкой признавались в нарушениях. Но такое комфортноеобщениепро ­ должалось недолго. П одобно тому, как это произошлов России, м ногие восприняли демократию как анархию ивседозволен ­ ность, в том числе и на дорогах . И это потребовало срочных контрмер . Полиция стала более требовательной, добилась ужесточения законодательства. Ну, а же ­ сткое следование букве закона — к ому это понравится? Водителям Литвы все чаще теперь приходится осознавать, что временаком ­ промиссов, к огдаможно было отгово ­ риться, разжалобить сотрудника , канули в Лету. Но тут хотелось бы отметить, что руководстводорожной полиции Литвы не очень-то верит видею завоевания любвик себе со стороны участников движения — правоохранительные органы во всем миреособойлюбовьюграж ­ дан не пользуются... И все же , если не любовь, то уважение идоверие большинства автомобилистов литовские поли ­ цейские стараются заслужить: И втом , что это получается, о пределенную роль играет возможность посещения многимижителямиЛитвы западных стран. С ложив ­ шееся впрежниегодыпо рассказам «бывалых водителей» м нениеотом , что Таких «фордов-скорпио», на одном из которых полицейский Юрий Аугулевич патрулирует шоссе Вильнюс — Укмерге, в литовской полиции уже четыре. Несмотря на недостаток средств, дорожная полиция делает ставку на современную технику. Россиянину непривычна не только раскраска полицейских машин (на нижнем снимке — «восьмерка» на улицах Каунаса), но также форма и должностная «иерархия» литовской полиции — полицейские, инспектора и комиссары. Погон нет — на обеих рукавах шевроны и нашивки с ромбиками. Наиболее часто на улицах встретишь простого полицейского с шевронами. Руководящее звено полиции, начиная с комиссара - инспектора, имеет вишневые нашивки с двумя ромбами.т амполицейские во всех отношениях лучше местных, стало явно меняться при более близком знакомстве с реальными фактами. Что толку от немецкойвежли ­ вости, если за мелкое нарушение, на ко ­ т ороедомаи внимания-то не обратят, т амошний полицейский запросто взыщет с тебя большой штраф, а за дырявый глушитель или капающее из картера масло так жезапросто лишит права эксплуатировать твой автомобиль. Кстати, в дорожной полиции считают, что нынешняя система наказания виновника ДТП , п ока не претерпевшая вЛит ­ ве значительных измененийпосравнениюс существовавшей в СССР, м алоэффектив ­ на, не заставляет думать о неотвратимости наказания, о собенно тех, к то ездит умыш ­ ленно плохо . В полиции видят выход изс умма их достигнет определенногопреде ­ ла, водитель должен будет пройтипере ­ п одготовкуспереэкзаменовкой . То жепредусмотрено , пусть это не покажется странным, и при достиженииопределен ­ н ого стажа вождения — ведь Правила за ­ бываются сгодами . Д ля тех, к то нарушает Правила (кстати, п ока действуют еще старые союзные , а новые, к оторыешироко обсуждались в стране, о жидаютсявконце года), п ре ­ д усмотрены чувствительные штрафы, м и ­ нимальный из которыхбыл4 лита, а макси ­ м альный — 403 лита или лишение «прав» на 3 года (в середине августа в Вильнюсе за 1000 рублейможно было купить 2—3,3 лита; официальный курс : 1000 рублей = 3 лита). . На фоне достаточ-АВТОЗАРУБЕЖЬЕ34ЗА РУЛЕМ 10/93