ДЛЯ ВАС п ВАШЕЙ МАШИНЫКОММУТАТОРЫ ИЗ ТИРАСПОЛЯЕще не забыто время , когда название этого прибора заставляло вздрагивать владельцев ВАЗ-2108, -2109 первых лет выпуска. Кто мог тогда гарантировать, что он прорабо ­ тает исправно 5000 или хотя бы 1000 километров? П отом появились коммутаторы 3620.3734 иной кон ­ с трукции , более надежные. Два-три года назад их делали еще мало, а потребность была велика. Тогда инициативу в выпуске дефицитной продукции подхватили специализированные на электроникепред ­ приятия, конверсионные заводы и кооперативы. В ассортименте предлагаемых приборов заметно выделялись по своим техническим и эксплуатационным показателям коммута ­ т оры , выпущенные на базе тираспольс кого завода «Изолит» (ЗР, 1989, № 8; 1990, № 11). Они были сделаны на основе цифровых микросхем очень про ­ грессивной тогда конструкциии назывались «цифровые коммутаторы зажигания». Редакция провела долго ­ в ременные испытания одного из таких приборов и дала ему высокую потребительскую оценку: за два года эксплуатации коммутатор не давал сбоев ни водном из режимов работы мотора . Времена меняются : к онверсион ­ ные предприятия вновь занялись выгодным бизнесом — производством оружия , кооперативы — торговлей. А в Тирасполе выделилось специализированное научно-производственное предприятие — «Бонд-Электрон ик » , п родолжающее поиск, разраб откуи производство на своем уни ­ кальном оборудовании надежных коммутаторови электронных систем зажигания для всех отечественных легковых автомобилей. Новые типы коммутаторов созданы на базе последнего поколения специализированных микросхем имощных транзисторов, по новой гибридно-пленочной технологии. Их выс окие технические качества провере ­ ны ведущимв этой отрасли НПО «Автоэлектроника», ВАЗом и МеМЗом. Электронные изделия из Тирасполя решают теперь и такие задачи: как «приспособить» м отор под низко ­ октановый бензин А-76 или залитый на трассе суррогат, мало похожий на АИ-92, б ез снижения степени сжатия или вращения «трамблера» для установки позднего зажигания. Благодаря встроенным вприборыэлектрон ­ ным октан - к орректорамможно на ходу установить бездетонационный режим работы двигателя. В арсенале фирмы «Бонд-Элек6 За рулем № 10 троник» у же сегодня есть цифровой коммутатор зажигания ЦКЗ - 1 М (фото 1) для автомобилей ВАЗ-2108, -2109, «Таврия» и других , использующих датчик Холла в распределителе зажигания. К роме перечисленных до ­ стоинств, надежности и хороших технических характеристик, о тметим его компактность — он в два раза меньше штатного. Вероятно, эти коммута ­ т орыскоро будет использовать ВАЗ для своей программы . М одификация этого коммутато ­ ра — Ц КЗ - 1 М - О К (фото 2, 3) со встроенным октан - к орректором . Его установка в машине займет всего лишь несколько минут. А вот совсем новое: ц ифровой двухканальный коммутатор зажигания ЦКЗ-2К — для малознакомых пока автолюбителям машин смикро ­ п роцессорной системой зажигания (часть выпуска ВАЗ-21083, -21093 и -21099). Тираспольцы позаботились о «здоровье» м оторови выпускают ЦКЗ-2К-ОК — т оже двухканальный, по скорректором . Производители автомобильной электроники не оставили без внимания и владельцев «жигулей», «москвичей», «волг», «запорожцев» — тех, на чьих машинах обычное, классическое зажигание смеханическим прерывателем. Для них делают электронную систему зажигания ЭСЗ-2М-ОК (фото 4) — т оже , как ясно из индекса, с октан - к орректо ­ р ом . Преимущества ее втом , что она работает стабильно, б ез изменений параметров, в течение очень длительн ого периода. Для установки этой системы не требуется вносить какиелибо изменения в схему электрообо ­ рудования, как это часто приходится делать при монтажедругих . К томуже если использовать катушку зажи ­ гания 27.3705 от «восьмерки», то ЭСЗ-2М-ОК обеспечивает на электро ­ дах свечи такое же высокое разряд ­ ное напряжение, как в бесконтактных системах. А это означает, в свою очередь, х ороший пуск моторази ­ м ой , стабильную работу двигателя на обедненных смесях и, к онечно , пусть небольшую, но экономию топлива. Эти приборы были опробованы на редакционных автомобилях. Впечатление от эксплуатации подтверждают хорошее качество и высокий технический уровень приборов из Тирасполя. В последнее время «Бонд-Электроник» решил немного расширить свое электронно - к оммутаторное направление. Он создал образцы элект ронного зажигания для иномароки отечественных машин с индуктивн ымдатчикомв распределителе, охватив тем самым весь спектр современных систем зажигания. «БондЭлектроник» изготовил малогабаритное противоугонное средство ЦПУ-2, которое аттестовано НИИспецтехники МВД РФ. В устройстве использована специализированная микросхема, благодаря которой сигнализация надежно срабатывает от всех механических датчиков, установленных в дверях, на стеклах, под капотом , б агажником . К ЦПУ-2 можно подключить датчик колебаний, радиоканал. Включается охрана кодо ­ вым ключом . Все устройства из Тирасполя защ ищены патентами, и меют сертификаты качества. Чтобы оградить себя от подделок, производители выпускают изделия с зарегистрированным товарным знаком , к оторыйхоро ­ шо виден на снимках. Тем, кто заинтересовался продук ­ цией из Тирасполя, с ообщаемкоорди ­ наты НПП «Бонд-Электроник»: 278000, Молдова, г. Тирасполь, ул. Шутова, 7. Тел. 3-19-97; факс 3-52-46; телетайп 315215 «Алмаз».ЗА РУЛЕМ 10 93 21