КЛГБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИИРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д . ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙповерхность: тогда не возникнуттокопроводящиемостикимежду ее выводам и ; во-вторых, хранить батарею при минусовых температурах : электролит становится более вязким , и нежелательные хи ­ м ические реакции в нем замедляются . На саморазрядтакже влияет чистота электролита и состояние пластин: ч ем они моложе , то есть «здоровее», тем лучше. Представление осаморазряде батарей разного возраста при различных температурах дает приводимый на рис. 1 график. Из него видно, что старые, проработавшие 4 — 5 лет батареи (3) р азряжаютсявнесколько раз быстрее новых (1). Поэтому, если храните их при температурах ниже нуля, чаще проверяйте плотность электро ­ лита, чтобы не пропустить момент , к огда она снизится настолько, что жидкостьпро ­ сто замерзнетиразрушиткорпуси пластины. Кстати, с аморазряд необслуживаемых батарей ( н ового типа) идет в три раза (!) м едленнее , ч емуобычных , «черных». П ри установке приемнойтрубы глушителя бывает трудно надеть ее фланец на шпильки и закрепить, не повредив резьбу на латунной гайке, п оскольку она мелкая имягкая . Не лучше ли крепить трубу болтам и со стороны фланца, вворачивая коллектор? Предлагаемый способ крепления (рис. 2, справа) был бы хорош и, к о ­ нечно, принят заводами (серийное креп ­ ление — на рис. 2, слева), если бы не одно «но». Резьба этих болтов не должна срастаться срезьбойвчугунномколлек их вПРОШУ ОБЪЯСНИТЬЧитая ваши письма, мы пришли к выводу, что многие вопросы, которые вы задаете, требуют более обстоятельных ответов, чем те, которые публикуются в «Справочной службе». В предлагаемом материале мы пытаемся дать развернутые пояснения к нескольким письмам, касающимся конструкции и эксплуатации автомобилей. Автор — инженер Б. СИНЕЛЬНИКОВ. Как определить износ подшипников пеновки колес. Это, во-первых, снизит износ шин, во-вторых, улучшит устойчивость и управляемость автомобиля. Что касается срокаслужбы подш ипников , то он зависит главным обра ­ з ом от качества их изготовления. А оно, м ягкоговоря , нестабильно. То материал иразмеры шариков иколец не те, то смазкив них заложили мало (к сожа ­ л ению , ни проверить, ни ввести ее впод ­ шипник невозможно , п осколькушарикизакрыты шайбами). И менно поэтому в одних автомоби ­ лях подшипники служат 20—25, в дру ­ гих 50 — 6 0 тысяч километров (это, пож алуй , средняя величина), а внекото ­ рых — более 100 тысяч; к ому как повезет. Хочу рею поставить аккумуляторную батак на зимнее хранение, подключив/ / /А1/гредних ведущих колес без разборки ступиц, д олго ли они служат? Износ этих подшипников дает о себе знать сначала звуком , а затем все более заметнымлюфтом . Д еловтом , что они содержат два ряда шариков , к оторые изнашиваются неодновременно : если один ряд начинает «петь», то другой молча держитколесо . По мереизно ­ са первоначальный звук высокого тона становится нижеи возникает уже при меньшей скорости . Ш ум ступичных под ­ шипников особенно хорошо прослушивается при поворотах, к огдаодноко ­ лесо нагружается больше, а другое , наоборот, разгружается. Поэтому в левом повороте сильнее шумит правый подшип ­ ник, в правом — левый. К огдаже они износятся настолько, что появляется люфт, о щутимый при покачивании руками вывеш енного колеса (вверх — вниз, к себе — от себя), п одшипники надо заменять, чтобы восстановить требуемые углы уста42 ЗА РУЛЕМ 10/93ней подзарядное устройство, ч тобыком пенсировать саморазряд . Какие параметр ы следует выдерживать?30 - 20 - Ю 0^Z—*_ ^ - ~Ю 20 t.СП режде всего отметим , что пользо ­ ваться подзаряднымустройством есть смысл, к огданеобходимоподдерживать ее постоянно в наилучшем рабочемсо ­ стоянии: с кажем , з имой , к огда затруднен пуск двигателя. Если же батарея поставлена на длительное хранение, то ее требуется подзаряжать, лишь когда плотность элект3 ролита снизится на 0,04 г / с м относительно нормальной первоначальной, то есть станет ниже 1,24. К рометого , постоянный подзаряд батареи ускоряет коррозиюрешетокв положительных пластинах, поэтому приме ­ нять его без остройнужды не стоит. А чтобы батарея меньше разряжалась, надо, во-первых, с одержатьв чистоте ееРис. 1. Зависимость саморазряда батареи от температуры окружающего воздуха.Рис. 2. Крепление приемной трубы: слева — штатное; справа — предлагаемое; 1 — выпускной коллектор; 2 — шпилька; 3прокладка; 4 — фланец приемной трубы; 5 — гайка; 6 — болт.