УСОВЕРШЕНСТВУЕМ СИДЕНЬЯРис. 1. Сиденье с составной спинкой (предложение Р. Белиловского).т олько завод, п оскольку доработать штатное невозможно . Ждать, что он модер ­ низирует сиденья на уже старых моделях, не приходится, поэтому подобная кон ­ с трукцияможет быть использована лишь в новых разработках. К другому направлению склонилась большая часть читателей. Здесь выделим несколько конструкторских решений, п озволяющих продвинуть сиденье дальше вперед. П ервое — установка под штатный механизмтакогоже или подобногосамо ­ д ельного . П римеромможет служить разработка (рис. 2) В. Михеевского из Северодвинска. А втолюбительЮ . Кондзюба из Днеп ­ р опетровскапридумал три варианта кон ­ струкции. П риведемодин из них (рис. 3). К передним концам штатных направляющих пристыкован удлинитель 1, на ко ­ т орыйнаезжают штатные салазки, к огдаперемещаются вперед. При рабочемпо ­ л ожении сидений удлинители, з акреплен ­ ные шарнирно , поворачиваются всторо ­ ну и не мешаютногам . Реализация этого варианта потребует сделать несколько новых деталей, а также изменить форму рычагэ 5и заменить штатный ограничи ­ тель хода салазок. Это же направление представляют конструкции , в которых дополнительные детали — пластины, п рикрепляемыек сиденьям и штатным салазкам , — с оедине ­ ны междусобойдвумясерьгами , о бразуя параллелограммный механизм (рис. 4). Здесь требуются дополнительные стопор ­ ные детали, чтобы надежно фиксировать сиденья врабочемположении . А втор данн ого варианта Д . Стрелков из Ярославля рекомендуетзастежки типа патефонных. Разновидность этой конструкциипредло ­ ж ил А. Филиппов из Владимира. К полу автомобиля он приворачивает П-образные в сечении планки 3 (рис. 5), а к штатным направляющим сиденья — к ронштейны 1. Серьги 2, с оединяющиекронштейныи планки, п озволяют перекидывать си ­ денье впереди назад на расстояние, почти вдвое превышающее длину серег. Ф иксациюэтого устройства автор, к сожа ­ л ению , счел излишней, забыв отом , что при столкновении автомобиля с препятствием сиденье, двигаясь по инерции, сорвется вперед, что, к онечноже , недопустимо. Г ромоздкость подобных конструкций , с нижениежесткостии прочности крепле ­ ния сиденья, трудность приобретенияго ­ товых салазок или самостоятельного из ­ готовления подобных деталей закрывают дорогук их широкомуприменению .Рис. 3. Салазки с удлинителем (предложение Ю. Кондзюбы): 1 — удлинитель; 2 — направляющая; 3 — упор, поворачивающий удлинитель; 4 — салазки; 5 — рычаг-фиксатор; 6 — ухо для крепления удлинителя; 7 — ось; 8 — пружина; 9 — ограничитель.Рис. 4. Параллелограммный механизм и стопор (предложение Д. Стрелкова).Обзор конструкций, разработанных для АЗЛК-2141, ВАЗ-2104 (наше задание см. ЗР, 1993, № 3). Н апомним : ставилась задача переде ­ лать сиденья такимобразом , чтобы при устройстве спального места спинки передних оказались вровень сподушкойзаднего (а не ложились на нее, образуя большую ступеньку). Самодеятельные конструкторы пошли двумя основными путями: они изменяют спинку переднего сиденья или переделываютмеханизм его перемещения. Вариант, типичный для первого направления, п редложен Р. Белиловским, студ ентом из украинскойМакеевки . С пинку сиденья он делает из двух частей ( ф ото 1). Н ижняя , более короткая , чем штатная, укладывается вупоркзаднему , а верхнюю, служащую одновременно подголовн иком , на это времяснимают . Понятно, что такое сиденье может изготовитьРис. 5. Перекидывающее устройство (предложение А. Филиппова): 1 — кронштейн; 2 — серьга; 3 — планка. Н екоторые автолюбители считают, что проще всего выровнять разложенныеси ­ денья, укладывая вобразующиеся «ямы» м ежду спинками надувные подушки , нич еговмашине не переделывая. Такое ложе получается не вполне горизонталь ­ н ым , но более или менееровным . Наш совет тем , к то привык сидеть за рулем , сдвинув сиденье вперед (то есть не используя часть его хода назад): п ере ­ ставьте механизм передвижения впер ед — тогда сиденье при раскладке тоже будет сдвигаться вперед еще дальше и спинка сможет опуститься до уровня заднего сиденья. Д ля этого варианта потре ­ буется переходная планка, к оторую надо привернуть к полу, а к ней — направляющ ую салазок. Итак, к аждый , к то хочет удобно спать в машине, м ожетв зависимости от своих возможностейи требований выбрать под ­ х одящий вариант, поблагодарив его автора. А мыблагодарим всех читателей, приславших решениявторого задания. Инженер Б. СИНЕЛЬНИКОВЗА РУЛЕМ 10 93 49Рис. 2. Рама, устанавливаемая под штатный механизм перемещения сидений (разработка В. Михеевского): 1 — опорная планка; 2 — накладка; 3 — ппанка-стопор; 4 — верхняя рама; 5 — направляющий стержень; 6 — ручка-фиксатор.