84
86
¥ТЕХНИКА'ОДЗ 211§фвТ0|й|тИК«Сг|Ьй ТРАНСМИССИЕЙ^*tilг/>ч:\.Р К ^ 'Л-ял*.**-' &иПЕРЕДАЧА НА ЗАВТРАНадежность опасений не вызывает. Ведь вариатор рассчитан на передачу крутящего момента до 145 Н-м, поэтому без проблем переваривает 130 Н-м самого мощного шестнадцатиклапанного мотора ВАЗ. Кроме того, агрегат давно прошел боевое крещение - точно такой же ставят на «МиниКупер». Когда начнутся продажи, точно сказать не беремся, но дилеры уже прогнозируют неплохой спрос на такую модификацию. Насколько они правы - покажет будущее, надеемся, недалекое.ЕВГЕНИИ БОРИСЕНКОВВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕССНесомненно, «десятка» самый популярный отечественный автомобиль. Потребителю есть из чего выбрать: три типа кузова, два варианта двигателей и бесчисленные сочетания комплектации, отделки и окраски. Для полного счастья не хватает разве что автоматической коробки передач. Впрочем, и здесь уже появились интересные предложения - ликвидировать пробел берется и сам заводизготовитель, и специалисты «со стороны».ИЗ ПЕРВЫХ РУКЗаводской вариант «десятки» с автоматической трансмиссией - на стадии доводки. Собственный агрегат ВАЗразрабатывать не стал, бесступенчатый вариатор позаимствован у немецкой ZF. Принцип его работы довольно прост: обычная клиноременная передача, только здесь оба шкива разъемные. Их половинки сходятся или расходятся, изменяя глубину ручья. Приводной ремень, соответственно, работает на разных диаметрах. Варьируя их, можно плавно менять передаточное отношение. Установка чужеродного органа особых трудностей не вызвала. Между картером сцепления и двигателем сделали специальную проставку и перенесли третью опору силового агрегата, расположенную на корпусе механической коробки. И, конечно,рычаг переключения передач заменили селектором. По сравнению с «автоматом» здесь выбор режимов движения небогат - Р (парковка, включен трансмиссионный тормоз), D (движение вперед), N (нейтраль), R (задний ход) и L (режим торможения двигателем). Эффективностью последнего могут похвастаться немногие «автоматы». В этом режиме вариатор включает «пониженную» передачу (то есть находится в положении максимального передаточного отношения) и продолжает держать ее при сбросе газа. Чтобы избежать блокировки колес, переключение сделано плавным, с ощутимой задержкой.Иной вариант «автомата» для ВАЗ-2110 предложила частная фирма «Айя» - более привычную «планетарку». В качестве донора взяли «ТойотуКоролла». Помимо легендарной надежности, ее «автомат» идеально подошел вазовскому шестнадцатиклапаннику по характеристике. Однако новый агрегат оказался все же слишком дорог. Перебрав варианты, остановились на «бэушных» с пробегом до 50 тыс. км - благо оставшегося ресурса хватит с лихвой. В Японии отыскали партнера - поставщика подержанных запчастей. Но главная закавыка, как вы догадались, не в технике, а в бумагах... Как известно, Правила не разрешают вносить изменения в конструкцию серти-Вариатор успешно конкурирует с традиционными «автоматами». Появился он и на ВАЗе. 84IПедаль сцепления в «автоматизированной» машине бутафорская.«Автомат» от «Короллы» пристыкован через пластины.За рулем 5/2004 ТЕХНИКАВАЗ-2110 С АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙСелекторы вариатораи «автомата» похожи.ГОба агрегата - и вариатори АКП - встали как родные.фицированного транспортного средства. Вариаторной «десятке» ВАЗа санкции не грозят. Перед началом серийного выпуска модификацию должным образом испытают, присвоят индекс, оформят сертификат. С «Ладой», которую модернизировала небольшая фирма, все не так просто: мероприятия по легализации не потянуть. А «незаконнорожденный» автомобиль никто не купит - на учет его не поставишь, техосмотр не пройдешь. В поисках выхода обратились в НАМИ. Ознакомившись с чертежами и «живыми» автомобилями, там согласились выдать сертификат годности, но лишь... индивидуальному владельцу! Теперь каждый покупатель отправляется на улицу Автомоторную, где (за счет продавца) «выправляет доку86 За рулем 5/2004мент». Хлопотно, но абсолютно законно! Не ущемлены и другие права - фирмапродавец сохраняет заводскую гарантию, в том числе на «автомат».НЕ КАСАЯСЬ ЭЛЕКТРОНИКИАгрегат от «Короллы» «безмозглый», с гидравлическим управлением. Это сильно упростило задачу не пришлось вмешиваться в электронику автомобиля. Вся обратная связь - тросик селектора да реле блокировки стартера. Картеры состыковали через пару переходных пластин: одну прикрутили к двигателю, другую - к «автомату». Кроме этого, понадобилось перенести опору коробки на левом лонжероне и заново нарезать шлицы на внутренних ШРУСах. Рычаг селектора закрепили на штатнойопоре кузова, сохранив даже родную тягу. Если будущий владелец решит вдруг вернуться к механике, переделка обойдется в полторы тысячи рублей! Столько стоит отсутствующий кронштейн и пара «гранат» (если все делать самому и, конечно, при наличии обычной коробки). Впрочем, это вряд ли кому придет в голову. Ведь автоматизированная «десятка» хоть чуть-чуть, но уже «Тойота». Автомобиль легко трогается на холостых и уверенно набирает скорость. В пробках нет необходимости «шевелить кочергой». Преимущество по душе самым завзятым гонщикам даже знаменитый кольцевик Михаил Ухов в городских поездках предпочел «автомат». Проходимость ВАЗа, в том числе геометрическая, не пострадала.Однако за комфорт приходится платить. В нашем случае - повышенным (в городе) на 3-5% расходом топлива и проблемой с буксировкой. Тащить «десятку» с «автоматом» можно, соблюдая правило 50x50: не превышая скорость 50 км/ч и на расстояние до 50 км. Иначе придется демонтировать приводы, вставив в ступицы корпуса от старых «гранат». Или нанять эвакуатор. И разумеется, стоит автомобиль дороже. Отпускная цена выросла на 1200 долларов. Объем выпуска «Айя» относительно невелик - машины продают только в столице. Заводские образцы с вариатором пока проходят испытания. Но лед тронулся. Очевидно, в скором будущем заказать «десятку» с «автоматом» будет столь же легко, как ис электрическими стеклоподъемниками.