36
37
38
39
40
42
ВАДИМ КРЮЧКОВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ. АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВ, КОНСТАНТИН Я36За рупем 5/2004 КРЭШ-ТЕСТ: ВАЗ-21102 С ПРИЦЕПОМОТ «АВОСЬ» ДО «ОЙ» Мы всегда говорим «ой», когда уже стряслось: утонуло, загорелось, рухнуло или попало в аварию. Создается впечатление, что до трагедии о последствиях тех или иных действий никто не думает, полагаясь исключительно на знаменитое русское авось. Не согласны? Ну, а чем еще объяснить суету вон того деятеля в левом ряду, что пришпоривает свою легковушку с перегруженным прицепом? И ведь он не одинок. В дачный сезон и пору отпусков по дорогам мчатся вереницы легковых автопоездов. Судя по тому, сколько навьючено на несчастную технику и как безоглядно управляющие ею люди нарушают Правила, за рулем этих машин сплошные камикадзе. Но нет, каждый уверен в благополучном исходе поездки и не тяготится мыслями о том, что по мере прибавки килограммов или километров в час такой автопоезд становится все опаснее для экипажа и окружающих. Как, впрочем, не затрудняет себя рассуждениями об ухудшении пассивной безопасности машины. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей уникальный эксперимент крэш-тест автопоезда. Давайте нарушим традицию - пусть «ой» на сей раз прозвучит предупреждением. ЗАКОННЫЙ КАВАРДАК Задачу сформулировали предельно четко - сымитировать аварию автопоезда, спешащего в отпуск. В его состав решили включить достаточно динамичный тягач, вместительный прицеп и закрытый багажник на крышу типа «финбокс». Поскольку подобные испытания проводились впервые, мы углубились в изучение документов, чтобы сформировать автопоезд «по науке». Не тут-то было - собрать нужные нам составляющие в единое целое оказалось непросто. Суть проблемы в том, что автомобиль,За рулем 5/2004 ТЕХНИКАКРЭШ-ТЕСТ: ВАЗ-21102 С ПРИЦЕПОМприцеп, тягово-сцепное устройство, багажник и элементы его крепления существуют как бы независимо друг от друга. А вместе, то есть в составе автопоезда, их не проверяют. Нет методик, нет и порядка. Перечисление всех нестыковок, наверное, займет целый журнал, поэтому отметим главное. Инструкции по эксплуатации, технические условия, стандарты, сертификационные требования на каждом шагу противоречат друг друАвтопоезд выкатывают на исходную позицию, через сорок минут легу. Разобраться в частоколе цифр и бедка доставит его в бетонный куб. рекомендаций теоретически, конечно, можно, но потребитель нащенному в 2000 году. «Десятка» верняка этого делать не будет. Он- отвечала основным критериям: то и окажется крайним, поскольку скоростная и динамичная, вполне вынужден действовать на свой пригодна для путешествий. Следустрах и риск. Ну скажите, стоит ли ющая особенность - владелец этоворошить тонны бумаги, чтобы узго автомобиля, как правило, обланать - абсолютно законным может дает достаточными доходами, чтооказаться тот прицеп, полезная бы приобрести и прицеп, и «финнагрузка которого... заметно бокс». Ну а самое главное - из отеменьше собственного веса. Очечественных серийных машин «девидно, что такая покупка не имеет сятка» - лучший кандидат для насмысла: 150-180 кг можно размесшего эксперимента хотя бы пототить в машине. му, что в ходе сертификации усПоэтому мы воспользовались пешно проходит фронтальный правом первопроходцев и собрали удар о препятствие с 40%-ным автопоезд, как и большинство насмещением по Правилу ЕЭК ООН ших автомобилистов, руководст№ 94 и даже набирает баллы вуясь в основном жизненными рев крэш-тестах по методике EuroNCAP. Заведомо безопасному авалиями. С тягачом определились быстро томобилю и поручили демонстри- эту роль доверили седану ВАЗ- ровать, насколько хуже он станет 21102 с пробегом 48 тыс. км, выпу- держать удар в составе автопоезда.0,09 с Началась деформациякрышии дверных проемов . М анекены ударились головамио руль ипереднюю панель. « Ф инбокс » вотвот оторвется . П рицеппродолжаетдавить «десятку», о дновременносминая собственное дышло .ЗоглтемVf\/f0,19 с. У автомобилясложилсяпол , его задн юю часть подбросило . М анекены начали движение назад. « Ф инбокс » летит, с ловно снаряд. Д ышлоприцепа сорвалось скрепежаисвернулоглушитель , а егоборт ударился озаднийбампер «десятки». Автопоезд «зажали в угол». 38 За рулем 5/2004 КРЭШ-ТЕСТ: ВАЗ-21102 С ПРИЦЕПОМНа «десятку» смонтировали тягово-сцепное устройство производства ООО «Автострой» из подмосковной Коломны. Изделие весит 15 кг, допускает вертикальную нагрузку на шар 50 кгс, полная масса прицепа не более 750 кг и скорость автопоезда не выше 80 км/ч. Прицеп подбирали, ориентируясь на грузоподъемность и размерность колес. Кому охота брать в дальнюю дорогу дополнительную запаску, если есть возможность обойтись одной - и для автомобиля, и для прицепа. Выбор пал на модель БелАЗ-81201. Колеса с покрышками 175/70R13, накатным тормозом не оборудован,масса прицепа 220 кг, полезная нагрузка не более 500 кг, максимальная скорость 70 км/ч. Загружая прицеп балластом, исходили из следующих соображений. Для «десятки» допустимая полная масса прицепа без тормозов составляет 400 кг, с тормозами 800 кг. Различия скажутся на длине тормозного пути автопоезда. Но в процессе соударения наличие или отсутствие тормозов на прицепе (как, впрочем, и на автомобиле-буксировщике) не играет практически никакой роли - ведь в крэш-тестах бьют свободно катящиеся машины с «отпущенными» тормозами. Поэтому моделировали ситуацию с наиболее тяжелым прице-0,25 с Корму автомобиля подняло еще выше и развернуло. Манекены ударились о подголовники. «Финбокс» парит в воздухе. Дышло прицепа бьет по подвеске. Заднее колесо «десятки» прокатывается по переднему борту начавшего вращение прицепа.40,32 с Исковерканную машину продолжает доворачивать. Манекены снова качнулись вперед Полет багажника прервал бетонный куб. Прицеп, вращаясь, скользит в сторону деформируемого препятствия.Пол в зоне ног водителя изуродован,система выпуска сломана.Ни тягово-сцепное устройство, ни страховочный тросик не способны выдержать натиск прицепа.Это все, что осталось от дышла и переднего борта прицепа.пом, не превысив при этом его допустимую полную массу 720 кг. Нагрузка на фаркоп также в пределах допуска. Впрочем, будем откровенны - многие ли точно выверяют массу груза? Да в таких прицепах кирпичи возят вровень с бортами! По большому счету, наш автопоезд не так уж сильно отличается от тех, что колесят по дорогам. «Финбокс». Свежее руководство по эксплуатации автомобилей «десятого» семейства допускает неоднозначное толкование. Масса груза с багажником, установленных на релингах универсала ВАЗ-2111, не должна превышать 50 кг. О седанах - ни слова: запрещено или разрешено? Если да, то сколько - неизвестно. Как действовать? Снова поступили, словно обычные водители. Купили челябинский бокс «Шарк» собственной массой 12 кг, точно по инструкции к нему добавили 50 кг балласта и водрузили все это на крышу ВАЗ-21102 с помощью крепежного комплекта «Атлант» из Санкт-Петербурга.л--•-----0,64 с. ВАЗ-21102 замер, придавив остатки дышла. Из расколотого «Финбокса» сыплется песок, служивший балластом. Прицеп же «добил» деформируемое препятствие.За рулем 5/200439 КРЭШ-ТЕСТ: ВАЗ-21102 С ПРИЦЕПОМБЕЛАЗОМ ПО «ДЕСЯТКЕ» Как проводили крэш-тест? Попробуйте угадать, опираясь на цифры. Правила дорожного движения ограничивают скорость автопоезда 70 км/ч на шоссе и 90 км/ч на автомагистралях. Инструкция к тягово-сцепному устройству допускает 80 км/ч, к прицепу 70 км/ч. В реальной жизни многие водители переваливают за сотню. И все же, взяв за ориентир Правила, мы решились на фронтальный удар с 40%-ным смещением по методике EuroNCAP со скоростью 64 км/ч. Вопервых, это значение ближе всего к разрешенным 70 км/ч. Во-вторых, размещенные в салоне ВАЗ-21102 манекены «Гибрид III» и линейные измерения предоставят данные для сравнения «десятки» без прицепа и багажника на Разбитый в хлам передок, деформированный дверной проем. Да, 64 км/ч плюс прикрыше уже тестировали по данной мецеп - страшная сила! тодике. Разбиение увидеть невозможно - дев бензобак, и потом ударяется о де94 g (g = 9,8 м/с 2 ), при допустимом оно длится меньше секунды. Звук разформирующее препятствие. А оно-то значении 80 g. гоняющей автопоезд лебедки, удар, имитирует вторую машину, участвуюВодитель. Показатель травмироваобломки железа, застывшие перед бещую в аварии, - значит, прицеп добивания верхней части левой голени - 1,7 тонным кубом, и традиционная пауза ет и ее пассажиров! единицы (положено не более 1,3). в полной тишине. Ни дать ни взять Теперь самое время обратиться к Сжатие правого бедра 9,9 кН при допуминута молчания. Потом начинается данным измерений и выводам специастимых 9,07 кН. Конечностям бедняги работа фотохудожников и специалилистов. О том, как деформировался авдосталось так сильно, что манекен стов, расшифровывающих данные. томобиль, можно судить по таблице. пришлось разбирать (!), извлекая из Да, прицеп и багажник на крыше - Подчеркнем - прямое сравнение в силу машины. страшная сила! Полет последнего остаряда причин будет не слишком корректКритерии травмирования - термин, новил лишь бетонный куб. Случись поным, допуск по EuroNCAP и результаты в общем-то, сухой и сугубо специальдобное на дороге, сорвавшийся с крыши разбиения «десятки» без прицепа даны ный. Врач бы в таком случае сказал: «финбокс» наломал бы дров. Настоядля ориентира. Главное - оценить поря«Полученные травмы несовместимы щий снаряд, причем чрезвычайно опасдок цифр и понять: перегруженный авс жизнью». Речь об экипаже автопоезный для окружающих. А прицеп? Постомобиль держит удар намного хуже. О да. Очевидно, что летающий «финбокс» мотрите на кинограмму и фотографии том, что произошло с водителем и паси крушащий все вокруг прицеп могут с последствиями крэш-теста. Огромный сажиром, расскажет рисунок. Наглядувеличить число жертв. вес догружает машину при ударе, линые обозначения цветом дополнят слешая ее возможности спасти жизнь водидующие данные. ВСПОМНИМ ДЕДУШКУ телю и пассажиру. Мало того, сорвавПассажир. Изгибающий момент КРЫЛОВА шись с тягово-сцепного устройства, шеи минус 75 Н-м при предельно допуДело, конечно, не в конкретной «десятБелАЗ бьет подскочивший автомобиль стимых минус 57 Н-м. Результируюке», «финбоксе» или прицепе из Белопо глушителю и подвеске, чудом не за- щее ускорение головы в течение 3 мс - руссии. Наш крэш-тест - свидетельствоПередняя панель разрушена в том числе и головой пассажира. 40 За рулем 5/2004Когда-то эти осколки пластика и рваный металл были водительской дверью. ТЕХНИКАКРЭШ-ТЕСТ: ВАЗ-21102 С ПРИЦЕПОМ ЛИНЕЙНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПОСЛЕ УДАРАПараметр (остаточное сиещенае), и м значенае по EuroNCAP Центра вала руля: внутрь салона вверх в сторону пассажира Центра педалей назад: сцепления тормоза акселератора Центра педалей вверх: сцепления тормоза акселератора Допуспь ВАЗ 21102 ВАЗ 2110, с прицепом а «фанбоксом», полная масса 2041кг полная масса 1201кг<100 <80 <100330* 35 13195 45 110«200 <200 <200320 355 170205 155 130<80 <80 <80-65 -55 -1455 -15 -65Основания передней стойки автомобиля назад: <200 слева 320 <200 справа -25 не ' Выделены параметры уложившиеся в допуск50 35Чтобы извлечь из машины манекен водителя, его пришлось разбирать! Часть правой ноги так и осталась зажатой между сиденьем и приборной панелью.ОЦЕНКА ТРАВМИРОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРАтого, насколько опасен любой автопоезд. Очевидно также, что одними лишь призывами не грузить сверх меры и соблюдать скоростной режим комплексную проблему не решить. Нужны согласованные действия всех заинтересованных сторон. Пока же ситуация такова, что впору обратиться к творчеству Крылова. Его басня «Квартет» особенно актуальна, поскольку безопасность на дорогах зависит от сыгранности «большой четверки», которой мы адресуем наши пожелания. СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ Как часто вы используете прицеп к легковому автомобилю?| 3% регулярно | по необходимости не используюПроизводителям дополнительного оборудования следует сделать шаг навстречу автозаводам - оснащать все без исключения прицепы полной массой от 300 кг и выше накатными тормозными системами, а также учитывать допустимую нагрузку на крышу конкретной модели, не смущая покупателей цифрами с потолка. Кстати, много ли сейчас в магазинах прицепов этой весовой категории, оборудованной накатным тормозом? Отсюда рекомендация автозаводам брать в расчет предложения на рынке прицепов. Также пора, наконец, называть вещи своими именами. Допускаем багажник на крышу конкретной модели - говорим да, не допускаем - нет. А еще хорошо бы не менять цифры от одного переиздания инструкции к другому. Помнится, у того же ВАЗа в 1995 году допустимая полная масса прицепа к «десятке» была 400 кг для необорудованного тормозами и 1000 кг для оборудованного. Сейчас фигурируют цифры 400 и 800 кг. Органам сертификации пора уже выработать четкие и понятные критерии допуска прицепов, багажников, тягово-сцепных устройств к эксплуатации, а также обязать автозаводы внятно позиционировать модели. Не может конкретная модификация тянуть прицеп - не надо. Если может - пусть буксирует действительно прицеп, а не жалкий коробок с мизерной грузоподъемностью. Кому, как не специалистам сертификации координировать усилияЦвет Зеленый Желтый Оранжевый КоричневыйDОценка хорошо удовлетворительно неудовлетворительно слабо плохоКрасныйпроизводителей, учитывая при этом интересы потребителей. Конечно же, инспекторов ГАИ весами для проверки массы автопоезда не снабдить. Но за скоростью они следить обязаны. А еще сотрудников ДПС необходимо вооружить знаниями о том, к какому автомобилю какой прицеп можно цеплять. Но это станет возможным лишь тогда, когда закончится законодательная неразбериха. А пока лебедь, рак и щука тянут в разные стороны и безопасность автопоездов в основном на совести водителей. Может быть те, кто увидел последствия крэш-теста, найдут теперь силы положить в прицеп чуть меньше и не топтать газ, чтобы их визиты на дачу или поездки в отпуск не стали последними.42За рулем 5/2004