144
145
РЫНОК И СЕРВИСность имущества завода. Все эти процедуры, предписанные законом, мы осуществили. Судьбу завода решало собрание кредиторов. - Какие же были варианты? - Из подобных ситуаций можно искать выход разными путями. Например: на завод приходит инвестор и расплачивается с кредиторами или кредитор и должник находят обоюдное решение, чтобы заключить мировое соглашение (прежнее руководство завода рассчитывало именно на это). Но приняли решение ввести внешнее управление, что и было сделано 28 января нынешнего года постановлением арбитражного суда. А это значит, что бывшая администрация «Москвича» отстранена, долги завода заморожены (на них не начисляются пени и штрафы), а руководство заводом возложено на внешнего управляющего. - Вот вы пришли на завод. « Шока не было? ОЛЬГА ГОРДЕЕВА - А как же! Представьте: екогда известный завод введено так называемое ны были определить полный ни света, ни тепла. Прости«Москвич» мог бы сейвнешнее управление. К тому список кредиторов, выясте, туалеты не работают. На час в год делать 100-120 времени производство уже нить, кому, сколько и за что заводе числится около 2000 тысяч автомобилей че- полтора года простаивало и должен «Москвич». Плюс к сотрудников, из которых 600 тырех-шгги моделей, если бы государство, как основной тому сделать финансовый ежедневно выходят на рабоего не повели по неверной его собственник, решило, анализ нынешнего положету. Вот только что они деладороге. Вместо этого у него наконец, разобраться в этом. ния предприятия, подготоют? Пришлось оставить 250 на балансе около 90 га загаМеня назначили временным вить и провести первое соб- охрану и бухгалтерию, она женной земли на юго-востоуправляющим. С помощью рание кредиторов. Ну и, копроводит инвентаризацию. ке столицы, неработающие руководства завода мы должнечно, обеспечить сохран- - Как же АЗЛК докатился до жизни такой? цеха без света, тепла и воды, - Мне представляется, ос250 охранников и около 30 новная причина - неграмотмлрд. рублей долга. Таков ный менеджмент. «Москвич» итог многолетних попыток постоянно работал в убыток, построить «государственный даже в лучшие годы рентабизнес» на отдельно взятом бельность была на нуле. Вот предприятии. Увидят ли ковам государственная собстгда-нибудь свет новые автовенность. Последнее рукомобили от бывшего АЗЛК, водство завода, которое промы попытались выяснить у держалось на нем семь лет, Александра Комарова, назнабесспорно начинало в непроченного внешним управляюстых условиях, но зачем щим ОАО «Москвич». АЗЛК нужно было лезть в - Александр Георгиевич, представительский класс?! «Москвич» - банкрот. Зву«Москвич» - по сути, народчит прямо-таки устрашаюный автомобиль и занимаще... лись бы им, совершенствова- Термин, конечно, не из ли. Так нет, начали выпуск приятных. У завода огромКогда-то А.Комаров учился управлять автомобилем разных «князей»... ные долги, поэтому с 18 ию«Москвич». Мог ли он представить, что через 25 лет ему - Откуда же все-таки такие ня прошлого года на АЗЛК придется «рулить» в ОАО «Москвич». долги?ПОСЛЕДНИЙ МОСКВИЧА»?Н144За рулем 5/2004 ЭКОНОМИКА ПО-РУССКИI- Часть денег должны энергетикам (около 700 млн. рублей), часть - это пени и штрафы (5,4 млрд.), еще задолженности перед сотрудниками - где-то 110 млн. рублей (недавно около 40 млн. удалось погасить). Но основные 18,8 млрд. - кредит, который взяли еще во времена СССР на организацию производства двигателей для «Москвича». Он до сих пор висит на заводе. Кстати, часть закупленного тогда оборудования ушла по валютному контракту в другие города. Мы сейчас пытаемся найти концы и востребовать деньги с тех, кто его получил. Заводу должны еще и некоторые поставщики. Если сам «Москв каком состоянии оборудование, нужно его запустить. Над давно неработающим Работает оно при минимальмузеем - эмблема ной температуре +10°, а занесуществующего завода. вод три зимы стоял без тепла. Значит, сначала нужно на постоянной основе обеспечить его тепло- и электроэнергией, а также водой. Но это деньги - где-то 15 млн. рублей. В прошлом году был визуальный технический аудит. Пришли специалисты, полазали у конвейеров с фонариком. Много ли так выяснишь? - Замкнутый круг? - Мы пытаемся из него выйти. Выбиваем долги - будем бороться за каждую копейку, освобождаемся от непрофильных активов - передаем городу поликлинику, Дворец культуры, пионерский лагерь и другие объекты, которые заводу в тягость. вич» задолжал 29 млрд. рубЕще начинаем сдавать в лей, то минимум 3,5 млрд. аренду производственные и офисные площади. Почему должны ему. - Так что же делать? Не этого не делало прежнее рупроще ли сравнять завод с ководство - непонятно. И, землей, продать громадконечно, прекращаем воровные площади - пусть поство, о масштабах которого строят что-нибудь новое, лучше не говорить. не обязательно автомо- Когда же решится судьба бильное? «Москвича»? - Для того и введено внеш- По закону, в течение 18 нее управление, чтобы исмесяцев мы должны опредекать любой шанс для воссталить, что делать дальше. Не новления работоспособности скрою, внешнее управление и платежеспособности пред- процедура крайне сложная. приятия. Но перед тем как Ее выбирают очень редко выбирать крайние меры, примерно 1% от инициируенужно знать перспективу. Мы мых дел, да и успешный исдолжны провести инвентариход тоже только в 1% случаев зацию и ревизию всего обо(в стране известно около 15 рудования. Пока это затрудтаких процедур). Возможно, нительно: чтобы определить, срок управления потом продлят еще на шесть месяцев для такого дела полтора года - ничто. Вообще варианты есть, но многое, повторю, решит ревизия оборудования. Сейчас мы думаем над тем, как выделить на заводе комплекс для выпуска запчастей к «москвичам». В стране еще огромное количество автомобилей, вышедших когда-то с АЗЛК, только в столице «прописано» около 300 тысяч. Капот, например, на рынке сейчас дороже, чем для многих иномарок. Почему бы на заводе не организовать его выпуск? О возможности же создания полного комплекса производства автомобилей пока что сказать ничего нельзя. - А можно ли ожидать прихода инвестора? - Лично ко мне конкретных предложений пока не поступало, хотя разговоры были. О том, например, что в качестве инвестора хочет выступить московское правительство. Ну а кого оно привлечет в качестве партнера... Балансовая стоимость завода сейчас оценивается в 4-4,5 млрд. рублей. Это уже кое-что. - Допустим, все в вашей власти. Что бы вы сделали? - Перенес бы на одну производственную площадку оба московских автозавода. Скажем, на площадях ЗИЛа разместил и «Москвич». Это позволит значительно сэкономить ресурсы, время и деньги. Насколько это реально - сказать пока не могу. DНа правах рекламывзлвУСЛОВИЯСУПЕР-АКЦИ1взпвсна•3*1']ВАМ НЕОБХОДИМО" 1 КУПИТЬ - - : с : . ' баллон с бумажной этикеткой торговой чаоки <ВЭЛВ>. 2 ОТОРВАТЬ любой кусок этикетки (не менее 1 CM'j и прислать по адресу: 192102. г. Санкт-Петербург, а я 108 с пометкой СУПЕР-АКЦИЯ Не забудьте указать обратный адрес, контактное лицо и телефон. 3 ЖДАТЬ розыгрыша, который состоится 26 ноября 2004 гада. ПРАВИЛА СУПЕР АКЦИИ: 1 От одного баллона можно оторвать только один кусок этикетки (баллоны с многочисленными отрывами будут являться недействительными). 2 Необходимо сохранить баллон до конца СУПЕР-АКЦИИ, так как он будет являться ваучером для вручения приза. 3 Предъявленный баллон и присланный к нам краешек этикетки должны совпадать. 4 Б СУПЕР-АКЦИИ не могут принимать участие лица, не достигшие 18 пет. 5 Приз не выплачивается в денежном эквиваленте 6 Результаты розыгрышв газете «Аргумент»! и Факты» - вторая неделя декабрят-ЩТЕЛЕВИ"*глЗа рулем 5/2004 1455 шт Ш £JP -LITIS - >JJ/Jii^!