194
КОМПОНЕНТЫДАТЧИКИ СКОРОСТИКУЧА МАЛАДо поры до времени показания спидометра занимали только водителей (интерес сотрудников ДПС не в счет). Все изменилось с появлением электронных систем управления двигателем – знать скорость понадобилось и контроллеру. Опираясь на полученные данные, искусственный разум руководит мотором, отключая, к примеру, форсунки в режиме принудительного холостого хода.Ге ннадий ЕмелькинРазделить поток информации и призван датчик скорости. В принципе это электрический (непроходной) или электромеханический (проходной) «тройник», присоединенный к редуктору привода спидометра. Заменить его в случае поломки – пара пустяков. Главное – не ошибиться при выборе нового. Пройдя по магазинам, мы обнаружили на прилавках 10 невзаимозаменяемых образцов.Для автомобилей ГАЗ выпускают датчик № 341.3843 – 6-импульсный, непроходной, с разъемом АМР.12Для автомобилей семейства «Лада-Калина» разработан бесконтактный датчик (поз. 1). Прежде при поломке пластмассовой шестерни привода спидометра, установленной на корпусе дифференциала, приходилось разбирать коробку передач, чтобы заменить хрупкую деталь. С новым диском делать это не придется (поз. 2) – ломаться здесь нечему. Датчик скорости № 311.3843 6-импульсный, проходной с разъемом типа АМР (круглый) – для автомобилей с системой GM управления двигателем и ее отечественной версией «Январь» 4-й серии. На большинстве ВАЗов теперь электронный спидометр. Ему трос привода не нужен, поэтому 6-импульсный датчик непроходной, с разъемом ОСТ, выполненным заодно с корпусом. Его номер 343.3843.Импортный аналог 311-го датчика. Отличить его можно по цветным проводам, маркировке, нанесенной белой краской, и насечке на корпусе для удобства монтажа. У отечественных датчиков более надежное решение – шестигранник под ключ «на 22».Для автомобилей ИЖ предназначен другой датчик – № 345.3843. Он, как и предыдущий, 6-импульсный. Основное отличие – резьба под привод спидометра М22 вместо М18. Так что поставить вазовский датчик на омскую коробку передач не получится. 1 23Датчик скорости № 301.3843 6-импульсный, проходной (с выводом для привода спидометра) с разъемом типа ОСТ (прямоугольный). Устанавливался на автомобили ВАЗ с впрыском топлива и механическим приводом спидометра. Покупая датчик, не перепутайте с 10-импульсным. (Версия предназначалась для карбюраторных ВАЗ-2110 и могла «обслужить» как механическую, так и электронную комбинацию приборов.) У него такой же разъем, а номер 28.3843. Рядом указано количество импульсов.Аналогичный 341-му 6-импульсный датчик, но с другим разъемом – козьмодемьянским, под номером 342.3843 устанавливают на автомобили ГАЗ и УАЗ.Козьмодемьянский разъем (поз. 1) чуть больше, чем у аналога АМР (поз. 3), у него ножевые клеммы, а у АМР – штыревые. Поз. 2 – разъем ОСТ.На автомобили ГАЗ идут также 6- и 10-импульсные датчики с разъемами ОСТ. У 6-импульсного – № 34.3843, а 10-импульсного – № 344.3843.194 За рулем 06/2006