218
219
220
221
ТЕХНИКАКРЭШ-ТЕСТ ВАЗ-2116РАЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦАВ адимКрючков . Ф отоа вт ораипресс - ц ентра ОА О « А ВТ ОВАЗ »Какая участь ждала первый образец новой модели ВАЗа, воплощенный в металле? Заводской музей, поездки по выставкам и автосалонам, фотосессии для журналов и газет? Нет, и еще раз нет. Автомобилю с индексом ВАЗ-2116 (см. ЗР, 2006, № 5) предстоит преодолеть тернистый путь к серийному производству, многие его узлы пройдут модернизацию, а внешность будет неоднократно меняться. Неизменными останутся только внутренние элементы, определяющие силовую структуру кузова. Читай – безопасность.Крэш-тест перспективной модели ВАЗ-2116 по требованиям EuroNCAP. Удар в деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием проходил на скорости 64,9 км/ч. Масса автомобиля с манекенами и аппаратурой – 1500 кг.218 За рулем 06/2006 КРЭШ-ТЕСТ ВАЗ-2116Председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» В.Артяков: «На самых ранних стадиях проектирования нового автомобиля мы взяли курс на выполнение современных международных стандартов безопасности».Раз так, очевидно, что первенца ждала незавидная участь. А именно крэштест, который подтвердит либо опровергнет результаты, полученные компьютерным моделированием. Да-да, пассивной ТЕХНИКАКРЭШ-ТЕСТ ВАЗ-2116безопасностью новой платформы инженеры ВАЗа озаботились на самой ранней стадии проектирования. По замыслу создателей, новый автомобиль класса С должен выполнять европейские требования, которые вступят в силу в 2010 году.Кузов отработал правильно – сам «погиб», но пассажиров спас. Вице-президент по техническому развитию Максим Нагайцев: «Крэш-тест прошел успешно и полностью подтвердил предварительные расчеты специалистов ВАЗа».«Испытатели» перспективной модели ждут «добро» на поездку в бетонный куб.Стенд испытаний грудной клетки. Здесь перед крэш-тестами настраивают датчики манекенов.220 За рулем 06/2006 Водитель остался жив. А вот насколько опасен контакт его колена с панелью, расскажут датчики. Передний пассажир лишь коснулся ногами приборной панели. Опасных повреждений у него нет.Как будто и не было страшного удара: дети на заднем сиденье ВАЗ-2116 отделались легким испугом.И вот прототип выкатывают на исходную позицию в лаборатории пассивной безопасности (официально – ОДА ПБ). В багажнике регистрирующая аппаратура, в салоне два «взрослых» манекена на передних сиденьях и два «ребенка»в специальных креслах сзади. Правила игры таковы: автомобиль и его экипаж ждет фронтальный удар в деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием на скорости 64,9 км/ч. Так называемый крэш-тест по методикеСпециалисты облепили машину. Сбор данных – работа долгая и кропотливая. И это первый шаг к следующему крэш-тесту.EuroNCAP, имитирующий лобовое столкновение с другим автомобилем. Разгон, удар, груда разбитого железа. Но прежде чем дать оценку, стоит напомнить – в нашем случае любой результат положительный: чем больше замечаний, тем лучше. Для того и бьют прототипы и образцы из опытных партий, чтобы серийные машины проходили крэш-тест без сучка и задоринки. Тем примечательней, что первый же тест ВАЗ-2116 преодолел успешно. Передняя часть кузова погасила удар и сохранила жизненное пространство для пассажиров. Все, в том числе и дети, остались живы. Подушки безопасности отработали как надо, ветровое стекло осталось в проеме, крыша не сложилась, а двери после аварии открыли без применения спецсредств. Предварительная оценка специалистов – 15 баллов по методике EuroNCAP. Хороший показатель. Подробности и цифры публиковать пока рано, на данной стадии проектирования это информация для служебного пользования. Специалисты проанализируют данные манекенов о перегрузках, оценят деформации кузова и, опираясь на результаты первого крэш-теста, будут готовить к разбиению следующий автомобиль. В последнее время отечественный автопром предоставляет мало поводов для оптимизма. Но нет правил без исключения, и одно из них перед нами. Еще совсем недавно подобный крэштест прошел бы за закрытыми дверями. А сейчас АВТОВАЗ позволил познакомить с ним потребителя – по сути, обозначил возможность проследить путь модели от первого образца до конвейера. Надеюсь, подобная практика станет началом открытого диалога завода с будущими покупателями, полезная обеим сторонам.За рулем 06/2006 221