234
235
СПОРТA1 GRAND PRIXЖИВОЙ ПЕРИОДСе р ге йЗиновьевНа удивление радужным и безоблачным получился дебютный сезон у новорожденной гоночной серии А1. Безусловно, шейх Мактум аль Мактум выдал неплохую идею: проводить гонки на теплых южных трассах в «мертвый» для европейского кольца период с октября по апрель. Но идея ведь могла и отпугнуть именно оригинальностью. Ничего подобного не произошло – все ведущие гоночные державы мира сочли за честь выставить национальные команды в серии A1 Grand Prix, провозглашенной неофициальным Кубком мира среди наций. Да еще наверняка с коммерческой выгодой. Не секрет, что в гонках можно не только тратить средства, но и хорошо зарабатывать – за счет спонсоров. Особых накладок не было ив организации серии. Британская фирма «Лола» еще за полгода до старта турнира изготовила 50 болидов, оснащенных 520-сильными двигателями «Зитек V8». Владельцы трасс были в восторге, получив еще одну возможность продать билеты, снедь, напитки и сувениры десяткам тысяч зрителей. Правда, чуть не сорвался этап в калифорнийской Лагуна-Сека – ураган повредил коммуникации знаменитого американского автодрома. Но все успели починить к началу тренировок. Да иногда возникали проблемы с запчастями – командам даже приходилось одалживать детали друг у друга, что для серьезного чемпионата «не есть хорошо». Тем не менее двадцать команд откатали всю программу серии, еще пять выступали, что называется, от случая к случаю. Среди последних и российская: оплативший наши старты инвестор (ITERA) проверил силы четверых пилотов (Алексея Васильева, Михаила Алешина, Романа Русинова, Александра Тюрюмина) на трех этапах, тем и ограничился. Сенсация: команды столь передовых в гоночном деле стран, как США, Германия и Италия, ничего дельного не показали и не вошли даже в первую десятку на финише! Немцы могут оправдаться тем, что выставили совсем молодых, малоопытных гонщиков. Но США-то представляли Скотт Спид и звезда американских гонок Брайан Херта, а за Италию стартовал Энрике Токкачелло. А ведь Спид и Токкачелло – пилоты очень высокого уровня, по-Россияне на этапах А1 не блеснули. Только три команды не набрали зачетных очков в ходе сезона – Россия, Индия и Ливан.Американцы выступили ниже своих возможностей. Скотта Спида прочат в формулу 1, а в А1 он неожиданно оказался в роли статиста. A1 GRAND PRIXСЕРИЯ А1 GRAND PRIX, ИТОГИ1. Франция 2. Швейцария 3. Великобритания 4. Новая Зеландия 5. Малайзия 6. Бразилия 7. Голландия 8. Ирландия 9. Португалия 10. Канада 172 121 97 77 74 71 69 68 66 59Одинаковые машины – гарантия острой борьбы. Такие эпизоды можно увидеть не только после старта, но и по ходу гонки.стоянные участники и лидеры серии GP2. Кстати, итальянец нам хорошо знаком – несколько лет назад выигрывал этапы чемпионата России формулы 3в составе московской команды «Арт-Лайн Инжиниринг». Воистину, тесен мир! A1 Grand Prix удачно совместила в себе лучшие черты европейских и американских гонок. У американцев позаимствовали, в частности, упор на солидный призовой фонд и строгий учет, кто сколько заработал за сезон (в Европе, как известно, цифры такого рода скромно скрывают). На каж-дом из 11 этапов разыгрывали по миллиону долларов наличными! В итоге французы Александр Према и Николя Лапьерр, выступавшие поочередно, заработали почти по миллиону долларов. А швейцарец Нил Яни, проведший почти все гонки, и того больше – 1 060 000, и это пока рекорд серии. Для тех, кто делает гоночную карьеру в Европе (а таких большинство), это уникальный шанс: фактически в ходе «мертвого периода» можно собрать бюджет на летнюю кампанию! Кроме молодых гонщиков, еще не успевших стать звездами,гонки А1 привлекли и весьма именитых. На старт регулярно выходили бывшие пилоты формулы 1 – голландец Йос Ферстаппен, малайзиец Алекс Йонг, ирландец Ральф Фирман, бразилец Кристиан Фиттипальди. Побывали здесь и сыновья чемпионов мира – юные Матиас Лауда и Нельсиньо Пике. Столь успешное частное начинание не могло остаться без внимания ФИА. Международная федерация, узрев, что и зимой можно проводить доходные гонки, крепко задумалась. В самом деле, многие команды серии GP2, кото-рую патронирует ФИА, в межсезонье временно переметнулись в конкурирующую А1 – непорядок! «Конюшня» DAMS обеспечивала техническую поддержку команде Франции, а чемпион GP2 команда «Арден» – Великобритании. Еще участвовали в А1 «Астромега», «Супернова» и другие менее известные. Теперь ФИА вынашивает планы учредить для команд GP2 некое зимнее первенство по тому же принципу – на теплых южных трассах. Но тут пока что многое вилами по воде, а организаторы А1 Grand Prix уже назвали дату старта второго сезона.Массовость налицо: меньше двадцати машин не набиралось ни на одном этапе.В бытность пилотом формулы 1 Йос Ферстаппен… оплачивал возможность стартовать. А здесь – заработал 770 тысяч наличными.