318
ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В РОССИИ КИА ПИШЕМ, ВАЗ В УМЕ – С началом выпуска «КИА-Соренто» по полному циклу нами пройдена, как говорят летчики, «точка возврата» – эти слова генеральный директор Ижевского автозавода Михаил Добындо произнес в июле этого года. Тогда с конвейера сошел первый вседорожник «Соренто», полностью сваренный, окрашенный и собранный в цехах «ИжАвто». – В нашем случае под точкой возврата я понимаю технологические процессы, которые уже невозможно развернуть вспять. Мы доказали, что «ИжАвто» готов работать в соответствии со всеми международными стандартами. Очередной ижевский проект, связанный с выпуском автомобиля КИА, рассчитан на пять лет. Компания «СОК» инвестировала в проект «Соренто» около 30 млн. долл. Новая линия рассчитана на выпуск 15 тыс. вседорожников в год, а до конца нынешнего соберут 3 тысячи штук. Затем планируется выйти на уровень в 10 тыс. машин (именно столько «Соренто», по расчетам экспертов, способен «проглотить» российский рынок). Сегодня на проектах КИА здесь работает половина занятых в производстве специалистов – 2800 человек из 5500. Рабочий на «ИжАвто» получает в среднем 12 тыс. рублей в месяц. Если для Москвы такая зарплата кажется невеликой, то в Удмуртии это хорошие деньги. Так что кадрового голода на «ИжАвто» нет. Более того, опыт освоения моделей в кратчайшие сроки – а реализация проекта выпуска «Соренто» по полному циклу (сварка, окраска, сборка) заняла 16 месяцев – сделал Ижевский автозавод привлекательным для многих концернов. И первым в очереди стоит… АВТОВАЗ. Слухи о том, что тольяттинский гигант проявляет интерес к ижевскому производству, ходят с конца прошлого года. В последнее время факт переговоров между Тольятти и Ижевском признают обе заинтересованные стороны, однако детали не разглашают. Глава АВТОВАЗа Б.Алешин недавно заявил, что переговоры вышли на финишную прямую; осталось лишь согласовать сумму сделки. Но уже можно с  большой долей уверенности предположить, что речь идет о  возможности перемещения «классики» с волжского конвейера на ижевский. Судя по всему, проект КИА при этом не пострадает – а зачем бы иначе корейцы подписывали с «ИжАвто» и правительством России соглашение о промсборке?Точка возврата пройденаПо поводу судьбы завода в Ижевске ходило и ходит много слухов, от упаднических до более чем оптимистических. На самом же предприятии до слухов никому нет дела – слишком много работы. Посетив «ИжАвто», в этом убедился Андрей МОРОЗОВ. Фото: Константин ТЮГАЙ.«ЧЕТВЕРКА» И «СПЕКТРА» В ОДНОЙ КАМЕРЕ Ижевскому автомобильному, казалось бы, не повезло больше всех из отечественных (советских) автозаводов. В сборочном цехе висит любопытная диаграмма, из которой следует, что наибольшее количество автомобилей – около 187 тысяч – в Ижевске собрали в последний год существования СССР. Сегодня на российском рынке доля продукции из столицы Удмуртии составляет лишь  4%. А  в  2008 году в цехах «ИжАвто» будет собрано 72  тысячи автомобилей – даже меньше, чем в  прошлом (78,8 тысячи). Казалось бы, говорить о  каком-то стабильном и устойчивом положении не приходится. Более того, даже если представить, что завод выйдет на потенциальную мощность – она составляет порядка 350 тыс. шт. в год – надеяться, что «ИжАвто» возродится из «пепла» 90-х и станет автогигантом ХХI века, наивно. Но даже лидерство по объемам производства, как видно на примеМОДЕЛЬНЫЙ РЯД «ИЖАВТО»ре того же АВТОВАЗа, не гарантирует от серьезных экономических проблем, тогда как, по мнению экспертов, производство в  Ижевске имеет ряд существенных плюсов – именно в силу небольших объемов выпуска. Судите сами. С  2000 по 2007 год на «Иже» каждый год ставилась в производство новая для завода модель: «Ода» в 2000-м, ИЖ-2717 в 2001-м, ВАЗ-2106 (2002  г.), далее ВАЗ-2104, «Фабула», фургон ИЖ-27175, «КИА Спектра» (2005  г.), «КИА-Рио», «КИА-Соренто»… Некоторые из перечисленных, например «Ода» и «Фабула», изначально вызывали скепсис у специалистов. Но и новейших «КИА-Рио» в Ижевске удалось собрать всего около 3  тысяч. Однако завод продолжает работать; сегодня в цехах «Иж-Авто» собирают четыре модели. Общий объем инвестиций за последние годы превысил 100 млн. долларов. Этого хватило на закупку новых технологических комплексов – сварочного, окрасочного и сборочного. Как любят уточнять на заводе, «это не «Спектру» красят там же, где и «четверку», а  ВАЗ-21043 попадает в те же окрасочные камеры, что «Спектра» и «Соренто». Выходит, «четверке» технологически повезло больше тех моделей, что остались на главном конвейере в Тольятти?318 За рулем 09/2008