Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Китайцы уже на КАМАЗе: заменит ли китайский автопром GM в России?

Из России продолжают уходить иностранные автопроизводители, в том числе и китайские. При этом автопром КНР даже в кризис настойчиво выводит на наш рынок все новые бренды. Дело в том, что автомобильный рынок наших соседей сам переживает спад, и местные автозаводы в панике ищут спасения на внешних рынках. В свете крепнущей дружбы между двумя странами Россия кажется им наиболее перспективной для экспорта. Впрочем, закрепиться на нашем рынке китайцам не удавалось и во времена его бурного роста.
Полная версия

«Китайцев» становится меньше

Данные АЕБ

В различные годы на российском рынке продавались автомобили около 20 китайских марок, сегодня же их представлено лишь десять. Автопроизводители КНР упорно пытаются завоевать рынок нашей страны, однако до сих пор так и не смогли добиться больших успехов. Более того, в условиях продолжающегося падения спроса они теряют позиции на российском авторынке, в большинстве своем оставаясь аутсайдерами продаж. Если в прошлом году падение доли «китаемобилей» стало следствием «высокой базы» – рекордного для них 2013 года, то теперь автопроизводители из Поднебесной, которые не особо вкладываются в локализацию российского производства, стали жертвой слабого рубля. По итогам девяти месяцев 2015 года продажи автомобилей китайских марок в нашей стране рухнули на 55% до 26,4 тыс. единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Такое пике превысило снижение авторынка в целом, а доля автомобилей made in China сократилась с прошлогодних 3,3% до 2,2%.

По словам директора дилерского центра Mitsubishi Рольф Сити Владимира Мирошникова, во время экономической нестабильности продажи бюджетных моделей падают сильнее рынка. В последние месяцы спрос на автомобили в нижнем ценовом сегменте поддерживает программа льготного кредитования. Однако китайские бренды остались за бортом госпрограммы, поэтому вполне закономерно, что их результаты оказались ниже рынка.

«Высочайшая степень неопределенности на рынке влияет и на китайцев – они просто не понимают, что происходит и на что рассчитывать хотя бы в ближайшей перспективе, – рассуждает независимый эксперт по китайскому автопрому Евгений Межов. – Продажи страдают у всех китайских автопроизводителей, но по-разному. В целом можно сказать, что они пока так и не завоевали российского покупателя. Соответственно, в период экономической нестабильности и падения реальных доходов населения покупатели делают выбор в пользу более знакомых брендов и моделей».

Geely пошла на обгон

Geely CS9 появится в России к концу года

Лидерство в китайском сегменте по-прежнему сохраняет Lifan – на эту марку приходится треть всех продаж «китаемобилей» в нашей стране. И хотя по итогам девяти месяцев 2015 года реализация «Лифанов» сократилась почти на 45%, в последнее время показатели продаж китайской марки стали заметно улучшаться. Как рассказал заместитель генерального директора «Лифан Моторс Рус» Вячеслав Галузинский, благодаря продуманной стратегии и мощной инвестиционной поддержке головной Lifan Industry компания смогла переломить отрицательную динамику этого года. «В итоге мы практически не отклонились от своих плановых показателей и со второго полугодия показываем стабильный ежемесячный прирост, – говорит он. – Конечно, одна из главных причин того, что мы смогли остановить падение, – своевременный вывод на рынок новой модели, городского кроссовера Lifan X50. Также большим подспорьем стал выход обновленного Lifan X60, в том числе и с автоматической трансмиссией».

Ближайшими новинками марки на российском рынке станут бизнес-седан Lifan Cebrium с вариатором и совершенно новый седан Lifan Solano, которые уже проходят сертификацию. В перспективе Lifan рассчитывает укрепить позиции на российском рынке благодаря запуску собственного завода в Липецкой области, где с 2017 года планируется наладить производство всех моделей китайской марки.

Еще больше набирают обороты продажи Geely, причем в августе-сентябре марка сумела не только увеличить реализацию к прошлому году, но и выйти на первое место в китайском сегменте. Локомотивами роста стали две самые продаваемые модели Geely – седан Emgrand EC7 и кроссовер Emgrand X7, который имеет все шансы стать новым бестселлером марки. Как говорит генеральный директор Geely в России Игорь Овсянников, добиться устойчивого роста продаж компании помогла грамотная ценовая политика, возобновление кредитной программы Geely Finance и предложение выгодных условий финансирования, а также увеличение гарантии на Emgrand X7, которая, как и для Emgrand EC7, теперь составляет пять лет. Geely намерена сохранить положительную динамику продаж, в том числе с помощью рестайлингового кроссовера Emgrand X7 – он должен появиться у дилеров в первой половине 2016 года. Кроме того, в будущем году китайцы планирует привезти в Россию новое поколение Emgrand EC7, а также флагманский седан Geely GC9


Наибольшее падение реализации по итогам января-сентября показывают Chery (-69%) и Great Wall (-75%), которые занимают третье и четвертое места среди китайских марок. В пятерку лидеров также вошел новый бренд DFM, представленный на российском рынке седаном С-класса S30 и хэтчбеком с увеличенным дорожным просветом H30 Cross. Глава представительства «Дунфэн Мотор Рус» г-н Ван Пэн отмечает стабильное увеличение спроса на автомобили DFM. «Для марки, которая только вышла на рынок в 2014 году и сразу попала в ситуацию, когда спрос на автомобили резко сократился, это положительный фактор, – констатирует он. – Мы одна из немногих марок, которая сумела сохранить цены на модельный ряд 2015, заявленные в начале года, – мы не повышали их с 1 марта. Кроме того, в конце сентября заработала фирменная программа автокредитованмя DFM Finance». В 2016 году «Дунфэн Мотор Рус» намерена представить в России кроссовер АХ7 и компактный седан А30, таким образом вдвое расширив модельный ряд.

Уйти по-китайски

Данные АЕБ

А вот продажи таких китайских марок, как Brilliance, Changan, Haima и JAC, измеряются сегодня десятками автомобилей в месяц. Впрочем, это не мешает им строить планы на будущее и анонсировать новые модели. К примеру, Brilliance в начале будущего года обещает привезти в Россию компактный кроссовер Brilliance V3. Ближайшей новинкой Haima на российском рынке также станет «паркетник» Haima S5, за которым в первой половине 2016 года должны последовать полноразмерный кроссовер S7 и седан бизнес-класса М6. Однако, по мнению участников рынка, не все из заявленных новинок смогут доехать до нашей страны, поскольку при нынешнем уровне продаж некоторые китайские автопроизводители будут вынуждены покинуть российский рынок из-за убытков. Тем более что все без исключения «китаемобили» выпускаются в России по контракту либо поставляются по импорту, и собственных инвестиций в местное производство китайцам терять не придется. 


«Надо понимать, что китайская модель бизнеса органически не воспринимает возможность  работы в минус – это противоречит природе китайцев, – рассказывает Евгений Межов. – Несколько лет назад один из руководителей представительства китайской автомобильной компании сказал, что наиболее комфортно себя чувствует при долларе, равном 28 рублям. Сейчас же доллар стоит свыше 60 рублей!»

Кстати, история «китайцев» на российском рынке показывает, что на смену ушедшим автопроизводителям из Поднебесной обязательно приходят другие. Так было и в кризис 2008 года, так происходит и сейчас – к нам пожаловали новые игроки. В июне автоконцерн Great Wall запустил продажи в России вседорожников премиального бренда Haval. В настоящее время у российских дилеров доступны модели Н9, Н2 и Н6, в октябре стартуют продажи H8, а в следующем году модельный ряд марки пополнит Н6 Coupe. Более того, недавно началось строительство завода по выпуску автомобилей Haval в Тульской области. На новом предприятии с 2017 года будут выпускаться кроссоверы Н2 и Н6 нового поколения, а локальное производство, по расчетам китайцев, позволит снизить себестоимость автомобилей и уменьшить зависимость от колебания валютных курсов. 


По мнению Владимира Мирошникова, на российском рынке есть ниша для китайских автомобилей, но нет места для большого количества брендов из Поднебесной. «Сейчас «китайцы» борются за выживание, прежде всего, между собой. Кто из них останется, зависит от многих факторов, прежде всего, от соотношения цена/качество продукции, а также уровня работы дилерской сети», – считает он.

Планов громадье

Модельный ряд Hawtai

Между тем укрепление сотрудничества между Россией и КНР может способствовать более благоприятным условиям работы китайских компаний в нашей стране. В этом свете о намерении выйти на российский рынок легковых машин заявляют также SAIC, Zotye, Qoros и Foton. А самым громким проектом обещает стать производство автомобилей марки Hawtai на КАМАЗе, который, в свою очередь, наладит сборку грузовиков на мощностях своего партнера в Китае. В России планируется выпускать четыре модели кроссоверов и седанов Hawtai, однако их названия не раскрываются.

Как отмечает генеральный директор «Долавтотрейд» Сергей Климов, большинство китайских автопроизводителей считают, что стоит им предложить свою продукцию, как сразу за ней выстроится очередь. «При этом они забывают, что сначала надо предложить купить бренд. Боюсь, Hawtai может наступить на эти грабли», – говорит он.

Искать новые рынки сбыта китайский автопром заставляет падение внутреннего спроса. После многочисленных рекордов крупнейший мировой авторынок в этом году может уйти в минус впервые за 17 лет. Причем под давлением местных властей автопроизводители, которых в Китае насчитывается более сотни, готовы выходить даже на такие проблемные рынки, каким сегодня является Россия.

При оценке громких заявлений китайских компаний надо всегда делать поправку на их любовь к подписанию ничего не значащих протоколов о намерениях, говорит Евгений Межов. Это делается, как правило, с целью заявить о себе, прежде всего, во внутреннем информационном пространстве. В местных  провинциальных газетах появляются сообщения о грандиозных планах и будущих свершениях. Никто не несет ответственности за невыполнение обещаний, поэтому цифры инвестиций и объемов продаж называются несусветные. То же касается и планов Hawtai.

Китайская арифметика

Данные АЕБ

Как известно, в свое время китайцы завоевывали российских покупателей с помощью демпинговых цен. Казалось, что недавняя девальвация юаня позволит вновь сделать «китаеомобили» дешевыми. Однако на снижение цен рассчитывать вовсе не приходится, поскольку курс юаня снизился всего на 3,5%, тогда как рубль обвалился почти вдвое.

По мнению директора по продажам «Хайма Автомобили Рус» Александра Баранова, девальвация юаня, безусловно, будет способствовать повышению конкурентоспособности цен автомобилей из Поднебесной, однако курс российской национальной валюты снизился значительно сильнее. «Все производители находятся в одинаковой ситуации. С одной стороны, снижение курса рубля заставляет повышать номинированные в рублях цены, с другой стороны – мы не видим роста покупательской способности, – рассказывает он. – Практика показала, что доля растет у производителей, имеющих больше возможностей для демпфирования роста цен. Покупатели сейчас смотрят, прежде всего, на цену. Не секрет, что подавляющее большинство дистрибуторов на российском рынке терпят убытки, и дальнейшая тенденция по увеличению доли рынка будет зависеть от возможностей по ценовому позиционированию своей продукции».

Львиная доля цены автомобиля, ввезенного в Россию, складывается из размера таможенных ставок, стоимости доставки, сертификации. И они не зависят от слабого юаня, а скорее, от сильного доллара, добавляет г-н Ван Пэн. «Пожалуй, единственное, что можно сделать в этих условиях, – сдерживать рост цен за счет факторов производства и разницы валютных курсов. К тому же появляется дополнительный козырь против тех производителей, чьи автомобили производятся в зоне евро и других мировых валют», – отмечает глава «Дунфэн Мотор Рус».

Именно адекватные цены, а не заверения о растущем качестве продукции позволят китайскому автопрому усилить позиции в нашей стране, считают эксперты. Таким образом, китайцы могли бы воспользоваться кризисом на российском авторынке, захватив долю, которую занимали ушедшие из России марки. А чтобы минимизировать валютные риски, китайцам необходимо, в первую очередь, развивать локальное производство, привлекая при этом местных поставщиков.

«Запуск производства – это долгосрочный проект, который приносит свои дивиденды не сразу. Однако наличие местного сборочного предприятия усиливает позиции бренда и одновременно свидетельствует о том, что штаб-квартира считает российский рынок одним из приоритетных», –  говорит Владимир Мирошников. По его мнению, потребительские качества китайских автомобилей улучшаются, а некоторые из автопроизводителей Поднебесной стали фокусировать внимание на выстраивании сильной дилерской сети. Последовательная работа в этом направлении позволит им укрепить свои позиции на рынке. Но говорить о том, что китайские бренды могут в обозримом будущем сильно увеличить свою долю рынка, пока преждевременно.

А вот Сергей Климов оценивает потенциал автопроизводителей из Поднебесной «большим, как и все китайское». «Какую долю занимает китайский ширпотреб? Рост спроса на автомобили сегодня зависит, прежде всего, от платежеспособности потребителей, а все остальное у автопроизводителей из КНР найдется», – резюмирует он.

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
09.10.2015
Поделиться: