Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Лада XRAY против конкурентов: асфальтом и грязью

Претендует ли Лада XRAY на звание кроссовера? На поле битвы вместе с новичком выходят Лада Калина Кросс, Lifan X50 и Renault Sandero Stepway.
Полная версия

Соперники:

  • Lifan X50 – бензиновый, 1,5 л (103 л.с.), 5-ступенчатая механика, Comfort, 499 900 руб.
  • Lada Kalina Cross –  бензиновый, 1,6 л (106 л.с.), 5-ступенчатый робот, Норма, 523 100 руб.
  • Lada XRAY –  бензиновый, 1,6 л (114 л.с.), 5-ступенчатая механика, от 589 000 руб.
  • Renault Sandero Stepway – бензиновый, 1,6 л (82 л.с.),  5-ступенчатая механика, Confort, 637 470 руб.
С 1891 года в соответствии с Мадридским договором шампанским можно называть игристые вина, произведенные исключительно в одноименной провинции Франции. Совпадение ли, что это решение принято почти одновременно с появлением лучшей марки шампанского в Российской империи? Ведь игристые вина, произведенные у озера Абрау, по праву считались не уступающими французским, а то и превосходящими их.

История повторяется! Российские производители снова оттолкнулись от французской формулы и реализовали ее по-своему. Рецепт прост: берем обычный хэтчбек, добавляем клиренса, украшаем вседорожным обвесом. Пригодится также яркая расцветка и новое имя, желательно с буквой X. Готово! Встречайте переднеприводный кроссовер Lada XRAY, выращенный из Renault Sandero Stepway. 



За пару недель до старта производства Иксрея мы продегустировали предсерийный автомобиль с 16‑клапанным двигателем Nissan HR16‑H4M (114 л.с.) и механической коробкой. Разумеется, в соперники определили уже упомянутый Stepway – правда, с восьмиклапанным двигателем, зато коробка передач у него та же. Примечательно, что эти машины выпускают на одной нитке тольяттинского конвейера.

Еще один выходец из волжского края – Лада Калина во вседорожном исполнении Кросс, с 16‑клапанным двигателем и роботизированной коробкой. Ну а разбавит российский розлив очередной «икс»-хэтчбек из Китая – Lifan X50 (1,5 л, 103 л.с.).

Пятьдесят оттенков серого


Lifan X50

  • Псевдовнедорожный хэтчбек Lifan X50 продается с лета 2015 года. Построен на общей платформе с седаном Lifan Celliya. Полноприводной версии нет.
  • Двигатель: бензиновый 1,5 л (103 л.с.) – от 499 900 руб. (без учета опций).
Внешне Lifan X50 – вполне себе ладный, хотя без толики плагиата не обошлось: чувствуются в нем мотивы кроссовера Opel Mokka. Жаль, темно-серый цвет нивелирует нюансы кузовных линий. Интерьер – это тоже пятьдесят оттенков серого. Глаз цепляет только алая комбинация приборов.

Красивая обертка еще не гарантирует вкусного наполнения. Эргономика понравится лишь фанатам упомянутого нашумевшего романа, предпочитающим оригинальное времяпрепровождение. Обтянутое кожзамом водительское сиденье установлено высоко и лишено микролифта. Валики боковой поддержки слишком сближены и неприятно упираются в поясницу: через полчаса спина просит пощады. Водителям ростом от 170 см часть обзора перекрывает ниспадающий к лобовому стеклу потолок.

Руль неплох по сечению, но отделан слишком скользким пластиком, а кнопки управления аудиосистемой расположены почти на ободе – пару раз нечаянно на них нажимал. На этом фоне прощаешь другие странные решения. Например, слепые кнопки обогрева сидений в торце подушки или сидящие на общей оси маховички регулировки температуры и интенсивности обдува.


Двигатель оправдывает заявленную мощность – разгон бодрый. Жаль, что после 4000 об/мин его энтузиазм скисает. Передачи подобраны удачно, механизм переключения достаточно точен – никаких проблем. И с тормозами всё неплохо (Lifan оказался единственным в тесте с задними дисковыми механизмами). Получить более высокую оценку не позволила посредственная информативность привода.

Разбитых дорог X50 не боится, разве что с передаваемыми на руль вибрациями перебор. Но нужно быть начеку: поддон картера двигателя и картер коробки ничем не прикрыты. И активно крутить рулем противопоказано – во время теста передние колеса не раз цеплялись за арки.

В общем, всё более-менее. За исключением шумоизоляции – она словно вовсе отсутствует. При любой скорости, будь то 40 или 140 км/ч, слышно абсолютно всё, кроме собственного голоса. Вот рычит двигатель, вот щелкает механизм переключения коробки. А вот камешек вылетел из-под колеса в арку и… кажется, я слышу, как он шлепнулся на дорогу.

Вывод? Китайские автомобили вполне можно употреблять, соблазнившись красочной упаковкой и приятным ценником. Это может сработать.

Оранжевое настроение


Lada Kalina Cross

  • Псевдовнедорожная версия универсала Лада Калина дебютировала спустя год после запуска в производство обновленной модели. Отличается пластиковым обвесом и увеличенным клиренсом. Полноприводной версии нет.
  •  Двигатели бензиновые: 1,6 л, 8V (87 л.с.) – от 486 600 руб., 1,6 л, 16V (106 л.с.) – от 500 500 руб. (без учета опций).
После «китайца» Калина производит впечатление законченного продукта. Да и смотрится ярко – благодаря оранжевому цвету и «кроссовому» пластиковому обвесу. Оранжевыми штрихами освежен и интерьер.

Сиденье – с мягкой набивкой и короткой подушкой, но по-человечески распределяет нагрузку и позволяет долго ехать без устали. Регулировка сиденья по высоте не предусмотрена и тут, но она и не особо нужна.

По кнопкам на руле случайно не попадешь – их тут нет. Обод баранки тонковат, но в руках лежит удобно, и это главное. А какой обзор! Огромные окна, внушительные зеркала и высокая посадка позволяют без напряжения контролировать ситуацию вокруг автомобиля и не раскошеливаться на парктроник.


Езда ярких эмоций не вызывает. Сто шесть сил почти полностью растворяются в трансмиссии – вазовский робот на переключениях задумчив. Впрочем, это характерная черта всех трансмиссий такого типа. Современный автомат или коробка с двумя сцеплениями решили бы проблему, но это фантастически дорого.

И по части акустического комфорта Кросс далек от идеала: мотор изолирован неплохо, но «шумка» арок и днища неважнецкая, а через дверные уплотнители доносятся посторонние звуки.

В общем, задорного драйва от Калины не дождешься. Но как хороша она на наших «направлениях», будь то разбитый асфальт или грунтовка! Легко «разглаживает» мелкие неровности и позволяет уверенно мчать по ямам. Еще бы «отвязать» руль от дороги! На него, как и у Лифана, приходят ощутимые толчки.

Как вы поняли, Калина тоже не лишена недостатков, но оставляет чуть более тонкое послевкусие, которое вполне стоит доплаты в 20 тысяч рублей. А если взять машину с механической коробкой, то ценовая разница с Лифаном и вовсе сойдет на нет.

Образец для подражания


Renault Sandero Stepway

  • Производство в Тольятти началось осенью 2014 года. Автомобиль доступен с механической коробкой, с автоматом и с роботом (в зависимости от двигателя). Полноприводной версии нет.
  • Двигатели бензиновые: 1,6 л, 8V (82 л.с.) – от 589 000 руб., 1,6 л, 16V (102 л.с.) – от 611 990 руб. (без учета опций).
Со сменой поколения Sandero похорошел, а псевдокроссоверная версия Stepway внешне еще краше. Того же ждешь и от салона – но в нем праздничности уже нет. Всё добротно, но простенько.

Посадка, как во многих Renault, высокая, и есть регулировка сиденья по высоте. Мягкое кресло одинаково хорошо примет в свои объятия людей разной комплекции, однако мне не хватило длины подушки и боковой поддержки. Удобный в хвате руль не понравился скользким ободом, но и с таким жить можно. Обзорность вперед не хуже, чем в Калине, а вот маленькие наружные зеркала – не лучшее решение.

Управляемость? Надежная, но не эмоциональная. Впрочем, в этом классе важнее не азарт, а плавность хода и всеядность подвески платформы B0, о чем уже писано-переписано.


Stepway чувствует себя уверенно на дороге любого качества, смело проглатывая всё, что попадается под колеса. Главное – не бросать газ, ведь силенок маловато, не вытянет мотор на малых оборотах. Именно двигатель – самая слабая нотка в этом букете. На нашей машине он 82‑сильный (есть другой, мощностью 102 л.с.), и потому обгоны даются тяжело. Проблематично трогаться внатяг.

Нехватку тяги частично компенсирует «короткая» трансмиссия. Но у такого решения есть обратная сторона: повышенные обороты неизбежно увеличивают расход топлива, выше и уровень шума. Но даже с менее мощным мотором Stepway – не изысканный, но качественный напиток, не вызывающий головной боли.

Мистер Икс


Lada XRAY

  • Производство машины стартовало 15 декабря. XRAY построен на базе хэтчбека Renault Sandero Stepway. В продаже с 14 февраля 2016 года. Полноприводной версии нет.
  • Двигатели: бензиновые 1,6 л, 16V (106 л.с.), 1,6 л, 16V (110 л.с.), 1,8 л (122 л.с.). *На тесте был предсерийный автомобиль с двигателем 114 л.с.

Так кто же вы, мистер Икс? Renault или Лада? Всего понемногу!

XRAY получился эффектным, но не столь гармоничным, как Веста. Кузов цвета «шампань» (какое совпадение!) смотрится тяжеловато. Разгрузить бы его накладками на крылья из некрашеного пластика! А вот интерьер однозначно интереснее, чем у Степвея. Невиданная доселе на Ладах массивная передняя панель самобытна, однако наметанный глаз заметит в интерьере родство и с Sandero, и с Вестой. Например, от Весты перепали плафон освещения и, с минимальными изменениями, блок климат-контроля. А Sandero пожертвовал рычаг механической коробки (как и саму коробку), кнопки, джойстик регулировки зеркал и мультимедийную систему с навигацией.

Приборы – реношные по архитектуре, но оцифрованы фирменным вазовским шрифтом. Передние сиденья поначалу показались оригинальными, но потом, приглядевшись (точнее, присидевшись), я смекнул, что это тщательно замаскированные кресла Sandero. Та же короткая подушка, мягкая набивка и невыразительная боковая поддержка – и знакомые кнопки включения обогрева, расположенные на боковине подушки.


Когда сидишь в Иксрее, рождается приятное чувство защищенности – этому способствуют и высокая линия остекления, и мощная передняя панель. Увы, жертвой такой стилистики стал обзор вперед, который ухудшают и более массивные основания передних стоек крыши. Зато большие наружные зеркала выше всяких похвал. А еще у Лады, как и у Лифана, имеется камера заднего вида.

Как известно, XRAY спроектирован на платформе Renault. Фактически одно шасси – но различия есть.

Задняя колея у Иксрея больше, у него иной, электрогидравлический усилитель руля, свои пружины и амортизаторы. Перенастроена система стабилизации. Вот почему управляется XRAY интереснее, азартнее.


Пострадала ли плавность хода? Ничуть. Лада спокойно переваривает асфальтовые болячки и убитые дороги, которые отродясь не видели асфальта. Нервы водителя успокаивают мощная стальная защита двигателя и 190‑миллиметровый клиренс.

В динамике XRAY сильно превзошел своего донора. Если у Sandero самый мощный мотор выдает 102 л.с., то Лада с 106‑сильного двигателя только стартует. А в наших руках – 114‑сильный XRAY, который легко и непринужденно оставляет конкурентов позади. Замеры продольной динамики мы не проводили (холодно, зимние шины), но я готов поверить, что ХRAY выезжает из заявленных 11 секунд до сотни.

Важно, что даже при бодром разгоне в салоне тихо – по меркам класса, конечно. Более «продвинутые» дверные уплотнители, хорошая изоляция арок и днища – в Иксрее можно говорить вполголоса. Да и двигатель нет нужды выкручивать в звон, поэтому он тоже не досаждает ревом.

Любой из этого квартета на бездорожье может дать бой многим полноценным кроссоверам Что ж, «лицензионная копия» верна! Верна лучшим традициям мирового автопрома: взяв за основу достойный материал, его не только не испортили, но и создали самобытный продукт с оригинальным, запоминающимся вкусовым букетом.

La victoire de la Russie!

Такого не было давно! Да и было ли вообще? В сравнительном тесте журнала «За рулем» победила Лада! Я несколько раз пересчитывал баллы – чистая победа, за явным преимуществом. Пошел с этим раскладом к главному редактору. Кадаков прокатился и сухо подытожил: «XRAY лучший».

Кресла Sandero (слева) – с мягкой набивкой и невыразительной боковой поддержкой, но в дальней дороге усталость не чувствуется. Обогрев сиденья активирует кнопка на пластиковой «юбке» подушки. Но, в отличие от лифановских, она в зоне видимости. Сиденья Лифана (справа) из традиционного кожзама установлены слишком высоко. А валики боковой поддержки расположены близко друг к другу и неприятно упираются в поясницу. Кнопки обогрева – на пластиковых накладках салазок, в слепой зоне, – придется запомнить, какое положение включает тепло.

А теперь о грустном. Поскольку Веста оказалась дороже Логана, то XRAY как пить дать будет дороже Sandero. Насколько? На момент отправки этого выпуска «За рулем» в печать цены не были объявлены. Если разбег окажется несущественным, спрос будет: российское шампанское не хуже и даже игристее французского.

Sandero без покупателей тоже не останется – ладный, законченный продукт за свои деньги. У Калины не столь насыщенный вкус, как у лидеров, – долгая выдержка редко идет на пользу шасси. Но и ценник у нее на 100 тысяч рублей легче.

Мягкие кресла Калины (слева) – без выраженной боковой поддержки и регулировки по высоте. Зато спину не ломит. Кнопки «грелки» у Калины расположены удобнее всего – рядом с подстаканниками на центральном туннеле. Дизайнерам Иксрея (справа) удалось замаскировать кресла Sandero с помощью стильных вставок и фактуры обивки.
Но это они! Вместе с сиденьями XRAY унаследовал их регулировку по высоте и неудачное расположение кнопки включения обогрева.

А ездовые недостатки Лифана в какой-то мере скомпенсированы богатым оснащением – ну, если вообще можно говорить о подобной компенсации. И «упаковка» неплоха. Для некоторых покупателей этого вполне достаточно, чтобы сделать свой выбор. Ей-богу, открою шампанского! XRAY дал повод для праздника – он и внешне интереснее Sandero, и едет вкусно.

Александр Виноградов

КТО РУЛИТ?

Вадим Крючков

Самым скучным по части управляемости оказался, как и ожидалось, Sandero Stepway. И он занимает… первое место – потому что лучше всех! Здесь нет противоречия. На Sandero можно ездить быстро, но порция адреналина будет невелика. Он надежен и безопасен. В нем нет игривости, которая по душе молодежи, – он правильный и послушный. Курсовая устойчивость эталонная. Ровная дорога под колесами или колдобины – не важно, часто подруливать не придется. В виражах никаких сюрпризов: легкое движение рулем – и Sandero послушно пишет дугу.

Соплатформенный XRAY словно из другого теста. Веселый мотор дополняет агрессивное шасси, что понравится активному водителю. Рулевое управление точнее и острее, чем у Sandero, – не расслабишься ни при интенсивном разгоне, ни в повороте. Нужна борьба – получите! Корректировать траекторию на прямой приходится чаще, и в виражах нужно поработать. Лада получилась не менее надежной, но куда более острой. Расплата за эту остроту – вибрации на руле от неровностей в поворотах.

Калина Кросс – еще один пример машины из породы надежных, но не азартных. Она не напрягает даже на ухабистой дороге, но, как говорится, душа не поет. Руль не пустой – электроусилитель честно пытается изобразить приятную тяжесть на ободе. Но тяжесть эта искусственная – в напряженных поворотах хочется лучше чувствовать автомобиль. Водитель с амбициями предпочтет обычную Калину-хэтчбек с механической коробкой.

Lifan оказался весьма азартным автомобилем. Несмотря на малоинформативный усилитель рулевого управления и рыскание в продольных колеях, он неплох на ровном асфальте. Дисковые тормоза, умение ездить в повороте – всё при нем. А уж борьбы – с переизбытком, причем на куда меньших скоростях, если сравнивать с Иксреем. Но ровно в тот момент, когда начинаешь верить, что Lifan не сильно отстает от Калины, встречается первая ямка – и звук скребущих по подкрылку шипов на ходе сжатия подвески возвращает с небес на землю. Большие колеса в тесных нишах! Увы, до надежной в повороте Калины «китайцу» далеко. И на разбитом асфальте китайский автомобиль уступает всем.

ВИД СЗАДИ

Владимир Соловьев

XRAY чуть крупнее конкурентов (1), но даже в нем сзади трем пассажирам откровенно тесно. Мой рост 180 см, и, когда я сажусь «сам за собой», колени упираются в мягкую спинку переднего сиденья. Да еще попотеть придется, пролезая на задний диван: в ботинках 43‑го размера я еле протиснулся между стойкой кузова и спинкой сиденья.

Практически то же самое у его одноплатформенника Sandero Stepway (2) – лишь чуть больше простора в плечах. Центральный подлокотник отсутствует, нет дефлекторов вентиляции, из удобств только пепельница. Даже плафон освещения не предусмотрен. А сидящему посередине мешает массивный туннель пола. Кстати, насчет туннеля. Он есть на всех машинах, кроме китайской. В отличие от конкурентов, Х50 дарит свет сидящим сзади (3). И места для ног больше. Но у Лифана свои недостатки – низкий потолок и цельная спинка дивана, лишающая возможности хоть как-то комбинировать перевозку грузов и пассажиров.

Калина (4) по запасу пространства чуть лучше, но у нее слишком узкий проем двери. Тканевая обивка сидений Калины, Степвея и Иксрея приятнее на ощупь и менее «потливая». Но грязь удалять с нее сложнее, чем с китайского кожзаменителя.

Багажник Иксрея (5), как мы выяснили в ходе замеров, примет 304 л против 296 л у Калины Кросс (8). Еще скромнее «кладовки» у Renault (6) – 280 л и Лифана (7) – 264 л. К тому же у Renault по периметру проема – неприкрытый металл кузова. К недостаткам всех машин следует отнести немалую погрузочную высоту (у Лифана она и вовсе 800 мм).

КОРОЛИ ПЕСОЧНИЦЫ


Хотя ни один автомобиль из квартета не может похвастаться полноприводной версией, все мечтают о кроссоверных лаврах. А потому мы с чистым сердцем загоняем их в грязное поле по самые пороги. Калина Кросс вне асфальта чувствует себя комфортно. От земли до стальной защиты без малого 200 мм. Системы стабилизации нет, и на Ладе можно уверенно месить грязь – массивный задний свес не мешает. Но для бездорожья предпочтительнее механическая коробка, поскольку при долгих пробуксовках велик риск подпалить сцепление робота АМТ.


Дорожный просвет у Иксрея меньше (190 мм), но по геометрической проходимости он все равно заткнет за пояс многие полноприводные кроссоверы. Двигатель с коробкой прикрыты мощным стальным щитом. Но штурмовать грязевую засаду придется внатяг, балансируя на грани остановки мотора: неотключаемая система стабилизации быстро пресекает буксование, душит двигатель – и XRAY еле ползет. Советуем заводчанам снабдить серийную машину отключаемой ESP.


Lifan X50 на бездорожье неплох. Покорению «целины» способствуют отключаемая система ста- билизации, хорошая геометрическая проходимость (200 мм клиренса) и резвый мотор. Но отсутствие защиты двигателя и трансмиссии заставляет быть начеку. Да еще передние колеса при активном рулении и больших ходах подвески цепляются за арки.


Не теряется на раскисшей грунтовке и Sandero Stepway. Просвет у него самый внушительный – 205 мм до стальной защиты! Система стабилизации отключается. Помешать может лишь большой передний свес. Слабое звено – маломощный мотор, который вынуждает многие опасные места проходить ходом или подпаливать сцепление, пробираясь по тяжелому участку на малой скорости.

Итог? К распутице лучше всего подготовлены Калина и Sandero, чуть слабее выступил XRAY, а Lifan оказался в отстающих, хотя и он кое-что может на буераках.

Подпишитесь на «За рулем» в

Виноградов Александр
14.02.2016
Поделиться: