Лада XRAY против конкурентов: асфальтом и грязью
Претендует ли Лада XRAY на звание кроссовера? На поле битвы вместе с новичком выходят Лада Калина Кросс, Lifan X50 и Renault Sandero Stepway.
Полная версияСоперники:
- Lifan X50 – бензиновый, 1,5 л (103 л.с.), 5-ступенчатая механика, Comfort, 499 900 руб.
- Lada Kalina Cross – бензиновый, 1,6 л (106 л.с.), 5-ступенчатый робот, Норма, 523 100 руб.
- Lada XRAY – бензиновый, 1,6 л (114 л.с.), 5-ступенчатая механика, от 589 000 руб.
- Renault Sandero Stepway – бензиновый, 1,6 л (82 л.с.), 5-ступенчатая механика, Confort, 637 470 руб.
За пару недель до старта производства Иксрея мы продегустировали предсерийный автомобиль с 16‑клапанным двигателем Nissan HR16‑H4M (114 л.с.) и механической коробкой. Разумеется, в соперники определили уже упомянутый Stepway – правда, с восьмиклапанным двигателем, зато коробка передач у него та же. Примечательно, что эти машины выпускают на одной нитке тольяттинского конвейера. Еще один выходец из волжского края – Лада Калина во вседорожном исполнении Кросс, с 16‑клапанным двигателем и роботизированной коробкой. Ну а разбавит российский розлив очередной «икс»-хэтчбек из Китая – Lifan X50 (1,5 л, 103 л.с.).
Двигатель оправдывает заявленную мощность – разгон бодрый. Жаль, что после 4000 об/мин его энтузиазм скисает. Передачи подобраны удачно, механизм переключения достаточно точен – никаких проблем. И с тормозами всё неплохо (Lifan оказался единственным в тесте с задними дисковыми механизмами). Получить более высокую оценку не позволила посредственная информативность привода. Разбитых дорог X50 не боится, разве что с передаваемыми на руль вибрациями перебор. Но нужно быть начеку: поддон картера двигателя и картер коробки ничем не прикрыты. И активно крутить рулем противопоказано – во время теста передние колеса не раз цеплялись за арки. В общем, всё более-менее. За исключением шумоизоляции – она словно вовсе отсутствует. При любой скорости, будь то 40 или 140 км/ч, слышно абсолютно всё, кроме собственного голоса. Вот рычит двигатель, вот щелкает механизм переключения коробки. А вот камешек вылетел из-под колеса в арку и… кажется, я слышу, как он шлепнулся на дорогу. Вывод? Китайские автомобили вполне можно употреблять, соблазнившись красочной упаковкой и приятным ценником. Это может сработать.
Езда ярких эмоций не вызывает. Сто шесть сил почти полностью растворяются в трансмиссии – вазовский робот на переключениях задумчив. Впрочем, это характерная черта всех трансмиссий такого типа. Современный автомат или коробка с двумя сцеплениями решили бы проблему, но это фантастически дорого. И по части акустического комфорта Кросс далек от идеала: мотор изолирован неплохо, но «шумка» арок и днища неважнецкая, а через дверные уплотнители доносятся посторонние звуки. В общем, задорного драйва от Калины не дождешься. Но как хороша она на наших «направлениях», будь то разбитый асфальт или грунтовка! Легко «разглаживает» мелкие неровности и позволяет уверенно мчать по ямам. Еще бы «отвязать» руль от дороги! На него, как и у Лифана, приходят ощутимые толчки. Как вы поняли, Калина тоже не лишена недостатков, но оставляет чуть более тонкое послевкусие, которое вполне стоит доплаты в 20 тысяч рублей. А если взять машину с механической коробкой, то ценовая разница с Лифаном и вовсе сойдет на нет.
Stepway чувствует себя уверенно на дороге любого качества, смело проглатывая всё, что попадается под колеса. Главное – не бросать газ, ведь силенок маловато, не вытянет мотор на малых оборотах. Именно двигатель – самая слабая нотка в этом букете. На нашей машине он 82‑сильный (есть другой, мощностью 102 л.с.), и потому обгоны даются тяжело. Проблематично трогаться внатяг. Нехватку тяги частично компенсирует «короткая» трансмиссия. Но у такого решения есть обратная сторона: повышенные обороты неизбежно увеличивают расход топлива, выше и уровень шума. Но даже с менее мощным мотором Stepway – не изысканный, но качественный напиток, не вызывающий головной боли.
Когда сидишь в Иксрее, рождается приятное чувство защищенности – этому способствуют и высокая линия остекления, и мощная передняя панель. Увы, жертвой такой стилистики стал обзор вперед, который ухудшают и более массивные основания передних стоек крыши. Зато большие наружные зеркала выше всяких похвал. А еще у Лады, как и у Лифана, имеется камера заднего вида. Как известно, XRAY спроектирован на платформе Renault. Фактически одно шасси – но различия есть. Задняя колея у Иксрея больше, у него иной, электрогидравлический усилитель руля, свои пружины и амортизаторы. Перенастроена система стабилизации. Вот почему управляется XRAY интереснее, азартнее.
Пострадала ли плавность хода? Ничуть. Лада спокойно переваривает асфальтовые болячки и убитые дороги, которые отродясь не видели асфальта. Нервы водителя успокаивают мощная стальная защита двигателя и 190‑миллиметровый клиренс. В динамике XRAY сильно превзошел своего донора. Если у Sandero самый мощный мотор выдает 102 л.с., то Лада с 106‑сильного двигателя только стартует. А в наших руках – 114‑сильный XRAY, который легко и непринужденно оставляет конкурентов позади. Замеры продольной динамики мы не проводили (холодно, зимние шины), но я готов поверить, что ХRAY выезжает из заявленных 11 секунд до сотни. Важно, что даже при бодром разгоне в салоне тихо – по меркам класса, конечно. Более «продвинутые» дверные уплотнители, хорошая изоляция арок и днища – в Иксрее можно говорить вполголоса. Да и двигатель нет нужды выкручивать в звон, поэтому он тоже не досаждает ревом. Любой из этого квартета на бездорожье может дать бой многим полноценным кроссоверам Что ж, «лицензионная копия» верна! Верна лучшим традициям мирового автопрома: взяв за основу достойный материал, его не только не испортили, но и создали самобытный продукт с оригинальным, запоминающимся вкусовым букетом. XRAY чуть крупнее конкурентов (1), но даже в нем сзади трем пассажирам откровенно тесно. Мой рост 180 см, и, когда я сажусь «сам за собой», колени упираются в мягкую спинку переднего сиденья. Да еще попотеть придется, пролезая на задний диван: в ботинках 43‑го размера я еле протиснулся между стойкой кузова и спинкой сиденья. Практически то же самое у его одноплатформенника Sandero Stepway (2) – лишь чуть больше простора в плечах. Центральный подлокотник отсутствует, нет дефлекторов вентиляции, из удобств только пепельница. Даже плафон освещения не предусмотрен. А сидящему посередине мешает массивный туннель пола. Кстати, насчет туннеля. Он есть на всех машинах, кроме китайской. В отличие от конкурентов, Х50 дарит свет сидящим сзади (3). И места для ног больше. Но у Лифана свои недостатки – низкий потолок и цельная спинка дивана, лишающая возможности хоть как-то комбинировать перевозку грузов и пассажиров. Калина (4) по запасу пространства чуть лучше, но у нее слишком узкий проем двери. Тканевая обивка сидений Калины, Степвея и Иксрея приятнее на ощупь и менее «потливая». Но грязь удалять с нее сложнее, чем с китайского кожзаменителя. Багажник Иксрея (5), как мы выяснили в ходе замеров, примет 304 л против 296 л у Калины Кросс (8). Еще скромнее «кладовки» у Renault (6) – 280 л и Лифана (7) – 264 л. К тому же у Renault по периметру проема – неприкрытый металл кузова. К недостаткам всех машин следует отнести немалую погрузочную высоту (у Лифана она и вовсе 800 мм).
Хотя ни один автомобиль из квартета не может похвастаться полноприводной версией, все мечтают о кроссоверных лаврах. А потому мы с чистым сердцем загоняем их в грязное поле по самые пороги. Калина Кросс вне асфальта чувствует себя комфортно. От земли до стальной защиты без малого 200 мм. Системы стабилизации нет, и на Ладе можно уверенно месить грязь – массивный задний свес не мешает. Но для бездорожья предпочтительнее механическая коробка, поскольку при долгих пробуксовках велик риск подпалить сцепление робота АМТ.
Дорожный просвет у Иксрея меньше (190 мм), но по геометрической проходимости он все равно заткнет за пояс многие полноприводные кроссоверы. Двигатель с коробкой прикрыты мощным стальным щитом. Но штурмовать грязевую засаду придется внатяг, балансируя на грани остановки мотора: неотключаемая система стабилизации быстро пресекает буксование, душит двигатель – и XRAY еле ползет. Советуем заводчанам снабдить серийную машину отключаемой ESP.
Lifan X50 на бездорожье неплох. Покорению «целины» способствуют отключаемая система ста- билизации, хорошая геометрическая проходимость (200 мм клиренса) и резвый мотор. Но отсутствие защиты двигателя и трансмиссии заставляет быть начеку. Да еще передние колеса при активном рулении и больших ходах подвески цепляются за арки.
Не теряется на раскисшей грунтовке и Sandero Stepway. Просвет у него самый внушительный – 205 мм до стальной защиты! Система стабилизации отключается. Помешать может лишь большой передний свес. Слабое звено – маломощный мотор, который вынуждает многие опасные места проходить ходом или подпаливать сцепление, пробираясь по тяжелому участку на малой скорости. Итог? К распутице лучше всего подготовлены Калина и Sandero, чуть слабее выступил XRAY, а Lifan оказался в отстающих, хотя и он кое-что может на буераках.
Пятьдесят оттенков серого
Lifan X50
- Псевдовнедорожный хэтчбек Lifan X50 продается с лета 2015 года. Построен на общей платформе с седаном Lifan Celliya. Полноприводной версии нет.
- Двигатель: бензиновый 1,5 л (103 л.с.) – от 499 900 руб. (без учета опций).
Оранжевое настроение
Lada Kalina Cross
- Псевдовнедорожная версия универсала Лада Калина дебютировала спустя год после запуска в производство обновленной модели. Отличается пластиковым обвесом и увеличенным клиренсом. Полноприводной версии нет.
- Двигатели бензиновые: 1,6 л, 8V (87 л.с.) – от 486 600 руб., 1,6 л, 16V (106 л.с.) – от 500 500 руб. (без учета опций).
Образец для подражания
Renault Sandero Stepway
- Производство в Тольятти началось осенью 2014 года. Автомобиль доступен с механической коробкой, с автоматом и с роботом (в зависимости от двигателя). Полноприводной версии нет.
- Двигатели бензиновые: 1,6 л, 8V (82 л.с.) – от 589 000 руб., 1,6 л, 16V (102 л.с.) – от 611 990 руб. (без учета опций).
Мистер Икс
Lada XRAY
- Производство машины стартовало 15 декабря. XRAY построен на базе хэтчбека Renault Sandero Stepway. В продаже с 14 февраля 2016 года. Полноприводной версии нет.
- Двигатели: бензиновые 1,6 л, 16V (106 л.с.), 1,6 л, 16V (110 л.с.), 1,8 л (122 л.с.). *На тесте был предсерийный автомобиль с двигателем 114 л.с.
La victoire de la Russie!
Такого не было давно! Да и было ли вообще? В сравнительном тесте журнала «За рулем» победила Лада! Я несколько раз пересчитывал баллы – чистая победа, за явным преимуществом. Пошел с этим раскладом к главному редактору. Кадаков прокатился и сухо подытожил: «XRAY лучший». Кресла Sandero (слева) – с мягкой набивкой и невыразительной боковой поддержкой, но в дальней дороге усталость не чувствуется. Обогрев сиденья активирует кнопка на пластиковой «юбке» подушки. Но, в отличие от лифановских, она в зоне видимости. Сиденья Лифана (справа) из традиционного кожзама установлены слишком высоко. А валики боковой поддержки расположены близко друг к другу и неприятно упираются в поясницу. Кнопки обогрева – на пластиковых накладках салазок, в слепой зоне, – придется запомнить, какое положение включает тепло.
А теперь о грустном. Поскольку Веста оказалась дороже Логана, то XRAY как пить дать будет дороже Sandero. Насколько? На момент отправки этого выпуска «За рулем» в печать цены не были объявлены. Если разбег окажется несущественным, спрос будет: российское шампанское не хуже и даже игристее французского. Sandero без покупателей тоже не останется – ладный, законченный продукт за свои деньги. У Калины не столь насыщенный вкус, как у лидеров, – долгая выдержка редко идет на пользу шасси. Но и ценник у нее на 100 тысяч рублей легче. Мягкие кресла Калины (слева) – без выраженной боковой поддержки и регулировки по высоте. Зато спину не ломит. Кнопки «грелки» у Калины расположены удобнее всего – рядом с подстаканниками на центральном туннеле. Дизайнерам Иксрея (справа) удалось замаскировать кресла Sandero с помощью стильных вставок и фактуры обивки.
Но это они! Вместе с сиденьями XRAY унаследовал их регулировку по высоте и неудачное расположение кнопки включения обогрева.
А ездовые недостатки Лифана в какой-то мере скомпенсированы богатым оснащением – ну, если вообще можно говорить о подобной компенсации. И «упаковка» неплоха. Для некоторых покупателей этого вполне достаточно, чтобы сделать свой выбор. Ей-богу, открою шампанского! XRAY дал повод для праздника – он и внешне интереснее Sandero, и едет вкусно. Но это они! Вместе с сиденьями XRAY унаследовал их регулировку по высоте и неудачное расположение кнопки включения обогрева.
Александр Виноградов