Заводим двигатель в мороз. А какой предел по «минусу»?
Упоминание каких-то стандартов, оговаривающих невозможность использования автомобиля при низких температурах, порождает у нашего человека ухмылку. Дескать, полстраны ездит при любых морозах и знать не знает о каких-то ограничениях.
Получается как в старом анекдоте про шмеля, который летает вопреки законам аэродинамики. Взять, к примеру, аккумуляторную батарею: токи холодной прокрутки проверяют всего лишь при минус 18 °C.
Про зимнее дизтопливо вообще лучше не думать: Техрегламент указывает смешные –20 °C (для арктического –38 °C) по предельной температуре фильтруемости. Самые серьезные ограничения есть по моторным маслам: те, что имеют индекс 0W, должны обеспечивать проворачивание коленвала при –35 °C и прокачиваемость при –40 °C.
Что говорят производители
Мы опросили автопроизводителей – при каких морозах можно пользоваться вашими машинами?
- В Тольятти ответили быстро: автомобили Лада предназначены для перевозки людей при температуре окружающего воздуха от минус 40 °C. Те же цифры указали инженеры Jaguar Land Rover.
- Зато на Porsche, как выяснилось, ограничений… нет!
- Представители сервисного департамента Subaru пояснили, что подобной информацией не располагают: дескать, есть только требования к системе ЭРА-ГЛОНАСС по гарантированной работе на 40‑градусном морозе.
- Hyundai заявляет минимальную температуру минус 40 °C, причем для России проведена адаптация со стандартных –30 °C. Но это скорее предел для разработчиков при проектировании. Расширение температурного диапазона приведет к значительному удорожанию машины.
- А представители фирмы Mazda подчеркнули, что производитель не указывает минимальную температуру окружающей среды, при которой блок управления запрещает запуск двигателя. А посему русский мороз этим машинам не страшен.
- В Kia также ответили уклончиво: автомобили, реализуемые компанией «Киа Россия и СНГ», соответствуют требованиям Технического регламента ТР ТС 018/2011 и полностью приспособлены для эксплуатации в России в зимнее время года. При выводе моделей на российский рынок компания осуществляет дополнительную адаптацию для эксплуатации в более суровых климатических условиях.
А вот что сказали представители Renault.
Производитель гарантирует пуск двигателя при температуре до –30 °C. Но реально автомобили Arkana и Kaptur с турбодвигателем 1.3 (TCe150) в сочетании с вариатором CVT8 были испытаны в условиях экстремального холода при температуре от –37 до –58 °C. Однако это была специальная экспедиция для тестирования автомобилей Renault за пределами нормальных условий эксплуатации. Соответственно, при использовании в таких же обстоятельствах ответственность за эксплуатацию ложится на владельцев.
Каждый сам за себя?
Если мотор машины пустился, то и передвигаться на ней, как правило, можно. Именно это охотно подтверждают автопроизводители. Но одно дело – температура, при которой можно ехать, и совсем другое – температура, при которой возможен холодный пуск. Обратите внимание: только один производитель говорил о запуске.
Поэтому предъявлять претензии официальному дилеру насчет того, что его автомобиль не пускается при морозе за 20 градусов, довольно сложно. И не секрет, что число дилеров в регионах с экстремальным климатом исчисляется единицами, и никто не потащит заупрямившуюся машину за тысячи километров для споров по гарантии. Впрочем, производители кровно заинтересованы в том, чтобы их машины хорошо заводились и достойно переносили холода. Конкуренция работает лучше ГОСТов!
Водителям же советуем не расслабляться. Что бы ни обещали производители, наедине с морозом действует закон джунглей: «Каждый сам за себя!» Хотите ездить на машине в мороз за «тридцатник» – присмотритесь к тому, как это делают умудренные опытом соседи. Помните, что привычного нажатия кнопочки или поворота ключика для зимнего пуска мотора может и не хватить. Даже новенький автомобиль подчиняется законам физики.
Мнение специалиста
Когда автомобиль обязан работать?
Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» обязательные требования в отношении предельных температур, при которых должна сохраняться работоспособность автомобиля, регламентированы только для автомобилей скорой медицинской помощи (от минус 40 °C до плюс 40 °C).
Для остальных категорий транспортных средств предельные температуры устанавливаются изготовителем и приводятся в руководстве по эксплуатации (как правило, от минус 40 °C до плюс 40 °C).
Нормативные значения диапазонов рабочих температур и предельных рабочих температур также приведены в ГОСТ 15150-69 (с актуальными изменениями). Для транспортных средств «базового» климатического исполнения «У» эти значения составляют от минус 40 °C до плюс 40 °C.
В отдельных случаях диапазон предельных температур может быть расширен от минус 50 °C до плюс 45 °C. В соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 50992-2019, разработанным в развитие ГОСТ 15150–69, для транспортных средств, находящихся в индивидуальной собственности и предназначенных только для эксклюзивного сезонного использования в определенных условиях, изготовителем может быть установлен более узкий диапазон рабочих и предельных рабочих температур.
Положения данных стандартов (ГОСТ 15150-69 и ГОСТ Р 50992-2019) в настоящее время носят рекомендательный характер.
Требования к пусковым качествам двигателей (ГОСТ Р 54120-2010)
- для бензиновых двигателей температура холодного пуска – минус 20 °C в базовом оснащении, а с применением устройств облегчения пуска – минус 30 °C;
- для дизельных двигателей с камерой сгорания в поршне и турбонаддувом, при степени сжатия не ниже 15, температура холодного пуска – минус 10 °C, а с применением устройств облегчения пуска – минус 20–25 °C, в зависимости от конструкции камеры сгорания.
- с применением систем тепловой подготовки двигателя, для АТС народно-хозяйственного назначения, температура холодного пуска составляет минус 45 °C.
Но данный стандарт не содержит требований в отношении предельных температур, при которых должна сохраняться работоспособность двигателя как составной части автомобиля.
Литература
ГОСТ Р 54120–2010 «Двигатели автомобильные. Пусковые качества»ГОСТ Р 50992–2019 «Автомобильные транспортные средства. Климатическая безопасность»
ГОСТ 15150–69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды»
ГОСТ Р 53165–2008 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники»
- Как быстрее прогреть машину? 6 приемов опытных водителей — тут.
- Поддержать хорошее состояние узлов и агрегатов автомобиля поможет американская автохимия Cyclo и присадки SUPROTEC. О том, как правильно обслуживать автомобиль, читайте в книгах издательства «За рулем».
- «За рулем» теперь есть и в TikTok.